Папки-передвижки

Методическая разработка по формированию гендерных отношений у детей

Елена Афанасьева
Методическая разработка по формированию гендерных отношений у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование первичных гендерных отношений у дошкольников»

Автор:

Афанасьева Елена Антоновна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Бисертский городской округ

2015-2016 уч. г.

«Мальчики и девочки два разных мира.

Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково!

Они по - разному смотрят и видят, слушают и слышат,

по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Они разные и по - своему прекрасны!

из книги «Мы мальчики, мы девочки»

автор Татаринцева.

Публикация «Методическая разработка по формированию гендерных отношений у детей» размещена в разделах

1. Пояснительная записка.

Проблемой гендерной идентичности является одной из важнейших проблем в психологии, без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них мужественности и женственности.

В исследованиях отечественных авторов проблемами гендерной идентификации дошкольников занимались Д. Н. Исаев, Т. О. Баранов, А. И. Захаров, И. С. Кон, В. Е. Кагон и др.

Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определенные ФГОС, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или «мальчик», а впоследствии «женщина» или «мужчина».

Если ребенок не усвоит эти понятия в дошкольном возрасте, то ему очень трудно будет справляться во взрослой жизни. Анализируя литературу по вопросу формирования гендерной устойчивости дошкольников, можно выделить три основных аспекта:

1. Когнитивный, в котором ребенок рано относит себя к определенному полу и показывает типичное ролевое поведение.

2. Эмоциональный аспект, в котором ребенок проявляет полоролевые предпочтения, интересы, эмоции. В данном направлении проводил свои исследования ученый Т. П. Хризман.

3. Поведенченский аспект, когда происходит усвоение типичной для пола модели поведения. Исследованиями в этой области занимались такие ученые как И. С. Кон, Д. В. Колесов.

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).

Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более острой. Половая идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я – мальчик», «Я – девочка», но включает и целый ряд общественных ролей. Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы, заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении половой идентичности. Неверно усвоенная половая роль мальчиком в детстве является причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, чувства неполноценности и одиночества, нестабильности семейных отношений в зрелом возрасте.

На важность решения этих вопросов указывали педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Сухомлинского, Б. Спока, А. Фромма, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Цель гендерного подхода : развитие потенциала личности в зависимости от пола и создание условий для максимальной реализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек.

Задачи:

- Создание ситуаций выполнения гендерных ролей, осуществляемых дошкольниками, с позиции духовно-нравственного становления личности.

- Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей дошкольного возраста.

- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях

Планируемые результаты:

- накопление у детей социального опыта выполнения гендерных ролей,

- осознание детьми себя как представителя определённого пола.

2. Система работы по формированию гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста

В программе Вераксы «От рождения до школы» начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» включена задача: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей дошкольного возраста осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

2.1. Особенности гендерных различий.

В результате психолого-педагогических исследований установлено, что именно в период дошкольного детства происходит принятие детьми гендерной роли.

• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена, через театрализованную деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Исследования последних лет показали, что быстро и адекватно социализируется тот ребёнок, который яснее улавливает нюансы современных гендерных ценностей мужчин и женщин в своей семье, ближайшем социуме и гибко их использует в различных ситуациях, проявляя андрогинность (психологическая характеристика человека, определяющая его способность менять модель поведения от ситуации). Недифференцированный подход приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола.

Выстроена следующая система работы по формированию у детей дошкольного возраста первичных гендерных представлений в условиях детского сада.

1. Использование всех видов детской деятельности для формирования гендерных представлений.

2. Создание гендерно-содержательной предметно-развивающей среды в группе детского сада.

3. Организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности.

4. Организация просветительской работы среди родителей воспитанников

2.2. Методы и приемы работы по формированию у детей дошкольного возраста первичных гендерных представлений в условиях детского сада.

С учетом ФГОС и в нашем детском саду «Рябинка» используются следующие формы работы :

• НОД. Организуя непосредственно образовательную деятельность, используется принцип интеграции, тем самым решаются задачи сразу нескольких образовательных областей.

На занятиях по математике предлагаю мальчикам для порядкового счета солдатиков, кораблики, флажки, а девочкам – бантики, цветочки, куколок. Мальчиков просим придумывать и решать задачи о военных, охотниках, средствах передвижения, а девочек – о принцессах, игрушках, растениях, животных.

На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

При организации трудовой деятельности выполнение заданий распределяем таким образом:

- мальчики ставят для занятия столы, стулья, убирают на место, переносят горшки с комнатными растениями, подметают и очищают дорожки от листвы, зимой – от снега, выносят оборудования на участок для игр;

- девочки протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное белье, протирают столы, поливают, рыхлят комнатные растения, наводят порядок на веранде, в игровых уголках.

В обязательном порядке в структуру каждой непосредственно образовательной деятельности включают следующие элементы:

- гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т. д.);

- использую гендерные игровые упражнение или проблемные ситуации, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения. Так, при организации непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» можно знакомить детей с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий.

• Игры. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. У нас в группе мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручаем «тяжёлую» работу, например: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Моей тактикой при организации сюжетно-ролевых игр мальчиков и девочек данного возраста с целью закрепления в поведении позитивных стереотипов мужественных и женственных качеств является построение и развертывание многотемных сюжетов, т. е. предполагается комбинирование разнообразных событий и отношений из жизни семьи и жизни мужчин и женщин в обществе.

Формирование позитивного полоролевого поведения у детей данного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр осуществляется в следующей последовательности:

- совместное припоминание (пересказ) известных событий из жизни мужчин и женщин в обществе и в семье;

- частичное преобразование известных событий с целью обыгрывания именно позитивных качеств мужественности и женственности в сюжетно-ролевой игре;

- развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями разных полов с использованием непринужденного разговора ребенка с воображаемым собеседником;

- придумывание новых историй на основе реалистичных событий.

Показателями успешности формирования позитивного полоролевого поведения у детей данного возраста будут следующие:

• развертывание в самостоятельной сюжетно-ролевой игре специфических полоролевых действий, отражающих позитивные стереотипы мужественности и женственности;

• положительное подгрупповое или коллективное взаимодействие со сверстниками как своего, так и противоположного пола.

Второй, не менее важной задачей является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.

В работе с детьми использую следующие маркеры гендерных различий :

• на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;

• подбор двух цветов полотенца для вытирания рук, стаканчики для полоскания рта, картинки на кровати,

• на спортивной форме метки для девочек и мальчиков и т. п.

В изготовлении маркеров гендерных различий должны принимать участие, как воспитатели, так и родители. Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы и родители должны уделять особое внимание.

Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний формирую картотеку дидактических игр, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой деятельности, например: «Военная техника», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков», «Дом профессий», и т. д. Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

• Театрализованная деятельность. В театрализованной деятельности, играх драматизациях, для решения морально - этических проблемных ситуаций вместе с детьми проигрывать мини – этюды, в совместной деятельности обсуждать, решать проблемные ситуации, формируя морально – нравственные представления о мужской и женской социальной роли («Помочь Тане», «Мальчики наши защитники», «Дружат мальчики и девочки»).

• Художественная литература. Важной формой работы с детьми по формированию гендерной идентичности является чтение художественной литературы. Так как чтение является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста привлекательности гендерных ролей.

Художественные произведения всегда насыщены социальными действиями и нравственной основой. Предпочтения отдаю сказке, она знакомит детей с нормами и правилами поведения в

обществе, мужскими и женскими умениями и навыками, формирует представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости. Сказка обучает и создает эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика.

В русских народных сказках по-особенному называют девушек - Василиса Премудрая, девица краса, лебедь белая, лебедушка, пава, красна девица. В образе женской красоты выражаются представления о празднике и счастье, о самом дорогом и светлом в жизни - о материнстве. По-особому говорят и о мужчинах - красный молодец, богатырь, сокол-ясный. Олицетворяя тем самым мужчин с силой, выносливостью, защитой.

Таким образом, используя в своей работе богатейший опыт народа, накопленный веками, мы воспитываем уважение к старшим, формируем начала мужественности и женственности у дошкольников.

• Этические и тематические беседы («Традиции в нашей семье», «Кто мои предки», в перспективе «На кого я хочу быть похожим», «Профессии моих родителей»).

• ПРС. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Необходимыми элементами предметно-развивающей среды, помимо общепринятых, являются:

• куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и т. д.);

• схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т. п., обозначающие социально ценные качества мальчика и девочки; " и т. п.,

• уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;

• мини-среда светского этикета ("Театр", "Званый обед", "Концерт", "Незнакомые люди", "Прием гостей" и т. п., где сосредоточены костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.

Существование разграничений данных зон не означает навязывания детям игр только с четкой гендерной направленностью. В групповой комнате также имеются игровые зоны для совместных игр мальчиков и девочек. Это «Семейная гостиная», «Супермаркет», «Медицинский центр» и др.

• Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями : встречи в родительском клубе «СемьЯ» по теме «Девочки и мальчики в детском саду», художественно-творческий проект «Мир в твоем окне»;проект «Мое генеалогическое древо», родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как : «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др. ; проектная деятельность. На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группах оформлены фотогазеты «Наши замечательные мальчики», «Я и моя мама», «Моя дружная семейка», «Играют - мальчики, играют – девочки», «Один день из жизни группы».

Проведены выставки творческих семейных работ среди родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы».

Совместно с родителями проводятся культурно - досуговые мероприятия: «Не страшны преграды, если мама рядом», «Папа может все, что угодно», спортивные праздники. Для развития и поддержки творческой индивидуальности и навыков коллективной работы, вместе с детьми и при сотрудничестве с родителями, созданы тематические альбомы «Мы – одна семья», «Мое генеалогическое древо», «Как мы отдыхаем», «Мои друзья» и т. д.).

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга.

Заключение.

Работу по проблеме гендерной идентичности можно характеризовать не только системой используемых педагогических средств и приемов, но и ее результатами. В их определении важно выбрать наиболее информативные критерии, а сделать это оказалось не так просто. Как оценить уровень гендерной идентичности ребенка дошкольного возраста? С учетом того, что в дошкольном возрасте формирование гендерной идентичности направлено больше на формирование представлений о себе, своей семье, мужских и женских стереотипах поведения я выделила следующие критерии:

- имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- имеет представления о мужских и женских профессиях и делах;

- умеет вести себя в соответствии с гендерной принадлежностью;

- имеет навыки организации дифференцированного труда по гендерному принципу;

- умеет самостоятельно распределять роли в сюжетно-ролевой игре на основе гендерного подхода;

- умеет понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Уже сейчас я вижу первые результаты своей работы. Мальчики стараются помочь девочкам, а девочки позволяют им это сделать. Девочки в группе стали реже носить шорты и бриджи. Мальчики научились делать комплименты девочкам, а девочки чаще обращаться к мальчикам за помощью. Это радует меня и свидетельствует о том, что используемые мною формы работы оказывают влияние не только на интеллектуальное развитие моих воспитанников, но и на их личностное становление.

Моя работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Наработанный педагогический опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем

Публикации по теме:

Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» Введение Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе.

Методическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной картины мираМетодическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной картины мира БДОУ «Зырянский детский сад» Методическая разработка образовательной деятельности по художественному творчеству и формированию целостной.

Методическая разработка «Оздоровительные игры для детей» Оздоровительные игры для детей» Когда ребенок заболевает, это становиться общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми.

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 Разнообразие форм Задачи: 1. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина,.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Методическая разработка по урегулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений Цель: ознакомить с понятием «конфликт», «конфликтоген», видами конфликтов, причинами, положительными и отрицательными сторонами конфликта,.

Методическая разработка по экологическому воспитанию детейМетодическая разработка по экологическому воспитанию детей Методическая разработка дидактических игр по экологическому воспитанию детей средней группы. Автор: воспитатель средней группы Миронова.

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры» МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146», подведомственный комитету по образованию администрации муниципального образования «Саратов».

Методическая разработка «Речевые нарушения у детей» Методическая разработка "Речевые нарушения у детей" В наше время по данным исследований 60% детей имеют нарушения речи. И с каждым годом.

Теоретический анализ проблемы гендерных различий родительско-детских отношений в семье имеющей ребенка с ДЦП Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Родительско-детские отношения - это совокупность не только определённых взаимоотношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по формированию гендерных отношений у детей
Опубликовано: 5 мая 2018 в 06:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по формированию гендерных отношений у детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Афанасьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД