Наталья Егорчева
Методическая разработка по внедрению и апробированию приемов мнемотехники как эффективного средства по обучению пересказу
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенка необходимо научить рассказывать. Рассказ дошкольника должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Публикация «Методическая разработка по внедрению и апробированию приемов мнемотехники как эффективного средства по обучению пересказу» размещена в разделах
К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь.
В своей педагогической практике, я столкнулась с тем, что с каждым годом, возрастает процент детей с нарушениями развития речи. Работая в группе комбинированной направленности, я обратила внимание, что дети имеют ограниченный словарный запас, неумеют согласовывать слова в предложении, нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова. Кроме того, у большинства из них наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью. В совместной работе с учителем-логопедом я решила уделить особое внимание развитию связной речи детей. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Поэтому для достижения наилучшего результата и стойкости сформированных навыков связного высказывания я в своей работе активно использую приемы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.
Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей развивается память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, речь.
По мнению А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина и др. известных педагогов существует несколько факторов облегчающих становление речи ребенка.
Первый фактор, который выделяют – использование наглядности, облегчающей процесс становления связной речи.
Рассматривание окружающей обстановки, игрушек, картин и т. п. помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. .Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Данные факторы реализуются в технологии мнемотехники.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что этот термин ввел Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат Цицерону и Квинтилиану, «История мнемотехники».
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники :
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Можно привести еще определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современное понятие мнемотехники :
МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко –предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов –блоками-квадратами, Т. В Большева–коллажем, Л. Н Ефименкова –схемой составления рассказа.
Основные цели использования мнемотехники :
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;
- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;
- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;
- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Особенности мнемотехники – использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация.
Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.
Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ, и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему – ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.
Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.
С целью структурирования своей работы я выделила 3 этапа.
На первом этапе своей работы я провела диагностическое обследование сформированности навыков пересказа у детей по методике «Расскажи сам». (Приложение 1)
Процедура проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину сформированности навыков пересказа, определить трудности, возникающие при пересказе. Балльная оценка результатов в совокупности даёт полное представление о картине нарушений и позволяет выработать стратегию направленной работы.
Данная методика для изучения навыков пересказа адаптирована для детей 4-5 лет.
Цель: обследовать уровень сформированности навыков пересказа повествовательного текста.
Методика проведения обследования: краткая вступительная беседа по вопросам; чтение рассказа; повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; пересказ текста ребенком.
Стимульный материал: рассказ «Как Саша первый раз увидел самолет», картинка к рассказу.
Этапы проведения диагностики:
1. Краткая вступительная беседа по вопросам
2. Чтение рассказа.
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребенком.
Диагностическое обследование я оценивала по 5-и балльной системе и определила 3 уровня сформированности навыков пересказа у дошкольников : высокий, средний, низкий.
Балльная оценка сформированности навыков пересказа у дошкольников
№ Показатели 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1
1 Самост-ть Пересказ составлен самостоятельно Пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих) При пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок
Пересказ составлен по вопросам
Отказ от деятельности
2 Полнота При пересказе текста содержание передано в полном объеме
При пересказе текста отражена большая часть событий;
При пересказе отмечаются пропуски частей текста
Пересказ схематичен, примитивен, не завершен
Отказ от деятельности
3 Посл-ть Последовательность событий не нарушена Отмечаются незначительные трудности в реализации замысла Последовательность событий может нарушаться Пересказ составляется по вопросам Отказ от деятельности
4 Грамматика Соблюдаются грамматические нормы
Одна-две грамматические ошибки Отмечаются аграмматизмы Нарушения порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании существительных с прилагательными Отказ от деятельности
5 Словарь Используются разнообразные лексические средства Недостаточная развернутость высказывания Словарный запас ограничен, многочисленные паузы, повторы фраз Словарный запас небольшой, в основном существительные и глаголы Отказ от деятельности
6 Осн. мысль Передается основная мысль текста Основная мысль передается с помощью в виде наводящих вопросов Основная мысль передана не полностью Соскальзывание на побочные темы Отказ от деятельности
Уровни сформированности навыков пересказа у дошкольников
Высокий уровень: пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.
Средний уровень : пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
Низкий уровень: пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
Данная методика предполагает использовать следующую шкалу баллов:
от 24 - 30 баллов – высокий уровень
от 15– 23 баллов – средний уровень
от 6 – 14 баллов – низкий уровень
Таким образом, опираясь на результаты диагностического обследования детей группы, я выявила, что пересказ дети составляют по наводящим вопросам, нарушают связность изложения,пропускают части текста, делают смысловые ошибки, нарушают последовательность изложения текста. Словарный запас отличается бедностью и однообразием употребляемых языковых средств. Поэтому, для повышения уровня сформированности навыков пересказа, на втором этапе своей работы я разработала педагогическое пособие «В стране Мнемоландии…», которое включает комплекс занятий по обучению пересказу детей посредством использования мнемотехники.
Занятия по обучению пересказу детей посредством использования мнемотехники проводятсяодин раз в неделю. Длительность одного занятия составляет15-20 минут.
В комплекс занятий входят повествовательные рассказы небольшие по объему (7-8 предложений) и имеют ярко выраженную сюжетную линию.
Для каждого занятия мною был подобран наглядный материал (сюжетная картинка, составлены вопросы (для формирования умения выделять ключевое слово в предложении и фиксировать его в виде символа) и разработаны мнемотаблицы.
Для эффективного апробирования моего пособия я проводила консультации, мастер-классы, изготовление папок-передвижек для родителей по обучению пересказу с использованием мнемотехники детей дома.
На третьем этапе работы, с помощью педагогического пособия «В стране Мнемоландии.» я проводила занятия по обучению пересказу дошкольников посредством использования мнемотехники.
Занятия проводятся в игровой комнате. Дети располагаются так, чтобы они видели друг друга: на стульчиках, на ковре (на усмотрение воспитателя, т. к. важным условием успешного общения педагога и ребенка является визуальный контакт.
В игровой комнате мной организована художественно-речевая среда. В уголке для чтения я создала «Страну Мнемоландию», где дети встречают героя «Символика», и видят иллюстрации к рассказам, портреты авторов, мнемотаблицы и символы. Раз в неделю наглядно-иллюстративный материал меняется.
Важную роль на занятиях по обучению пересказу играет вымышленный герой, которого мы изобразили сами и назвали его Символик. Этот забавный, добродушный человечек стал любимцем детей. Символик был непосредственным участником всех занятий, своеобразным посредником между детьми и педагогом. Герой Символик способствует активному включению дошкольников в конкретную ситуацию общения, стимулирует их речевую деятельность.
Для беседы по рассказу, я тщательно продумывала и составляла вопросы, которые выводили ребенка на ключевое слово в предложении. Ключевое слово изображается в виде символа и таким образом закрепляется в памяти ребенка. Символы выступают на занятиях помощниками героя Символика и в игровой форме способствуют лучшему запоминанию содержания рассказа, его успешному пересказу. Далее символы составляются в мнемотаблицу, которая представляет своеобразный план рассказа, являясь эффективным средством в обучении пересказу дошкольников.
Для занятий по обучению пересказу дошкольников посредством использования мнемотехники мной подобраны и адаптированы тексты о природе, животных, птицах. Учебные тексты способствуют развитию познавательного интереса дошкольников и позволяют решать спектр образовательных и воспитательных задач.
В своей работе я использую произведения Л. С. Славиной, Я. Тайца, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина. Подобранные мной небольшие по объему (7-8 предложений) повествовательные рассказы имеют четко выраженную структуру – начало, середину, конец сюжета.
Свою работу по обучению пересказу я строю по следующему алгоритму:
1. Предварительная работа.
2. Организационный момент.
3. Подготовка к восприятию текста.
4. Чтение рассказа.
5. Физкульминутка.
6. Повторное чтение рассказа с установкой на самостоятельный пересказ.
7. Моделирование рассказа с помощью символов, которые собираются в мнемотаблицу.
8. Пересказ рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу.
9. Подведение итогов занятия.
Предварительная работа включает лексико-грамматические упражнения, направленные на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: «Один-много», «Лови и называй»; образование названий детенышей в единственном и множественном числе: «Назови детеныша», «Назови детенышей»; образование притяжательных прилагательных: «Чей хвост?», «Чей след?», «Чьи лапы?»; закрепление формы предложного падежа существительных «Кто где живет?», «Помоги животным найти свой домик» и т. п.
Также я использую на занятиях технические средства : аудиозапись фрагментов детских музыкальных произведений для раскрытия темы рассказа, аудиозапись звуков живой природы.
Занятия проводятся в игровой форме, в атмосфере взаимопонимания, добра и доверия.
В результате повторного диагностического обследования наблюдается положительная динамика сформированности навыков пересказу дошкольников посредством использования мнемотехники : дети самостоятельно составляют пересказ, в полном обьеме предают содержание текста, не нарушают последовательность событий, соблюдают грамматические нормы, используют разнообразные лексические средства, и точно передают основную мысль текста. Дети научились самостоятельно выделять ключевое слово в предложении, подбирать к нему мнемокарточку, составлять мнемотаблицу, придумывать символы к ключевому слову в предложении. Так же дети с большим интересом совместно с родителями знакомятся с новыми художественными произведениями дома, придумывают символы к ключевому слову в предложении, составляют мнемотаблицы, а затем в группе знакомят детей с прочитанным произведением, используя свою мнемотаблицу.
Таким образом, в результате проведенной работы, я убедилась, что приемы мнемотехники являются эффективным средством в обучении пересказу дошкольников.
Приложение 1
Методика диагностического обследования сформированности навыков пересказа у детей «Расскажи сам».
1. Краткая вступительная беседа по вопросам
Какое сейчас время года?
Что происходит весной с природой?
Во что играют дети весной?
2. Чтение рассказа.
«Как Саша первый раз увидел самолет»
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли. Саша расстроился.
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребенком.