Анна Рощина
Технологическая карта занятия «Леса и реки Ставрополья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование бережного отношения к природе, в частности, к лесам и рекам нашего края и города, посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- пополнять и систематизировать представления детей о типичных экосистемах (лес, водоем) ;
- Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к исчезновению других организмов. Систематизировать знания детей о взаимодействии живого и неживого в природе.
Публикация «Технологическая карта занятия „Леса и реки Ставрополья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Реки и озера
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
- развивать способность анализировать, выдвигать предположение, интересоваться и выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, устанавливать взаимосвязи обобщать, в процессе наблюдения.
- обогатить пассивный словарь детей словами: «Чла», «Чигарь»
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, правильное отношение к экосистемам и поведению в них, стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое. Воспитывать желание оказывать помощь.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Работа над словарем: Чла, Чигарь
Методы:
• информационно-рецептивный;
• репродуктивный;
• проблемное изложение;
• частично-поисковый (эвристический);
• исследовательский
Виды детской деятельности: социально-познавательная, экспериментальная, игровая, коммуникативная.
Планируемые результаты:
- дети активны в деятельности; различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным правилам;
- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания;
- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими;
- умеют ориентироваться по карте, ставить цель, выбирать маршрут;
- проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, находить выход из проблемной ситуации, склонны наблюдать, экспериментировать;
- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, в ситуации выбора проявляют желание оказать помощь, приходят к единому мнению.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, презентация: «Русский лес», «Обитатели реки», «Лес после пожара», «Загрязненные водоемы» (реки «Чла», «Чигарь», «Красный Пахарь», Карта окрестности г. Михайловска, набор предметных картинок, искусственный загрязненный водоем, оборудование для «очистки» водоема: лейки, ёмкости для воды, вата, пластилин, карта маршрута с обозначенными знаками бедствия.
Технологическая карта занятия с детьми
№ Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Планируемые результаты
1 Организационный Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнёмся.
(Слайд 1)
Ребята, что это? Что обозначено на карте? А знаете ли вы, что на карте обозначают голубым, зеленым, цветами?
Устанавливают контакт с педагогом. Улыбаются в ответ.
Наблюдают за действием воспитателя
Выражают собственные мысли;
- Это карта.
Выстраивают полный ответ, предложение;
-На карте голубым цветом изображена вода, а зелёным цветом изображена растительность.
Рассматривают карту
Сотрудничество, нацеленность.
Появление у детей заинтересованности,
познавательного интереса.
Называют объекты на карте : детский сад, лес, речка
2 Мотивационный Ребята, вы слышите сигнал тревоги. (Слайд 2)
Сигнал «СОС». В каких случаях подают сигнал «СОС»?
В каких природных зонах случилась беда? Как можно это определить?
Как мы определили, где случилась беда?
Для кого лес является домом, а река?
Как можно узнать, что произошло,
можем ли мы помочь им?
Что и Кто нам может встретиться в пути?
Наше путешествие может быть трудным и опасным, что нужно сделать, прежде чем оправляться? Предлагаю подумать, что нам понадобится в дороге?
Проявляют сопереживание.
- Это кто-то просит о помощи, значит, он сам не может справиться.
- Ему нужна помощь.
- Это можно определит с помощью значков, которые обозначены на карте.
- В пути нам могут встретиться животные, опасные переходы, тропинки.
- Надо обдумать маршрут.
- Нам понадобится аптечка с медикаментами.
Перечисляют предметы, которые могут пригодиться в походе
Вывод детей о том, что кто-то, где-то терпит бедствие.
Выясняют по условным знакам на карте, что сигналы поступают из леса и водоема.
Приходят к единому мнению.
3 Образовательный Лес (Слайд 3 «Лес после пожара»)
Прислушайтесь дети, как плачет наш лес!
Как вы думаете, что здесь произошло.
Из-за чего произошёл пожар?
Вы правы дети, пожар произошёл по неосторожности туристов. Здесь действительно был пожар, пострадало много растений, а это значит, что животным и птицам нечем будет питаться и они тоже, подвержены опасности.
Как мы можем помочь?
Я с вами согласна, мы вместе посадим новый лес, поможем ему родиться заново. у нас есть посадочный материал - семена трав, кустарников. Выберите то, что вы хотите посадить.
Давайте подумаем, с чего начнём работу?
-Для того чтобы лес родился заново нужно очень много времени, мы положим для этого начало. Что мы сделаем для того, чтобы люди не забывали о правилах поведения в лесу?
-Расставим информационные, предупреждающие и запрещающие знаки.
А нам с вами пора двигаться дальше, ведь у нас есть еще один уголок природы, который требует помощи.
Реки (Слайд 4)
Посмотрите, в каком состоянии находятся реки нашего города «Красный пахарь», «Чла», а река «Чигарь» вовсе почти исчезла.
-Посмотрите, сколько грязи в воде?
-Как думаете, кто-нибудь из живых организмов сможет выжить в такой воде?
-Раньше в этих реках водилось много разной рыбы, но теперь она вся почему- то исчезла. Что могло случиться?
А как вы думаете, человек пострадал как то от загрязнения водоема?
-И как же можно исправить эту ситуацию?
- Мы очистим водоем от мусора.
- Посадим «живую», зеленую изгородь вокруг водоема, чтобы укрепить почву берегов, а так же сохраним жизнь насекомым, птицам и мелким животным,
- Очистим воду через фильтры, чтобы она была пригодна для использования человеком. Сравним очищенную и неочищенную воду. Что вы заметили?
- Вероятно, здесь был пожар.
- Пострадало много животных.
- Им нужна наша помощь.
- Посадить новые кустарники и деревья.
Сеют семена трав, кустарников, деревьев в емкость с землей.
«Береги лес от пожара», «Не шумите в лесу»
«Не разжигай костров у деревьев», «Не разоряй гнёзда птиц», «Не ломай ветки деревьев».
«Уходя из леса - потуши костер»
«Лес- это наше богатство».
- В грязной воде не могут жить рыбы.
- Растения, тоже погибли из-за загрязнения.
- Рыбам нечем питаться.
- Людям нельзя употреблять такую воду в пищу, купаться в ней.
- На водоем установим защитный фильтр (очистные сооружения)
- Подберём и установим знаки у очищенного водоема
- «Не бросай мусор в воду», Не рви водные растения», «Не мой машины в реке».
-Вода стала намного чище, рыбы смогут жить в такой воде.
-Для растений вода тоже стала пригодной. Выражают собственные чувства, строят полный ответ, выстраивают логическую цепочку.
Приходят к выводу, что гибель растений приводит к гибели животных, так, как нечем питаться, негде жить, воздух становится бедным, происходит нехватка кислорода.
Высказывают предположения
Подбирают и устанавливают знаки в новом лесу.
Выражают собственные суждения, высказывания. Выстраивают логическую цепочку
Приходят к выводу что из-за загрязнений погибли животные и растения в реке.
Рассказы из личного опыта
Ищут пути решения, приходят к единому мнению (посадить защитные лесопосадки, построить очистные сооружения)
Проводят опыт очистки воды через заранее подготовленные своими руками фильтры. (Лейка в ней лежит кусок ваты).Выполняют задание, очищают воду,
Делают защитные валики из пластилина.
4 Рефлексивный Наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться
Ребята я предлагаю отметить на нашей карте маршрут места, где мы побывали. Как мы это сделаем?
А ещё предлагаю обозначить, кто встретился нам на пути и где.
Поощрение к ответам, рассуждениям.
Предлагаются различные картинки животных и растений Работают индивидуально и коллективно с картой.
5 Итоговый Ребята, вам понравилось наше с вами сегодняшнее путешествие?
Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли?
Что нового вы узнали сегодня?
А что бы вы хотели узнать еще?
Мне тоже понравилось наше путешествие, я очень довольна вашей работой, вы молодцы, справились со всеми трудностями. Всем спасибо!
- Да, путешествие было очень интересным и познавательным.
- Мы очистили реки.
- Сделали защитные валики.
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет
2. Танасийчук В. "Экология в картинках"
3. Берестов В. Д. "Как найти дорожку" (сборник сказок)
4. Николаева С. Н. Программа «Юный эколог»
5. Энциклопедия для детей. «Экология» под редакцией Виктора Володина.
6. Строков В. Звери и птицы наших лесов. -М. :Лесн. пром-сть,1975.
7. В. Ф. Вишнякова «Экология Ставропольского края»
Ставрополь. 2000 г.
8. В. С. Белозеров «Экология и социальная география Ставропольского края»
8. А. Л. Черногоров, В. А Шаповалов и др. «История городов и сел
Ставропольского края»
9. В. А. Ивановский «Занимательное краеведенье»
Москва – Ставрополь. 2003 г.
10. Г. Г Старшинов «Сохраним для потомков»
Интернет ресурсы:
https://ds82.ru/doshkolnik/4480.html
https://viki.rdf.ru/item/1497/
https://viki.rdf.ru/cat/okrujaushiy_mir/?page=10#list
Источник: https://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv86.htm