Наталья Шамало
Консультация по речевому развитию «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
образовательной деятельности по речевому развитию
«Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день»»
Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Воспитатель: Шамало Наталья Владимировна
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора,
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие;
Цель:
• создать условия для знакомства с книжной культурой, детской литературой,
Публикация «Консультация по речевому развитию „Заучивание стихотворения П, Соловьёвой „Ночь и день“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать интерес и любовь к чтению;
• воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;
Развивающие:
• развивать интонационную выразительность речи;
• развивать свободное общение с взрослыми и детьми;
Обучающие:
• актуализировать словарный запас детей;
• совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений,
Методы и приемы:
• Наглядные (показ, демонстрация,
• Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ,
• Игровые.
Дидактический наглядный материал:
• Демонстрационный материал: сборники книг о весне, картинки по сюжету стихотворения,
• Раздаточный материал: белые и чёрные листы разного формата, гуашь, кисти, восковые мелки ;
Предварительная работа: беседы о временах года, чтение стихов о весне.
Ход образовательной ситуации:
1этап. Способствовать формированию у детей внутренней мотивации
-Ребята, отличная новость. У нас в детском саду объявлен конкурс чтецов. Главное условие конкурса: мы должны выучить наизусть весеннее стихотворение и кто лучше всех его прочитает, тот и победитель.
- Нашей группе тоже предложили поучаствовать.
-Какие будут предложения? (Ответы детей)
- Какое сейчас время года и какой весенний месяц? (Ответы детей)
- Чувствуете приближение весны? (Ответы детей)
-По каким признакам вы это заметили? (Ответы детей)
2. этап. Способствовать планированию детьми их деятельности
– Не заметили ли вы, что зимой длиннее- день или ночь?
(Ответы детей.)
-Хотите послушать, с кем сравнивает день и ночь поэтесса Поликсена Соловьёва.
Ночь зимой – как черный кот,
День – как серенькая мышь.
Но весна, весна идет,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьев,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев.
Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.
- Вам понравилось это стихотворение? О чем оно?
- С кем сравнивает поэт день и ночь в стихотворении?
- Объясните, как вы понимаете это сравнение? (ответы детей).
-Как вы думаете, подойдёт нам это стихотворение для конкурса? (Ответы детей.)
-Что можно придумать, чтобы нам было легче его выучить? Ваши предложения? (Ответы детей.)
-Может нам составить схему из картинок. Как вам такое предложение? (Ответы детей.)
- Ночь зимой – как чёрный кот,
День – как серенькая мышь.
- Какое интересное сравнение. Ночь – как чёрный кот. День как -… Это предложение можно прочитать по-разному, делая ударения на разных словах. Попробуйте, прочитать (дети проговаривают строки стихотворения).
-А вот если бы вы были художниками, какую картину вы бы нарисовали к этим строкам? (Ответы детей.)
-Мне очень понравилось это стихотворение, и я подобрала серию картинок. Может нам что-то подойдет к этим строкам? Как вы на это смотрите? (Ответы детей.)
- Послушайте, следующие строки –
Но, весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
- Слушаем следующие четыре строки –
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
-Кто хочет попробовать прочитать самостоятельно? (дети читают).
- И последнее четверостишье –
Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.
- Обратите внимание, как автор сравнивает день и ночь с котом: «Ночь зимой – как чёрный кот», а с наступлением весны «День – большой, блестящий кот».
- Большой – понятно, день стал длиннее, а почему блестящий? (ответы детей – день стал ярче, много света, солнце светит ярко и всё блестит)
3этап. Способствовать реализации детского замысла.
- Я хочу вам предложить еще одну интересную работу и попробовать себя в качестве иллюстратора, художника-оформителя. Кто знает, что это за профессия такая? (ответы детей).
- Кто может напомнить строки из стихотворения, где поэт сравнивает день и ночь с котом и мышью. Мне кажется это последние строки стихотворении, кто со мной согласен?
Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.
-Предлагаю поработать в командах! Кто за это предложение? Договоритесь между собой, кто будет рисовать кота, а кто мышь. Я тоже хочу с кем –нибудь поработать. Можно? Кто со мной?
- Где мы можем взять всё необходимое для работы?
-Предлагаю отправиться в нашу художественную мастерскую.
У каждого ребенка листы разного формата белого и чёрного цвета (день и ночь). На листе черного цвета ребята рисует мышь, а на листе белого цвета черного кота. В конце еще раз вспоминаем строки стихотворения. Половинки листов соединяем в один.
4 этап. Способствовать проведению детской рефлексии по итогам деятельности
-Что нового узнали? (Ответы детей)
-Что было интересного? (Ответы детей)
-Где и когда вам пригодится то, что вы сегодня делали? (Ответы детей)
- Легко ли вам было запомнить стихотворение? (Ответы детей)
- Что помогло лучше всего запомнить стихотворение?
-А что у вас получилось лучше всего? (Ответы детей)
-Почему это получилось? (Ответы детей)
-Что будем делать, если вдруг не выиграем в конкурсе? (Ответы детей)
-Что вы расскажете родителям (друзьям? (Ответы детей)
Похвала ребят.
- Сегодня вы меня очень порадовали, мои юные друзья!
-Вы очень хорошо работали в командах. Это о чём говорит, как вы думаете? (Ответы детей)
-Аня быстрее всех подобрала к стихотворению иллюстрации.
Дима и Мила вы отлично работаете в команде.
-А Ксения выразительно прочитала стихотворение, молодец.
-А у Софии самый милый кот получился.
-Я рада, что наша встреча вам принесла большое удовольствие.