Полина Тагаева
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с формой
▼ Скачать + Заказать документы
Работа в группе с детьми раннего возраста имеет свою главную отличительную особенность от других возрастных групп – это то, что малыши, которые приходящие к нам в группу, практически не умеют говорить или же говорят укороченные слова или звукоподражания. Исходя из этого, главная задача – помочь ребёнку освоить речь и сенсорное воспитание играет в этом одну из главных ролей.
Темочки:
В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает детям разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Большое внимание сенсорному развитию посветили такие педагоги и психологи как: И. П. Сакулина, М. Монтессори, А. В. Запорожец, А. П. Усова,, Н. М. Щелованов., Ф. Фребель.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что ознакомление с формой вызывает у малышей такие затруднения как умение различать, показывать и называть основные формы, группировать предметы по форме.
Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста умения узнавать, называть формы, а также накопление сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя форму, а точнее, контур предмета, как основной признак для его восприятия ребенком.
Целью методической разработки является обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными формами.
Задачи:
• побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
• формировать умение называть форму предметов.
• учить группировать однородные предметы по нескольким форме;
• обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи.
Для более полной реализации данной методической разработки необходимо знать возрастных и психологических особенностей детей младшего дошкольного возраста. Учитывая то, что дети от 1,5 до 3 лет такие психические процессы как внимание, память непроизвольны, мышление является наглядно-действенным, воображение только начинает развиваться, воспитателю необходимо выстраивать образовательный процесс по реализации задач данной методической разработки через игровую и продуктивную деятельность. Задача педагога организовать игры-занятия с предметами, где ребёнок действует сначала по показу действия, и только потом по словесному указанию. Так, например, при выполнении игровых заданий кубиками (выкладывание дорожек, строительство дома) или взрослый дает ребенку носовой платок, салфетку, (разворачивает и называет форму) и т. д., у ребенка в процессе деятельности возникнет интерес, и он через игровое действие закрепит форму. Геометрические фигуры легче познаются, если использовать лепку, аппликацию - можно вылепить грибок, дав почувствовать руками (шар, цилиндр); вылепить ягодки (шарики, морковки (конус, столбики (цилиндр) и т. д. Дети начнут обобщать и выделять форму как внешнее свойство предмета (крыша – треугольник, кирпичик – прямоугольник).
В группе, где я работаю, создана зона сенсомоторного развития. В ней собран материал, который соответствует гигиеническим и техническим требованиям. Он легкий, прочный, безопасный, привлекает своей яркостью, формирует эстетический вкус. Здесь собраны всевозможные пирамидки, шнуровки, вкладыши, пристежки, липучки, моделирующие фигуры, конструкторы, мозаики, матрешки, бусы, разнообразные игры, созданные своими руками.
Таким образом, ознакомление младших дошкольников с формой должно осуществляться в разных видах деятельности через действия с предметами, игру, рисование, лепку, конструирование, наблюдение. Ознакомление с формой помогает ребёнку перейти от внешних действий, когда он зрительно определяет форму, к внутреннему плану действий, т. е., когда усиливается роль слова при ознакомлении со свойствами предметов (круглый- как солнце, квадратный -как окно) .Формирование формовосприятия у детей младшего дошкольного возраста является базовой основой для дальнейшего устойчивого усвоения форм, для изучения признаков разнообразного мира предметов.