Галина Борискова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста 5–6 лет «Профессия швея»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста 5–6 лет „Профессия швея“» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать, как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений о мире труда и профессий это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Новизна.
Новизна НОД основана на практическом занятии по знакомству со свойствами ткани, со швейными принадлежностями, способами работы со швейной иглой, а также изучению техники безопасности при шитье. Такая деятельность позволяет вызвать устойчивый интерес к процессу рукоделия, а так же эффективно развивается мелкая моторика рук, обогащается словарь дошкольников.
Цель. Расширять и систематизировать знания детей о профессии швеи.
Задачи.
1. Познакомить детей с профессией «швея», с предметами труда, основными видами работы.
2. Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
3. Закрепить знания о процессе изготовления одежды, из которой она сшита, практичности ткани по сравнению с бумагой (элементарная исследовательская деятельность)
4. Развивать связную речь детей, грамматический строй речи
5. Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности, сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
6. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых, к профессии «швея».
7. Совершенствовать умение группировать предметы на основании общего признака.
Ожидаемый результат.
Иметь представление о профессии швеи, называть инструменты швеи (иголка, нитки, ножницы, швейная машинка, наперсток, сантиметр). Правильно называть профессию (швея, портниха). Действия, которые выполняет швея. Дети используют полученный опыт в совместной игровой деятельности.
Интеграция образовательных областей: познавательно – исследовательская деятельность, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Демонстрационный материал: материалы и атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Ателье», детская швейная машинка, нитки, сантиметровая лента, ножницы, наперсток, ткани разных видов, карточки из серии «Что сначала, что потом», «Этапы изготовления одежды».
Предварительная работа:
1. Разучивание пальчиковой гимнастики «Наперсток».
2. Проведение сюжетно – ролевой игры «Ателье».
3. Чтение Н. А. Константиновского, Н. А. Смирновой «Как ткани ткути нити прядут».
4. Чтение художественных произведений:
Братья Гримм «Храбрый Портняжка»,
К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»,
Н. Н. Носов «Заплатка».
5. Загадывание загадок о швейных принадлежностях.
6. Беседы:
«Предметы, украшающие одежду»
Цель: познакомить детей с историей происхождения швейных принадлежностей».
«Как заботиться о своей одежде»
Цель: учить систематизировать детские представления о бережном отношении к одежде, чистить ее, аккуратно складывать, убирать на место.
7. Создание коллекции «Виды тканей»
8. Рассматривание коллекции пуговиц.
9. Д/И «Я иголки не боюсь»
Цель: закрепить умение безопасного обращения с иглой, развивать мелкую моторику, воспитывать внимание, усидчивость.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Ребята, я хочу пригласить вас в ателье. Ателье – это дом, где работают швеи, где шьют одежду на заказ. Еще швеи работают швейных фабриках, и в домах мод.
-Ребята, посмотрите пожалуйста, на столе лежат различные предметы, как вы думаете какие из них могут понадобиться швее?
(дети выбирают различные предметы по их усмотрению)
- Я выбрала швейную машинку, она нужна, чтобы шить одежду.
- Я выбрал нитки, без них шить нельзя, они соединяют детали одежды.
- Я выбрала мел, им рисуют детали одежды, чтобы кроить.
- Я выбрал ножницы, ими отрезают нитки, и кроят одежду.
- Я выбрала сантиметр, он нужен для того, чтобы измерять какой длины должно быть платье.
Воспитатель: - Правильно, ребята, все предметы, которые вы выбрали нужны швее, без них невозможно шить одежду.
-Ребята, в нашем ателье есть разные виды тканей (показ лоскутков различных тканей).Давайте рассмотрим их, ткани отличаются друг от друга не только по цвету. Я предлагаю их потрогать руками: одни гладкие, тонкие, другие более плотные, тяжелые, некоторые ворсистые, есть меховые. Рассмотрите их, нравятся они вам? Исейчас мы свами поиграем в игру.
Дидактическая игра «Какое по качеству»
Ситец – ситцевое
Фланель – фланелевое
Шелк – шелковое
Шерсть – шерстяное
Велюр – велюровое
Штапель – штапельное
Трикотаж –трикотажное
Атлас – атласное.
Воспитатель: Я предлагаю немного размяться, покажем, как работает швея.
Физкультминутка
Ножницами режем : чик-чик-чик.
Иголкой крепко шьем: так-так-так.
Утюгом прогладим: пш-пш-пш.
Пуговки пришьем: вот-вот-вот.
Воспитатель: Ребята, к нам идет посетитель необычный, который носит одежду из бумаги (звучит песня «Буратино»). Появляется кукла с сумкой, здоровается с детьми.
Буратино хвалиться своей красивой рубашкой,говорит, что такой нет ни у кого.
-Мне ее папа Карло вырезал из бумаги и склеил, вам нравиться?
Воспитатель спрашивает, что же у него в сумочке.
-Это мне Мальвина положила, но мне это не надо.
Воспитатель - А почему? Может, ты нам покажешь, что там лежит?
(Буратино показывает, а дети называют: рубашка, шорты, майка, трусы)
Воспитатель - Ребята, назовите это одним словом.
Дети - Одежда.
Воспитатель – Буратино, почему ты не надел эту одежду?
- Она мне не нравиться, моя лучше.
Воспитатель – Сейчас мы посмотрим, чья одежда лучше.
Проводиться элементарная экспериментальная деятельность
Дети мнут бумагу и ткань, опускают в воду, выжимают.
- Атеперь предлагаю сделать вывод:
Дети – бумага мнется, а ткань нет.
- Бумага рвется, а ткань нет.
- Бумага в воде размокла, а ткань осталась.
Воспитатель –Давайте посушим ткань. ( дети выполняют дыхательное упражнение: дуют на мокрую ткань).
Буратино – Вы меня убедили, что одежда из ткани лучше, теперь я буду носить только такую. И закажу у вас в ателье себе курточку.
Воспитатель – Конечно, одежда из ткани очень практична. И мы с детьми сможем тебе помочь, мы придумаем фасон курточки, я измерю мерки для твоей одежды, и сегодня вечером сошьем вместе с девочками. Мы все будем рады, помочь тебе. (Воспитатель снимает мерки с буратино).
Асейчас я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Вышивает, шьет иголка.
Пальцу больно, пальцу колко.
А наперсток в тот же миг
К девочке на пальчик прыг!
Говорит иголке : шей!
А колоться ты не смей!
Воспитатель – А сейчас мы попробуем с вами отгадать загадки.
1. Маленького роста я, тонкая и острая, носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (иголка)
2. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).
3. Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки (утюг)
4. Где упрется хвостом,
Там и дырка потом (шило).
5. На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка
Из – под туфельки стальной
Выползает стежка (швейная машинка).
6. Они обычно для шитья
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются (иголки).
7. На пальце одном
Ведерко вверх дном (наперсток).
Отгадки предметы выкладываются на стол, затем проводиться игра «Чего не стало?»(дети закрывают глаза, воспитатель убирает какой – либо предмет, а дети отгадывают)
Воспитатель – Молодцы, ребята. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. Что нового вы узнали.
-Где мы были? (в ателье)
-Кто работает в ателье? (швея)
-Что делает швея (шьет одежду)
-Какие инструменты нужны швее для работы (машинка, иголка, нитки, ножницы, сантиметр, наперсток).
-Какая одежда прочнее из бумаги или ткани? (из ткани).
Воспитатель – Профессия швеи очень важная. Благодаря этой профессии у нас всех есть красивая и удобная одежда. Я думаю и Буратино тоже будет носить одежду только из ткани. Профессия швеи будет востребована всегда.
Литература
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
2. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи» 2007 г.
3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 5-6 лет» 2007г.
4. Авдеева Н. Н. «Безопасность»
5. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»
6. Source : https://ljubimaja-professija.ru/skazki-o-professiyakh/2236-portnoj-skazki-pro-professiyu