Ирина Блинова
Методическая разработка «Алгоритм изображения природы (пейзажей) в рисунке с перспективой»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Блинова Ирина Васильевна, воспитатель высшей категории ГБДОУ детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района Санкт – Петербурга.
Методическая разработка «Алгоритм изображения природы (пейзажей) в рисунке с перспективой для детей дошкольников подготовительного возраста (6-7 лет)».
1. Актуальность:
Публикация «Методическая разработка „Алгоритм изображения природы (пейзажей) в рисунке с перспективой“» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Психологические и возрастные особенности детей 6-7 лет в изобразительной деятельности проявляются более схематичными деталями в рисунке, реалистичными предметами, объединенными в сюжет и расположенными на листе друг над другом (фаза перспективы в рисунке – суперпозиция). У детей этого возраста только начинает сформировываться понимание истинной перспективы в рисунке, когда отдаленные предметы изображаются меньшего размера, чем расположенные ближе.
Наш детский сад компенсирующего вида и наши воспитанники – дети с тяжелыми нарушениями речи, для которых выполнение рисунков природы с перспективой, является сложным процессом. Для того чтобы процесс рисования таких рисунков был понятен детям и приносил им радость и удовольствие, педагогу необходимо обучать детей необходимым приёмам и навыкам. Дети часто не видят деталей, которые являются смысловым стержнем рисунка и испытывают затруднения при создании образа. В помощь детям при создании картин природы, я применяю своё наглядное пособие, которое является не образцом для срисовки, а ориентиром в последовательности рисования.
Алгоритм изображения природы в рисунке с перспективой.
Алгоритм представляет собой планшет из прозрачных файлов, на которых последовательно нарисованы черным маркером природные объекты (детали пейзажа). Файлы скрепляются вместе за перфорацию (у меня, скрепками в двух местах). В последний файл (нижний) вставлен лист А-4 (горизонтальное положение) с прорисованным горизонтом и раскрашенным акварелью небосводом, поверхность земли остаётся не раскрашенной. На последующих файлах, изображены 1-2 детали пейзажа, с постепенным увеличением в размерах.
Основной идеей, этого алгоритма, является наглядность изображения объектов природы в перспективе, от самых удаленных объектов и увеличивающихся к первому плану рисунка. Когда дети прорисовывают один этап, перекидывается очередной файл, и на рисунке появляется очередная деталь пейзажа с увеличением, которая вливается в общий сюжет рисунка.
2. Цель:
Знакомить детей с понятием «горизонт» и упражнять их в его прорисовке;
Знакомить детей с алгоритмом изображения природы в рисунке с перспективой и упражнять их в его прорисовке.
Вызывать у детей желание выполнять алгоритм рисования природы в самостоятельной изобразительной деятельности.
3. Задачи:
Познавательное развитие:
Расширять и углублять представления детей об окружающем природном мире и о взаимосвязях природных объектов, характерные особенности природных объектов.
Речевое развитие:
Обогащать лексический словарь детей понятиями «горизонт», «перспектива», названиями природных объектов и явлений, их характерными особенностями.
Социально – коммуникативное развитие:
Повышать положительную самооценку детей, прививать им чувство ответственности, сопереживания. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Художественно – эстетическое развитие:
Формировать позитивное настроение детей в изобразительной деятельности, учить их созерцать и видеть красоту природы в любых её проявлениях.
Развивать у детей композиционные навыки, цветовосприятие, пропорциональные соотношения предметов. Совершенствовать у детей навыки работы с кистью и красками (акварель, гуашь, карандашом, упражнять их проводить легкие контурные линии.
Физическое развитие:
Развивать мелкую моторику руки, координацию движений при выполнении контурных линий, штрихов простым карандашом, при проведении кистью линий разной толщины и конфигурации.
4. Методы, используемые в образовательной работе с детьми:
- словесные (объяснение, описание);
-наглядные (наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций);
-практические (синхронное рисование, репродуктивное рисование (повтор, «пассивное» рисование рукой ребенка);
-игровые (пальчиковые, подвижные).
5. Материалы:
- Алгоритм изображения природы в рисунке с перспективой;
- Краски (акварель, гуашь);
-Простой карандаш;
- Кисти: тонкая, толстая;
- Лист для акварели (формат А-4 для первых работ, формат А-3 с приобретением навыков);
-Тканевые и бумажные салфетки.
6. Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций пейзажей, изображений диких животных в природе;
- Чтение стихов и рассказов о природе Е. Чарушина, Н. Сладкова, В. Бианки.
- Наблюдение за растениями, небом на участке детского сада.
7. Методика проведения изо – деятельности по алгоритму «Заяц в осеннем лесу»:
• Рассматриваем вместе с детьми закрепленный на мольберте алгоритм. Показывайте на рисунке алгоритма и объясняйте детям:
Где проходит линия горизонта, что такое горизонт;
Как выглядят удаленные объекты, почему они меньше, чем те которые ближе;
Какие предметы мы видим на рисунке, какие предметы хотели бы нарисовать дети.
1 фото.
• Приглашаете детей за подготовленные столы. Откидываете все файлы наверх, оставляя самый последний с прорисованной линией горизонта. Напоминаете детям, что простым карандашом проводим тонкий контур. Прорисовываете линию горизонта.
Акварельными красками рисуете фон неба и земли в технике «по мокрому фону», такой фон выглядит легче. Выбираем «осенние краски». Пока высыхает фон, можно провести подвижную игру (координация речи с движением) по лексической теме.
2 фото.
• Последовательно перекидываете остальные файлы и прорисовываете с детьми только контур предметов природы с объяснениями по величине, напомните им, какие объекты природы они хотели нарисовать самостоятельно.
3 фото.
4 фото.
5 фото.
6 фото.
• Для прорисовки зайца можно применять обводки, если дети со слабыми навыками.
• Теперь самое интересное! Раскрашиваем рисунок гуашью. Побуждайте детей дополнять рисунок «осенними» деталями.
Рисунок выполнен ребенком по алгоритму.
7 фото.
Почему у меня не закрашена поверхность земли?
Потому, что на разное время года будет свой фон.
Почему у меня толстые линии на рисунке?
Потому, что тонкие линии маркера плохо видны подгруппе детей. Этот момент оговаривается с детьми перед занятием, у них на рисунке - только тонкие и легкие линии контура.
Не затянется ли занятие?
Если дети с не сформированными навыками рисования, то можно провести занятие только по первому листу с проведением линии горизонта и раскрашиванием фона акварелью. Остальное, провести на следующем занятии.
Если дети работали по этому алгоритму не первый раз и их навыки рисования на достаточном уровне, то работа идёт быстро и активно.
Какие преимущества у алгоритма?
• Дети могут рисовать на любом формате: А-5, А-4, А-3
• Можно останавливать процесс рисования с детьми на любом этапе, а продолжение рисования на следующем занятии будет проходить легче, так как все этапы зафиксированы на файлах, можно просто пролистнуть все, что нарисовали на прошлом занятии и напомнить детям, о том, что сделали.
• В алгоритм можно добавлять файлы с деталями, а можно убрать файл и упростить рисунок. Можно менять первый файл с персонажем на другой файл с другим персонажем. Для рисования животных можно использовать обводки, трафареты.
• Планшет с алгоритмом можно выставлять для самостоятельной деятельности детей и использовать в индивидуальной работе с детьми.
• Изготавливается легко, надо иметь перманентный (несмываемый) маркер и файлы. Прочный, удобный. Подборка алгоритмов хранится в твердой папке на кольцах. Такой алгоритм можно изготовить, используя удачные рисунки в раскрасках.