Елена Афанасьева
Методическая разработка по формированию гендерных отношений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование первичных гендерных отношений у дошкольников»
Автор:
Афанасьева Елена Антоновна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Бисертский городской округ
2015-2016 уч. г.
«Мальчики и девочки два разных мира.
Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково!
Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат,
по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Они разные и по - своему прекрасны!
из книги «Мы мальчики, мы девочки»
автор Татаринцева.
Публикация «Методическая разработка по формированию гендерных отношений у детей» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
1. Пояснительная записка.
Проблемой гендерной идентичности является одной из важнейших проблем в психологии, без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них мужественности и женственности.
В исследованиях отечественных авторов проблемами гендерной идентификации дошкольников занимались Д. Н. Исаев, Т. О. Баранов, А. И. Захаров, И. С. Кон, В. Е. Кагон и др.
Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определенные ФГОС, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или «мальчик», а впоследствии «женщина» или «мужчина».
Если ребенок не усвоит эти понятия в дошкольном возрасте, то ему очень трудно будет справляться во взрослой жизни. Анализируя литературу по вопросу формирования гендерной устойчивости дошкольников, можно выделить три основных аспекта:
1. Когнитивный, в котором ребенок рано относит себя к определенному полу и показывает типичное ролевое поведение.
2. Эмоциональный аспект, в котором ребенок проявляет полоролевые предпочтения, интересы, эмоции. В данном направлении проводил свои исследования ученый Т. П. Хризман.
3. Поведенченский аспект, когда происходит усвоение типичной для пола модели поведения. Исследованиями в этой области занимались такие ученые как И. С. Кон, Д. В. Колесов.
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).
Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более острой. Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка», но включает и целый ряд общественных ролей. Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы, заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Неверно усвоенная половая роль мальчиком в детстве является причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, чувства неполноценности и одиночества, нестабильности семейных отношений в зрелом возрасте.
На важность решения этих вопросов указывали педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Сухомлинского, Б. Спока, А. Фромма, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Цель гендерного подхода : развитие потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной реализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.
Задачи:
- Создание ситуаций выполнения гендерных ролей, осуществляемых дошкольниками, с позиции духовно-нравственного становления личности.
- Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях
Планируемые результаты:
- накопление у детей социального опыта выполнения гендерных ролей,
- осознание детьми себя как представителя определённого пола.
2. Система работы по формированию гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста
В программе Вераксы «От рождения до школы» начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» включена задача: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей дошкольного возраста осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
2.1. Особенности гендерных различий.
В результате психолого-педагогических исследований установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие детьми гендерной роли.
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена, через театрализованную деятельность.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Исследования последних лет показали, что быстро и адекватно социализируется тот ребёнок, который яснее улавливает нюансы современных гендерных ценностей мужчин и женщин в своей семье, ближайшем социуме и гибко их использует в различных ситуациях, проявляя андрогинность (психологическая характеристика человека, определяющая его способность менять модель поведения от ситуации). Недифференцированный подход приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола.
Выстроена следующая система работы по формированию у детей дошкольного возраста первичных гендерных представлений в условиях детского сада.
1. Использование всех видов детской деятельности для формирования гендерных представлений.
2. Создание гендерно-содержательной предметно-развивающей среды в группе детского сада.
3. Организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности.
4. Организация просветительской работы среди родителей воспитанников
2.2. Методы и приемы работы по формированию у детей дошкольного возраста первичных гендерных представлений в условиях детского сада.
С учетом ФГОС и в нашем детском саду «Рябинка» используются следующие формы работы :
• НОД. Организуя непосредственно образовательную деятельность, используется принцип интеграции, тем самым решаются задачи сразу нескольких образовательных областей.
На занятиях по математике предлагаю мальчикам для порядкового счета солдатиков, кораблики, флажки, а девочкам – бантики, цветочки, куколок. Мальчиков просим придумывать и решать задачи о военных, охотниках, средствах передвижения, а девочек – о принцессах, игрушках, растениях, животных.
На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.
При организации трудовой деятельности выполнение заданий распределяем таким образом:
- мальчики ставят для занятия столы, стулья, убирают на место, переносят горшки с комнатными растениями, подметают и очищают дорожки от листвы, зимой – от снега, выносят оборудования на участок для игр;
- девочки протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное белье, протирают столы, поливают, рыхлят комнатные растения, наводят порядок на веранде, в игровых уголках.
В обязательном порядке в структуру каждой непосредственно образовательной деятельности включают следующие элементы:
- гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т. д.);
- использую гендерные игровые упражнение или проблемные ситуации, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения. Так, при организации непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» можно знакомить детей с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий.
• Игры. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. У нас в группе мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручаем «тяжёлую» работу, например: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
Моей тактикой при организации сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек данного возраста с целью закрепления в поведении позитивных стереотипов мужественных и женственных качеств является построение и развертывание многотемных сюжетов, т. е. предполагается комбинирование разнообразных событий и отношений из жизни семьи и жизни мужчин и женщин в обществе.
Формирование позитивного полоролевого поведения у детей данного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр осуществляется в следующей последовательности:
- совместное припоминание (пересказ) известных событий из жизни мужчин и женщин в обществе и в семье;
- частичное преобразование известных событий с целью обыгрывания именно позитивных качеств мужественности и женственности в сюжетно-ролевой игре;
- развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями разных полов с использованием непринужденного разговора ребенка с воображаемым собеседником;
- придумывание новых историй на основе реалистичных событий.
Показателями успешности формирования позитивного полоролевого поведения у детей данного возраста будут следующие:
• развертывание в самостоятельной сюжетно-ролевой игре специфических полоролевых действий, отражающих позитивные стереотипы мужественности и женственности;
• положительное подгрупповое или коллективное взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола.
Второй, не менее важной задачей является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.
В работе с детьми использую следующие маркеры гендерных различий :
• на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;
• подбор двух цветов полотенца для вытирания рук, стаканчики для полоскания рта, картинки на кровати,
• на спортивной форме метки для девочек и мальчиков и т. п.
В изготовлении маркеров гендерных различий должны принимать участие, как воспитатели, так и родители. Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы и родители должны уделять особое внимание.
Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний формирую картотеку дидактических игр, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой деятельности, например: «Военная техника», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков», «Дом профессий», и т. д. Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.
• Театрализованная деятельность. В театрализованной деятельности, играх драматизациях, для решения морально - этических проблемных ситуаций вместе с детьми проигрывать мини – этюды, в совместной деятельности обсуждать, решать проблемные ситуации, формируя морально – нравственные представления о мужской и женской социальной роли («Помочь Тане», «Мальчики наши защитники», «Дружат мальчики и девочки»).
• Художественная литература. Важной формой работы с детьми по формированию гендерной идентичности является чтение художественной литературы. Так как чтение является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста привлекательности гендерных ролей.
Художественные произведения всегда насыщены социальными действиями и нравственной основой. Предпочтения отдаю сказке, она знакомит детей с нормами и правилами поведения в
обществе, мужскими и женскими умениями и навыками, формирует представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. Сказка обучает и создает эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.
В русских народных сказках по-особенному называют девушек - Василиса Премудрая, девица краса, лебедь белая, лебедушка, пава, красна девица. В образе женской красоты выражаются представления о празднике и счастье, о самом дорогом и светлом в жизни - о материнстве. По-особому говорят и о мужчинах - красный молодец, богатырь, сокол-ясный. Олицетворяя тем самым мужчин с силой, выносливостью, защитой.
Таким образом, используя в своей работе богатейший опыт народа, накопленный веками, мы воспитываем уважение к старшим, формируем начала мужественности и женственности у дошкольников.
• Этические и тематические беседы («Традиции в нашей семье», «Кто мои предки», в перспективе «На кого я хочу быть похожим», «Профессии моих родителей»).
• ПРС. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Необходимыми элементами предметно-развивающей среды, помимо общепринятых, являются:
• куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и т. д.);
• схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т. п., обозначающие социально ценные качества мальчика и девочки; " и т. п.,
• уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;
• мини-среда светского этикета ("Театр", "Званый обед", "Концерт", "Незнакомые люди", "Прием гостей" и т. п., где сосредоточены костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.
Существование разграничений данных зон не означает навязывания детям игр только с четкой гендерной направленностью. В групповой комнате также имеются игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Семейная гостиная», «Супермаркет», «Медицинский центр» и др.
• Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями : встречи в родительском клубе «СемьЯ» по теме «Девочки и мальчики в детском саду», художественно-творческий проект «Мир в твоем окне»;проект «Мое генеалогическое древо», родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как : «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. ; проектная деятельность. На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группах оформлены фотогазеты «Наши замечательные мальчики», «Я и моя мама», «Моя дружная семейка», «Играют - мальчики, играют – девочки», «Один день из жизни группы».
Проведены выставки творческих семейных работ среди родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы».
Совместно с родителями проводятся культурно - досуговые мероприятия: «Не страшны преграды, если мама рядом», «Папа может все, что угодно», спортивные праздники. Для развития и поддержки творческой индивидуальности и навыков коллективной работы, вместе с детьми и при сотрудничестве с родителями, созданы тематические альбомы «Мы – одна семья», «Мое генеалогическое древо», «Как мы отдыхаем», «Мои друзья» и т. д.).
Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.
Заключение.
Работу по проблеме гендерной идентичности можно характеризовать не только системой используемых педагогических средств и приемов, но и ее результатами. В их определении важно выбрать наиболее информативные критерии, а сделать это оказалось не так просто. Как оценить уровень гендерной идентичности ребенка дошкольного возраста? С учетом того, что в дошкольном возрасте формирование гендерной идентичности направлено больше на формирование представлений о себе, своей семье, мужских и женских стереотипах поведения я выделила следующие критерии:
- имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- имеет представления о мужских и женских профессиях и делах;
- умеет вести себя в соответствии с гендерной принадлежностью;
- имеет навыки организации дифференцированного труда по гендерному принципу;
- умеет самостоятельно распределять роли в сюжетно-ролевой игре на основе гендерного подхода;
- умеет понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Уже сейчас я вижу первые результаты своей работы. Мальчики стараются помочь девочкам, а девочки позволяют им это сделать. Девочки в группе стали реже носить шорты и бриджи. Мальчики научились делать комплименты девочкам, а девочки чаще обращаться к мальчикам за помощью. Это радует меня и свидетельствует о том, что используемые мною формы работы оказывают влияние не только на интеллектуальное развитие моих воспитанников, но и на их личностное становление.
Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Наработанный педагогический опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем