Анна Овчинникова
Планирование как необходимая качественная составляющая для эффективного образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Челядьс свмдан 93 №-а видзанiн школадз велдан
Сыктывкарса муниципальнй учреждение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 93 общеразвивающего вида»
Методическая разработка по теме:
«Планирование как необходимая качественная составляющая для эффективного образовательного процесса в детском саду»
Разные виды планирования
Обобщение опыта
Из опыта работы: Овчинниковой Анны Сергеевны
Воспитатель МБДОУ №93
Сыктывкар 2020г.
Публикация «Планирование как необходимая качественная составляющая для эффективного образовательного процесса» размещена в разделах
Содержание
Актуальность планирования в работе воспитателя…. 3
Цель, задачи планирования….4
Принципы планирования….4
Функции планирования…5
Формы работы с родителями в планировании…. 5
Разные виды планирования…. 7
Список использованной литературы…. 46
2
«Когда мы тратим время на планирование, его становится больше»
М. Рустам (индийский ученый)
1. Актуальность планирования в работе воспитателя
Сегодня роль воспитателя в психическом и социальном развитии ребенка значительно возросла, поскольку ребенок проводит с воспитателем больше времени, чем с родителями.
Воспитателем-профессионалом становится тот, кто в практической работе с детьми стремиться проявлять творческую инициативу, использовать новые методы и технологии; кто постоянно занимается самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием, совершенствует свои профессиональные навыки, расширяет кругозор и рамки своих интересов.
Сегодня очень важно знать физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, уметь создавать для них благоприятный психологический климат, владеть навыками конструктивного диалога с родителями по вопросам воспитания и развития ребенка, все это позволяет воспитателю, организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Эффективность образовательного процесса в ДОУ, а также экономия времени работы самого воспитателя во многом зависит от качества его планирования.
Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки и спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания, обучения и развития дошкольника. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты им будут использованы, какая работа с родителями предусмотрена для достижения лучшей цели в воспитании и развитии детей.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.
3
2. Цель и задачи планирования
Цель планирования - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность, систематичность, управляемость и преемственность результатов.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Задачи планирования :
1. Формировать представление воспитателя о будущем состоянии процесса воспитания детей.
2. Прогнозировать результат предстоящей воспитательской деятельности.
3. Определить сроки достижения прогнозируемого состояния и предполагаемых результатов воспитательной деятельности.
4. Определить действия по достижению целевых ориентиров.
5. Определить круг организаторов и участников предстоящей деятельности.
6. Обеспечить мотивационную готовность детей и взрослых к осуществлению намеченного плана ведь от этого во многом зависит успешность деятельности по реализации составленного плана.
Необходимо отметить, что в основе любого планирования лежат следующие принципы:
• учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;
• взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития детей;
• регулярность, последовательность и цикличность воспитательных воздействий;
• Соответствие программно-методическому обеспечению;
• Включать в себя разнообразные виды деятельности;
• Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, решение проблемных ситуаций, развивающие игры.
4
Хочется добавить, что планирование выполняет следующие функции:
• Направляющую или определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;
• прогнозирующую, т. е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;
• координирующую или организаторскую, то есть, с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен делать;
• контрольную: сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей и по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности;
• репродуктивную или воспроизводящую, то есть, через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной запланированной работы.
Родители являются неотъемлемыми участниками воспитательно-образовательного процесса, поэтому я как воспитатель в содержание своей работы по планированию обязательно включаю работу с родителями. Безусловно, работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами дошкольного учреждения. Сколько мероприятий планировать, и какие, это определяет для себя каждый воспитатель сам. Причём проводить различные мероприятия с родителями могут не только воспитатели, но и другие специалисты, с которыми воспитатель ведёт преемственную работу, например, это может быть библиотекарь, завуч школы, физрук или музыкальный руководитель детского сада и так далее. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.
В планировании работа с родителями может быть расписана в различных формах проведения:
• родительские собрания,
• консультации (индивидуальные, групповые,
• семинары-практикумы,
5
• тематические выставки,
• эпизодические беседы с родителями,
• клубы по интересам,
• совместные праздники,
• развлечения и досуги,
• анкетирование,
• родительские посиделки,
• экскурсии,
• туристические походы,
• участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Я придерживаюсь мнения, что план — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми. А так же, хочется отметить, что в планировании главное не схема, форма, а содержание.
Далее я прилагаю различные виды планирования, которые безусловно, делают мою работу по воспитанию, обучению и развитию детей более качественной и эффективной.
6
Перспективное планирование работы с детьми
по здоровому образу жизни, а так же проекту «Мы – здоровячки»
Сентябрь
1. Познавательное занятие.
Тема: «Что такое здоровье?»
Задачи:
Систематизирование знаний детей о составляющих понятия «здоровье».
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
2. Познавательная беседа.
Тема: «Закаляйся каждый день, пройдет усталость, вялость, лень»
Задачи:
Формировать и закреплять полезные навыки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.
3. Познавательное занятие.
Тема: «Режим дня»
Задачи:
Объяснить понятие «режим», развивать мыслительные операции.
Воспитывать необходимость соблюдения режима дня.
4. Познавательная беседа.
Тема: «Наши верные друзья».
Задачи:
Совершенствовать гигиенические навыки и знания.
Способствовать расширению знаний и представлений о ЗОЖ.
5. Аппликация.
Тема: «Натюрморт из овощей и фруктов»
Задачи:
Учить детей располагать в аппликации предметы на широкой поверхности, частично загораживая один другим.
Развивать навыки плавного вырезания округлых форм.
Закрепить полученные знания о полезной пище.
6. Конструирование.
Тема: «Съедобные картины».
Задачи:
Учить детей составлять простые предметные композиции из готовых элементов, комбинируя их в разных вариантах.
Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие витамины.
7. Развлечение на тему «Путешествие в природу».
Задачи:
Закрепить названия деревьев, лекарственных растений и ягод.
Формировать адаптивное поведение в коллективе.
Формировать доброжелательное отношение к сверстникам.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Октябрь
1. Познавательное занятие.
Тема: «Как устроено тело человека».
Задачи:
Познакомить детей со значением скелета и внутренних органов для жизнедеятельности человека.
Воспитывать осознанное отношение к физическим упражнениям.
2. Познавательное занятие.
Тема: «Ухаживаем за своими руками и ногами».
Задачи:
Закрепить понятия о том, что одни действия лучше осуществлять руками, другие – ногами, третьи – при согласованном движении рук и ног.
Познакомить с правилами ухода за руками и ногами.
Развивать логическое мышление.
3. Игра-конкурс на тему «Сколькими способами может передвигаться человек?»
Задачи:
Развивать умение выполнять одно и то же действие разными способами.
Воспитывать бережное отношение к конечностям.
4. Познавательная беседа.
Тема: «Одежда и здоровье».
Задачи:
Познакомить с понятием «температура тела человека» и опасностями переохлаждения и перегрева.
Воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.
5. Познавательная беседа.
Тема: «Откуда берутся болезни».
Задачи:
Углублять и расширять знания детей о микроорганизмах.
Закреплять правила поведения во время болезни.
6. Рисование.
Тема: «Оденем кукол красиво».
Задачи:
Формировать представления об отличиях в строении мужского и женского организма.
Развивать эстетический вкус детей.
7. Спортивное развлечение.
Тема: «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
Задачи:
Целенаправленно развивать физические качества (ловкость, быстроту, силу, общую выносливость)
Воспитывать нравственные и волевые качества.
Ноябрь
1. Познавательное занятие.
Тема: «Твое питание – твое здоровье».
Задачи:
Дать детям представление о полезных и не очень полезных продуктах.
Формировать представления о том, что для роста и здоровья необходимо правильно питаться.
Воспитывать ответственность за свое здоровье.
2. Экскурсия на кухню детского сада.
Задачи:
Закреплять представления детей о значимости сбалансированного питания.
Воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.
3. Познавательное занятие.
Тема: «Об удивительных превращениях пищи в организме человека».
Задачи:
Познакомить детей с пищеварительным трактом и его основными отделами.
Воспитывать интерес к «путешествию» пищи по организму человека.
Развивать логическое мышление.
4. Комплексное занятие: рисование + аппликация.
Тема: «Мешочек с полезными продуктами для дядюшки Ау».
Задачи:
Закрепить знания детей о правильном питании и ценных продуктах.
Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов.
5. Совместная деятельность.
Тема: «Карта полезных продуктов».
Задачи:
Систематизировать полученные знания о полезных продуктах.
Воспитывать умение применять полученные знания.
6. Спортивное развлечение.
Тема: «Скажем спорту и здоровью – да!»
Задачи:
Учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности.
Формировать умение осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях.
Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества – ловкость, смелость, трудолюбие.
Декабрь
1. Познавательная беседа.
Тема: «Живительные силы».
Задачи:
Рассказать детям о значимости и важности воды для организма.
Воспитывать необходимость соблюдения санитарных норм при употреблении воды.
2. Экспериментальная деятельность.
Тема: «Превращения воды».
Задачи:
Расширять знания детей о различных состояниях воды.
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты.
3. Игра-конкурс
Тема: «Сколькими способами можно напиться?»
Задачи:
Сформировать у детей представление о том, что любое действие можно выполнить разными способами.
Продолжить закрепление гигиенических навыков.
Развивать логическое мышление.
4. Сочинение сказок, загадок, стихов о воде.
Задачи:
Развитие речи, сочинительской деятельности.
Воспитание культуры речи.
5. Познавательная беседа.
Тема: «Из чего я состою?»
Задачи:
Закрепить знания о том, из чего состоит человек.
Углубить и расширить знания о функциях клеток.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
6. Познавательная беседа.
Тема: «Вода, мыло и мыльные пузыри»
Задачи:
Закрепить правила гигиены.
Сформировать знания о том, что нельзя пользоваться чужими предметами гигиены.
Учить формулировать правила санитарно-гигиенических норм.
7. Спортивный праздник.
Тема: «Путешествие в страну пиратов»
Задачи:
Учить проявлять активность в разных видах двигательной деятельности.
Формировать умение осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях.
Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
Январь
1. Познавательное занятие.
Тема: «Вита значит жизнь».
Задачи:
Познакомить детей с происхождением слова «витамин».
Дать понятие об основных витаминах (А,В,С, D, Е).
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
2. Совместная деятельность – речь и речевое общение.
Тема: «Вкусные истории в стране витаминов» (составление книги рецептов).
Задачи:
Развивать умение применять знания в новых условиях.
Воспитывать творческие способности.
3. Познавательная беседа.
Тема: «Что необходимо для роста и зрения?»
Задачи:
Познакомить детей с витамином А.
Дать представление о том, в каких продуктах его содержание наиболее высокое и как он положительно влияет на организм.
4. Познавательное занятие.
Тема: «как работает дыхательная система?»
Задачи:
Объяснить детям, как функционирует дыхательная система, расширять представления о строении дыхательной системы.
Развивать умение анализировать результаты наблюдений и экспериментов.
Воспитывать бережное отношение к органам дыхания.
5. Рисование плакатов на тему:
«Я здоровье берегу»
Задачи:
Поддерживать интерес к своему здоровью.
Закрепить полученные знания.
6. Познавательная беседа.
Тема: «Полезные и вредные привычки».
Задачи:
Способствовать формированию у детей положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю гимнастику и т. д.)
Воспитывать у детей чувство долга, ответственности, человечности.
Февраль
1. Познавательное занятие.
Тема: «Мозг и нервная система».
Задачи:
Закрепить и расширить представления детей о том, что мы можем производить различные действия (различать цвета, чувствовать тепло-холод, слышать звуки, чувствовать боль, определять запахи и т. д.) благодаря нашему чудо-мозгу.
Развивать воображение
Воспитывать любовь к своему организму.
2. Познавательное занятие.
Тема: «Как мы говорим».
Задачи:
Познакомить детей с процессом речеобразования и со значением разных органов в образовании звуков.
Развивать способность к наблюдениям и самонаблюдениям, логически мыслить.
Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.
3. Познавательная беседа.
Тема: «Где живут витамины В и D».
Задачи:
Познакомить с ролью витаминов В и D для нормальной жизнедеятельности организма.
Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие данные витамины.
4. Экскурсия в аптеку.
Задачи:
Познакомить детей с работой аптеки.
Расширять кругозор детей о витаминах.
Воспитывать культуру поведения.
5. Встреча с интересными людьми (провизор)
Тема: «Витамины всем нужны».
Задачи:
Уточнить представления детей о том, что нам для роста и здоровья необходимо принимать разные виды витаминов.
Продолжать воспитывать уважение к людям данной профессии.
6. Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
Задачи:
Закрепить представления о работе аптеки.
Воспитывать уважение к людям данной профессии.
7. Спортивное развлечение с родителями.
Тема: «Путешествие в страну здоровья и спорта»
Задачи:
Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье.
Сформировать осознанное отношение к выполнению упражнений и игр для развития мускулатуры, здоровья.
Воспитывать чувство товарищества.
Формировать умение осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях.
Март
1. Познавательное занятие.
Тема: «Как органы человека помогают друг другу».
Задачи:
Дать знания о том, что органы в определенных пределах могут заменять друг друга.
Развивать быстроту мышления, творческое воображение
Воспитывать умение внимательно слушать.
2. Познавательное занятие.
Тема: «Неболейка. Витамин С».
Задачи:
Познакомить с ролью витамина С.
Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие данный витамин.
3. Познавательная беседа.
Тема: «Настроение и здоровье».
Задачи:
Формировать и укреплять психологическое здоровье детей.
Развивать умение понимать и объяснять эмоциональное состояние окружающих людей.
Воспитывать уважение друг к другу.
4. Лепка + рисование.
Тема: «Друзья Неболейки» («Клубничка» - метод пластилинографии).
Задачи:
Развитие навыков рисования пластилином.
Воспитание аккуратности, умения доводить начатое дело до результата.
5. Сюжетно-ролевая игра «Кафе».
Задачи:
Развитие потребности в полезной пище.
Обогащение социального опыта.
Воспитание навыков культуры поведения в общественных местах.
6. Театрализованная игра.
Тема: «Театр настроений».
Задачи:
Закреплять умение изображать различные эмоциональные состояния.
Развивать наблюдательность, умение видеть эмоциональное состояние других.
7. Спортивное развлечение.
Тема: «Поход»
Задачи:
Смоделировать различные ситуации, которые могут возникнуть в походе.
Развивать воображение.
Дать детям возможность
Апрель
1. Познавательное занятие.
Тема: «Наши зеленые друзья».
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, которые используют для лечения заболеваний (крапива, мята, лимон, петрушка, лук, чеснок)
Воспитывать осознанное отношение к употреблению в пищу лекарственных растений.
2. Познавательная беседа.
Тема: «Огород на окне».
Задачи:
Уточнять и расширять представления детей о том, что необходимо для посадки и роста растений (условия, оборудование)
Воспитывать трудолюбие.
3. Экспериментальная деятельность.
Тема: «Что нам надо для роста?»
Задачи:
Расширять знания детей о необходимых условиях выращивания растений на окне.
Воспитывать трудолюбие.
4. Познавательная беседа.
Тема: «Зеленая аптека».
Задачи:
Закреплять представление о положительном влиянии лекарственных растений на организм человека.
Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.
5. Рисование по сказке.
Тема: «Сказка про лекарственные растения»
Задачи:
Учить передавать в рисунке содержание сказки.
Развивать умение рисовать с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.
Воспитывать интерес к жизни животных и растений и любовь к природе.
6. Праздник «Азбука здоровья».
Задачи:
Подведение итогов проекта.
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье и необходимости заботиться о нем.
Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья. Расширить кругозор детей.
План работы с родителями по проекту «Мы - здоровячки»
1. Анкетирование родителей на тему: «Здоровый образ жизни».
2. Рассматривание вопросов по проекту «Азбука здоровья» на родительском собрании.
3. Беседы с родителями по физическому воспитанию детей:
• - о закаливании детей дома;
• - о соответствии одежды для прогулок с погодными условиями;
• - о профилактике гриппа и ОРВИ;
• - о предупреждении травматизма.
4. Оформление копилки «Бабушкины рецепты».
5. Обмен родителей опытом на тему: «Воспитание здорового ребенка».
6. Рекомендации родителям часто болеющих детей (закаливание, питание, одежда).
7. Консультации для родителей на тему:
• - «физическое развитие ребенка 6-7 лет».
• - «как уберечься от инфекции?»
• - «оказание первой помощи при зимних травмах».
• -«первая медицинская помощь детям».
• - «правила лечения лекарственными растениями».
8. Беседа с родителями о проведении выходных дней, каникул (посещение спортивных секций, бассейна, прогулки на природе и т. д.)
9. Викторина «Спорт – это жизнь».
10. Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка; о значимости утренней гимнастики, совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
11. Конкурс «Чудеса с грядки» (необычные поделки из овощей, фруктов, ягод).
12. Конкурс на лучшую сказку по соблюдению правил личной гигиены, здоровья.
13. Познавательное чтение на тему поддержания здоровья.
14. Совместные выставки работ на тему:
• - «Я учусь быть здоровым»;
• - «Мы рисуем спорт».
15. Фотовыставки:
• -«Мы растем здоровыми»;
• - «Спортивные игры, забавы зимой».
16. Совместное спортивное развлечение на тему: «Путешествие в страну здоровья и спорта», посвященное Дню Защитников Отечества.
17. Памятки-рекомендации для родителей:
• - «О профилактических мерах по гриппу и ОРВИ».
• - «В здоровом теле – здоровый дух».
• - «Бытовой травматизм у детей».
• -«Формирование ЗОЖ».
• - «Пищевые добавки».
18. Участие родителей в оформлении развивающей предметно- игровой среды.
19. Оформление папок-передвижек для родителей на тему:
• - «Глядите, лыжник!»
• - «Зимний рацион детей».
• - «Витаминная семейка».
• - «Здоровый образ жизни семьи».