Степанюк Виктория
Методическая разработка по проекту «Учусь красиво говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Проблема развития речи дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. Это подтверждается и анализом психолого-педагогической литературы последних лет. Проблема развития речи дошкольников приобретает в настоящее время особую актуальность. Это подтверждается и анализом психолого-педагогической литературы последних лет
Темочки:
Одна из сторон речи - звукопроизношение, которое лежит в его основе. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной
Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.
Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию, становление звукопроизношения раскрываются в работах М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, Л. Н. Ефименковой, А. И. Максакова, О. И. Соловьевой, Т. В. Тумановой, А. С. Фельдберг, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной и другие.
Цель: Через игровую деятельность повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.
Задачи:
- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
- Формирование грамматического строя речи.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи.
Актуальность:
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Дети среднего возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам. И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодняшний день задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей.
Провели анкетирование среди родителей. Результаты анкетирования родителей «Почемучки» по теме «Речевое развитие» указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей. Им интересны как теоретические так и практические педагогические находки для развития речи их детей.
К сожалению есть родители, которые не интересуются формированием речевых навыков детей. Только 48 % читают детям книги, 52 % родителей не читают детям книги. 23% игнорируют реальное общение с детьми, они предпочитают виртуальные игры дети. Всё это свидетельствует о том, что необходимо проводить специальную работу по развитию связной речи. Ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, мы решили провести работу по развитию связной речи детей с помощью изготовлений картотек, дидактических игр по развитию речи, лэпбука, используя разнообразные методы и приёмы.
Работа проводилась в течение двух месяцев. Детям предлагалась определённая работа с лэпбуком и с дидактическими играми, чистоговорки, которая рассматривалась на протяжении в режимных моментов и во второй половине дня.
Использовались разнообразные методы и приёмы :
Пересказа текста на опоре картинке
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Профессии», «Чей хвост», «Какой он», Кто что делает, «Что изменилось»,Что перепутал художник» и др.
Отгадывание загадок придумывание новых
Мои первые рассказы
Пластилинография «Рябина»
Просмотр развивающей презентаций
Драматизаций сказки «Зимовье»
Приём, способствующие более глубокому проникновению в образный строй и язык сказки: Драматизация наиболее интересных отрывков в плане обогащения и активизации словарного запаса.
Особое внимание уделяли развитию мышления и воображения, которые позволяют различить реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для ребё нка: оно делает его жизнь неповторимой и нестандартной, творческой.
Так же была проведена работа с родителями. Были разработаны консультации «Развитие речи 4-5 лет» Буклет «Как развивать речь у ребенка дома»
Итогом работы стала драматизация сказки «Зимовье зверей»
Заметили, что уровень развития связной речи у детей среднего возраста значительно повысился. Значит целенаправленная, пoдготовленная и проведённая работа по развитию связной речи является эффективной.
В процессе работы у детей сформировались определё нные навыки и умения:
1) Задавать вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, говорить по очереди, не перебивая собеседника.
2) В разговорном общении пользоваться разными типами предложений (с помощью воспитателя);
3) Составлять короткие рассказы, сказки, пересказывать, воспроизводить текст по иллюстрациям. Таким образом, сказка является эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, развитие речи является эффективным средством у детей среднего дошкольного возраста.