МААМ-картинки

Методическая разработка по внедрению и апробированию приемов мнемотехники как эффективного средства по обучению пересказу

Наталья Егорчева
Методическая разработка по внедрению и апробированию приемов мнемотехники как эффективного средства по обучению пересказу
▼ Скачать + Заказать документы

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенка необходимо научить рассказывать. Рассказ дошкольника должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Публикация «Методическая разработка по внедрению и апробированию приемов мнемотехники как эффективного средства по обучению пересказу» размещена в разделах

К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь.

В своей педагогической практике, я столкнулась с тем, что с каждым годом, возрастает процент детей с нарушениями развития речи. Работая в группе комбинированной направленности, я обратила внимание, что дети имеют ограниченный словарный запас, неумеют согласовывать слова в предложении, нарушено звукопроизношение и слоговая структура слова. Кроме того, у большинства из них наблюдаются нарушения внимания, памяти, несовершенство логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью. В совместной работе с учителем-логопедом я решила уделить особое внимание развитию связной речи детей. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Поэтому для достижения наилучшего результата и стойкости сформированных навыков связного высказывания я в своей работе активно использую приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей развивается память, мышление, внимание, воображение и, следовательно, речь.

По мнению А. М. Леушиной, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина и др. известных педагогов существует несколько факторов облегчающих становление речи ребенка.

Первый фактор, который выделяют – использование наглядности, облегчающей процесс становления связной речи.

Рассматривание окружающей обстановки, игрушек, картин и т. п. помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. .Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Данные факторы реализуются в технологии мнемотехники.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что этот термин ввел Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат Цицерону и Квинтилиану, «История мнемотехники».

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники :

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Можно привести еще определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современное понятие мнемотехники :

МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

МНЕМОТЕХНИКА – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко –предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов –блоками-квадратами, Т. В Большева–коллажем, Л. Н Ефименкова –схемой составления рассказа.

Основные цели использования мнемотехники :

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Особенности мнемотехники – использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ, и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему – ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.

Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

С целью структурирования своей работы я выделила 3 этапа.

На первом этапе своей работы я провела диагностическое обследование сформированности навыков пересказа у детей по методике «Расскажи сам». (Приложение 1)

Процедура проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину сформированности навыков пересказа, определить трудности, возникающие при пересказе. Балльная оценка результатов в совокупности даёт полное представление о картине нарушений и позволяет выработать стратегию направленной работы.

Данная методика для изучения навыков пересказа адаптирована для детей 4-5 лет.

Цель: обследовать уровень сформированности навыков пересказа повествовательного текста.

Методика проведения обследования: краткая вступительная беседа по вопросам; чтение рассказа; повторное чтение рассказа с установкой на пересказ; пересказ текста ребенком.

Стимульный материал: рассказ «Как Саша первый раз увидел самолет», картинка к рассказу.

Этапы проведения диагностики:

1. Краткая вступительная беседа по вопросам

2. Чтение рассказа.

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребенком.

Диагностическое обследование я оценивала по 5-и балльной системе и определила 3 уровня сформированности навыков пересказа у дошкольников : высокий, средний, низкий.

Балльная оценка сформированности навыков пересказа у дошкольников

№ Показатели 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1

1 Самост-ть Пересказ составлен самостоятельно Пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих) При пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок

Пересказ составлен по вопросам

Отказ от деятельности

2 Полнота При пересказе текста содержание передано в полном объеме

При пересказе текста отражена большая часть событий;

При пересказе отмечаются пропуски частей текста

Пересказ схематичен, примитивен, не завершен

Отказ от деятельности

3 Посл-ть Последовательность событий не нарушена Отмечаются незначительные трудности в реализации замысла Последовательность событий может нарушаться Пересказ составляется по вопросам Отказ от деятельности

4 Грамматика Соблюдаются грамматические нормы

Одна-две грамматические ошибки Отмечаются аграмматизмы Нарушения порядка слов в предложении, отсутствие или неправильное употребление предлогов, ошибки в словоизменении существительных по падежам, в согласовании существительных с прилагательными Отказ от деятельности

5 Словарь Используются разнообразные лексические средства Недостаточная развернутость высказывания Словарный запас ограничен, многочисленные паузы, повторы фраз Словарный запас небольшой, в основном существительные и глаголы Отказ от деятельности

6 Осн. мысль Передается основная мысль текста Основная мысль передается с помощью в виде наводящих вопросов Основная мысль передана не полностью Соскальзывание на побочные темы Отказ от деятельности

Уровни сформированности навыков пересказа у дошкольников

Высокий уровень: пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

Средний уровень : пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

Низкий уровень: пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Данная методика предполагает использовать следующую шкалу баллов:

от 24 - 30 баллов – высокий уровень

от 15– 23 баллов – средний уровень

от 6 – 14 баллов – низкий уровень

Таким образом, опираясь на результаты диагностического обследования детей группы, я выявила, что пересказ дети составляют по наводящим вопросам, нарушают связность изложения,пропускают части текста, делают смысловые ошибки, нарушают последовательность изложения текста. Словарный запас отличается бедностью и однообразием употребляемых языковых средств. Поэтому, для повышения уровня сформированности навыков пересказа, на втором этапе своей работы я разработала педагогическое пособие «В стране Мнемоландии…», которое включает комплекс занятий по обучению пересказу детей посредством использования мнемотехники.

Занятия по обучению пересказу детей посредством использования мнемотехники проводятсяодин раз в неделю. Длительность одного занятия составляет15-20 минут.

В комплекс занятий входят повествовательные рассказы небольшие по объему (7-8 предложений) и имеют ярко выраженную сюжетную линию.

Для каждого занятия мною был подобран наглядный материал (сюжетная картинка, составлены вопросы (для формирования умения выделять ключевое слово в предложении и фиксировать его в виде символа) и разработаны мнемотаблицы.

Для эффективного апробирования моего пособия я проводила консультации, мастер-классы, изготовление папок-передвижек для родителей по обучению пересказу с использованием мнемотехники детей дома.

На третьем этапе работы, с помощью педагогического пособия «В стране Мнемоландии я проводила занятия по обучению пересказу дошкольников посредством использования мнемотехники.

Занятия проводятся в игровой комнате. Дети располагаются так, чтобы они видели друг друга: на стульчиках, на ковре (на усмотрение воспитателя, т. к. важным условием успешного общения педагога и ребенка является визуальный контакт.

В игровой комнате мной организована художественно-речевая среда. В уголке для чтения я создала «Страну Мнемоландию», где дети встречают героя «Символика», и видят иллюстрации к рассказам, портреты авторов, мнемотаблицы и символы. Раз в неделю наглядно-иллюстративный материал меняется.

Важную роль на занятиях по обучению пересказу играет вымышленный герой, которого мы изобразили сами и назвали его Символик. Этот забавный, добродушный человечек стал любимцем детей. Символик был непосредственным участником всех занятий, своеобразным посредником между детьми и педагогом. Герой Символик способствует активному включению дошкольников в конкретную ситуацию общения, стимулирует их речевую деятельность.

Для беседы по рассказу, я тщательно продумывала и составляла вопросы, которые выводили ребенка на ключевое слово в предложении. Ключевое слово изображается в виде символа и таким образом закрепляется в памяти ребенка. Символы выступают на занятиях помощниками героя Символика и в игровой форме способствуют лучшему запоминанию содержания рассказа, его успешному пересказу. Далее символы составляются в мнемотаблицу, которая представляет своеобразный план рассказа, являясь эффективным средством в обучении пересказу дошкольников.

Для занятий по обучению пересказу дошкольников посредством использования мнемотехники мной подобраны и адаптированы тексты о природе, животных, птицах. Учебные тексты способствуют развитию познавательного интереса дошкольников и позволяют решать спектр образовательных и воспитательных задач.

В своей работе я использую произведения Л. С. Славиной, Я. Тайца, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина. Подобранные мной небольшие по объему (7-8 предложений) повествовательные рассказы имеют четко выраженную структуру – начало, середину, конец сюжета.

Свою работу по обучению пересказу я строю по следующему алгоритму:

1. Предварительная работа.

2. Организационный момент.

3. Подготовка к восприятию текста.

4. Чтение рассказа.

5. Физкульминутка.

6. Повторное чтение рассказа с установкой на самостоятельный пересказ.

7. Моделирование рассказа с помощью символов, которые собираются в мнемотаблицу.

8. Пересказ рассказа с наглядной опорой на мнемотаблицу.

9. Подведение итогов занятия.

Предварительная работа включает лексико-грамматические упражнения, направленные на образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: «Один-много», «Лови и называй»; образование названий детенышей в единственном и множественном числе: «Назови детеныша», «Назови детенышей»; образование притяжательных прилагательных: «Чей хвост?», «Чей след?», «Чьи лапы?»; закрепление формы предложного падежа существительных «Кто где живет?», «Помоги животным найти свой домик» и т. п.

Также я использую на занятиях технические средства : аудиозапись фрагментов детских музыкальных произведений для раскрытия темы рассказа, аудиозапись звуков живой природы.

Занятия проводятся в игровой форме, в атмосфере взаимопонимания, добра и доверия.

В результате повторного диагностического обследования наблюдается положительная динамика сформированности навыков пересказу дошкольников посредством использования мнемотехники : дети самостоятельно составляют пересказ, в полном обьеме предают содержание текста, не нарушают последовательность событий, соблюдают грамматические нормы, используют разнообразные лексические средства, и точно передают основную мысль текста. Дети научились самостоятельно выделять ключевое слово в предложении, подбирать к нему мнемокарточку, составлять мнемотаблицу, придумывать символы к ключевому слову в предложении. Так же дети с большим интересом совместно с родителями знакомятся с новыми художественными произведениями дома, придумывают символы к ключевому слову в предложении, составляют мнемотаблицы, а затем в группе знакомят детей с прочитанным произведением, используя свою мнемотаблицу.

Таким образом, в результате проведенной работы, я убедилась, что приемы мнемотехники являются эффективным средством в обучении пересказу дошкольников.

Приложение 1

Методика диагностического обследования сформированности навыков пересказа у детей «Расскажи сам».

1. Краткая вступительная беседа по вопросам

Какое сейчас время года?

Что происходит весной с природой?

Во что играют дети весной?

2. Чтение рассказа.

«Как Саша первый раз увидел самолет»

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли. Саша расстроился.

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребенком.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка по обучению грамоте. Стихотворение «Алфавит» и презентация Методическая разработка по обучению грамоте. Стихотворение "Алфавит"+презентация. Пояснительная записка Автор: Волченкова Ольга Александровна.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать»Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь пересказывать» У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по внедрению и апробированию приемов мнемотехники как эффективного средства по обучению пересказу
Опубликовано: 11 августа 2020 в 17:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по внедрению и апробированию приемов мнемотехники как эффективного средства по обучению пересказу» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Егорчева (УИ 299677) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД