Марина Крайтор
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Африку к животным жарких стран»
Цель: способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, закреплять и расширять знания детей о животных жарких стран.
Задачи:
Обучающая – уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных Африки
Публикация «Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в Африку к животным жарких стран“» размещена в разделах
Социально – коммуникативное и Познавательное развитие, учить самостоятельному применению доступных методов выполнения заданий, ведущих к правильному результату.
Развивающая – Развивать представление детей и развивать интерес к представителям живой природы; создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Воспитывающая – воспитывать уверенность в своих возможностях, формировать навыки вежливого общения, чувство товарищества, желание помочь в трудной ситуации ближнему. А также воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах с взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;
Материал: Конверт с изображением животных Африки; текст письма на листе бумаги; муляжи фруктов; детский рюкзак; бутылка с водой; билеты на корабль ( по два одинаковых с изображением геометрических фигур: треугольника, круга, квадрата, прямоугольника, овала разного цвета); стульчики по количеству детей; 2 обруча; разрезная картинка – борт корабля; чашки для воды из пластмассы (4-5 шт.); губки или кисточки по количеству детей; водные раскраски с изображением животных Африки; сигнальные карточки (красного и зеленого цвета) на каждого ребенка.
Предварительная работа: беседы о животных жарких стран.
Ребята, посмотрите
Нам прислали письмо. Давайте поскорее его прочтем.
-Дорогие дети! Пишет вам Доктор Айболит. Как вы знаете, я вылечил больных зверей, которые живут в Африке. Но у них случилось другое несчастье. Ужасный ураган уничтожил весь урожай фруктов, и осушил все реки, а ведь они очень важны для укрепления ослабленного болезнью организма. Помогите, пожалуйста африканским животным восстановить здоровье. Мы вас очень ждём! Приезжайте поскорее!
- как вы думаете, что нам необходимо взять с собой, чтобы накормить и напоить всех обитателей?
-Давайте соберем фрукты в рюкзак, ими мы накормим травоядных животных. А для хищников, возьмем запас воды, а мясо они сами как-нибудь раздобудут. Рюкзак мы возьмем с собой в дорогу
– А как вы думаете на чем мы с вами можем добраться до берегов Африки? (ответы детей)
- Из чего мы можем построить корабль?
- Ну вот наш корабль готов к путешествию, осталось собрать команду.
- Люди каких профессий работают на корабле? (Капитан, юнга матросы, кок, врач.).
-Чтобы стать пассажирами нашего корабля нам нужно купить билеты. Где это можно сделать? (ответы детей)
-Внимание! Внимание!
Касса открывается!
К открытию всё готово.
Билеты предлагаются за вежливое слово.
– Ребята, скажите, а какими должны быть друзья? Назовите их качества. (ответы детей)
- Отправляемся в путь!
Вам ребята нужно занять места согласно купленным билетам.
Д/и «Найди пару» - дети должны найти на спинке стула такую же геометрическую фигуру как у них на билетах и занять своё место.
- Давайте глазами найдем всех чаек. (зарядка для глаз) Сколько их (ответы детей)
- Друзья, я вижу берег Африки, но что же случилось? Кажется мы натолкнулись на подводные скалы и в боку корабля появилась пробоина. Через неё поступает вода. Нам нужно срочно эвакуироваться. Для этого у нас есть спасательные шлюпки.
П/и «Перевези на берег» - дети (матросы) перевозят пассажиров в шлюпках (обручи) на берег.
- Вот мы все и на берегу. Давайте присядем на песок и отдохнем.
Упражнение на расслабление «Пересыпь песок из руки в руку» - дети имитируют руками движения по пересыпанию песка из руки в руку; вдох носом, на выдох произносят протяжно звук «С-с-с»
- Отдохнули. А теперь нам нужно заделать пробоину в боку корабля. Д/и «Сложи пазл» - дети подбирают «осколки» (пазлы) и находят их место в борту корабля.
• А сейчас я проверю, как вы знаете названия детёнышей животных жарких стран. Я называю взрослое животное, а вы – детё ныша:
Например:
У бегемота -… бегемотик
У льва – … львёнок
У слона – … слонёнок
У верблюда – … верблюжонок
У обезъяны - … обезъянка
У жирафа – … жирафёнок.
Чтобы найти зверей нам нужно отгадать загадки:
1. Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
2. Носом – шлангом великан
Моется, как в душе.
Это житель жарких стран
Всех крупней на суше.
- Что делает слон хоботом?
- А знаете ли вы, что слон очень боится мышей и муравьев. Они могут принести ему вред.
К примеру, мышь, забирается в хобот и прогрызает все ему внутри, когда он спит, ; а муравей, во время сна слона, может прогрызть подошвы ног, и бедный слон не может ходить.
Следующая загадка:
. В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
4 загадка:
Травояден, ростом с метр.
Ты в саванне меня встретишь.
Вместо носа рог иль два –
Еле держит голова.
Чёрным быть могу иль белым.
Плаваю в воде умело.
Коль увидишь на дороге…
Враз узнаешь … носорога.
Ну и последняя загадка:
Вот живой подъёмный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвёт и листья, и банан. (жираф)
-А каких еще животных Африки мы не назвали?
Посмотрите звери какой категории совершено потеряли после болезни свои цвета и стали совершенно прозрачными. (дети ищут изображения животных).
-Давайте скорее угостим травоядных животных фруктами.
- А для того, чтобы хищные животные окончательно выздоровели, нужна живая вода. Ребята, а мы ведь захватили её с собой.
- Что нужно сделать с изображениями хищников, чтобы вернуть им естественный цвет? Что нам понадобится?
-Посмотрите цвета к животным вернулись и они стали снова здоровыми и веселыми.
- зверята прощаются с нами и желают доброго пути! Давайте тоже скажем им: «Счастливо оставаться!»
- Отправляемся домой! Занять свои места!
Обратите внимание, что на ваших местах лежат сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Чтобы вернуться обратно я буду говорить следующие предложения, если вы считаете, что оно правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную посмотрим какие вы были внимательные.
Рефлексия
- Наша дружная команда закончила свою добрую и благородную миссию. Что больше всего вам запомнилось, понравилось? (ответы детей)
- Ну что друзья, поможем бедным животным?
_ Я даже не удивлена вашему ответу, вы такие все отзывчивые, дружные и смелые!
- Какая дружная, отважная компания у нас получилась!
_- Прекрасный ответ, а еще!
- Вы очень любознательны!
- Где же мы их можем взять?
- Замечательная идея!
- Прекрасное предложение!
-
-Прекрасная идея!
-Интересное предложение!
-Замечательно!
- Отлично! А давайте построим корабль из модулей? Вы согласны?
-
Вежливые слова и добрые поступки действительно творят настоящие чудеса. Они делают людей добрее и лучше. Ну вот, билеты у нас уже есть. И конечно, в путешествие можно взять только таких людей. Настоящих друзей как мы с вами.
– Поднять якорь! Полный вперёд!
-Посмотрите прямо по борту летят чайки.
-Мы с вами славно потрудились, отремонтировали наш корабль
-Лев он хищник, выслеживает добычу. У льва большая голова, пушистая грива, а у львицы гривы нет. Лев никого не боится. На охоту ходят, как правило, львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы. Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват, сыт и сам не охотится. Когда он идет на охоту - не прячется, не нападает на свою жертву исподтишка, а гордо предупреждает: рычит – я вышел на охоту, берегитесь звери.)
-Вы совершенно правы. Это слон. Что вы о нём знаете?
: -Слон – могучее, очень сильное животное. Даже льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот.
-Собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет, может переносить деревья. Хоботом он защищается от врагов, моется, набирая в хобот воды и поливая себя сверху.
. – Совершенно верно! Вы просто замечательно отгадываете животных!
Это бегемот. Бегемот – огромное и тяжелое животное. Больше времени он проводит в воде. У бегемота огромные зубы, но питается он только растениями, отрывая их своими сильными губами. Особенно большие клыки в нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Хоть и кажется, что бегемот большой и ленивый, но на самом деле он хорошо плавает и быстро бегает по суше.
- Тело носорога покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. У него очень слабое зрение. Питается носорог, преимущественно, растительной пищей и предпочитают траву. На равнинах, где в больших количествах произрастает трава, они предпочитают поедать мелкие кустарники, выдергивая их с корнем.
-. Это жираф. Что вы можете о нем рассказать?
Жираф – самое высокое из всех животных. Из-за длинной шеи может запутаться в ветках, когда питается листочками деревьев. Передние ноги длиннее задних, на голове есть небольшие рожки. Пятнышки на шкуре помогают маскироваться среди деревьев от хищников. А детёнышей у жирафа называют жирафята. Жираф, как и верблюд может тоже долго обходиться без воды, во время засухи в саванне.
- Молодцы! Вы много интересного рассказали и я думаю узнали о животных Африки.
- Нужно намочить этой водой изображения животных и тогда к ним вернется цвет. Дети мокрыми губками проводят по прозрачным изображениям животных (водные раскраски).
Ну что готовы? Поднять якорь! Полный вперед!
-Мы сегодня путешествовали по Австралии?
-Лев никого не боится?
-У слона длинная шея?
-Жираф может долго обходится без воды?
-Тело носорога покрыто пятнистой кожей?
-Африка – это царство холода?
-На охоту ходят только львицы?
-Слон самое маленькое животное на земле?
-Вы хотите еще раз побывать в Африке?