Анна Клещева
План по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования
на 2020 – 2021 уч. г.
Клещева Анна Ашотовна
воспитатель МДОУ «Детский сад №216» Ленинского района г. Саратова
Тема: «Формирование культурно - гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы: в дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Публикация «План по самообразованию „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Планирование
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель: создать условия для повышения профессионального роста и обновления собственных знаний о формировании простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность.
Задачи:
1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. консультировать родителей по данной теме;
Направления профессионального саморазвития (Самообразование и самовоспитание) :
- расширение кругозора;
- рост профессиональной культуры;
- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;
-формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.
- повышение педагогической и психологической компетенции;
- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям. Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей КГН.
Познавательное развитие: формировать представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.
Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение художественной литературы.
Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности.
• личный пример работников детского сада, родителей;
• обеспечение чистоты среды;
• культура общения;
• использование художественной литературы;
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков
Месяц Проводимые мероприятия
Сентябрь • Диагностика культурно-гигиенических навыков;
Цель: выявить знания и умения детей;
• Разучить «Три золотых правила мытья рук» :
а) перед едой
б) после туалета
в) после прогулки
Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.
• Учить детей пользоваться горшком;
• Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
• Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
• Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
• Практическая деятельность «Учимся умываться».
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;
• Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
Октябрь • Чтение А. Барто «Девочка чумазая»;
• Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;
• Игровое упражнение «Мыльные перчатки».
Цель: продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков», хорошо смывать, насухо вытирать ручки.
• Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным полотенцем;
• Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;
• Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
• Беседа: «Доброе утро, расчёска!»
Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней;
• Рекомендации родителям: «Одежда детей в осенний период».
Ноябрь • Чтение: потешки «Водичка, водичка».
Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
• Игровая ситуация: «Купаться любят все…»
Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;
• Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;
• Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;
• Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;
• Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);
• Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»;
• Экспериментирование: «Свойства воды».
Цель: формировать у детей представления о свойствах воды (вода капает, разливается, льется);
Декабрь • Продолжать учить детей вешать полотенце на место;
• Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;
• Беседа: «Берегите воду».
Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.
• Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
• Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;
• Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
• Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.
• Просмотр м/ф «Мойдодыр»;
• Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну»
Январь • Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;
• Экспериментирование «Вода теплая и холодная»
Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;
• Чтение: потешки «Чистая водичка»;
• Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
• Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было.
• Игровая ситуация «Кукла Катя умывается»
Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;
Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей»
Февраль • Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;
• Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;
• Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;
• Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;
• Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;
• Учить пользоваться расчёской;
• Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;
• Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;
• Сюжетно-ролевая игра «Семья» : – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
• Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание иллюстраций к сказке.
• Просмотр м / ф «Федорино горе».
• Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Март • Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,
• Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;
• «Мое полотенце».
Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем /
• Формировать умение садиться за стол спокойно;
• Учить правильно, нести стульчик;
• Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;
• Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;
• Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»
Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
• Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;
• Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).
• Сюжетная игра «День рождения».
Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.
• Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»
• Консультация для родителей «Как повысить иммунитет»
Апрель • Экспериментирование «Вот какая пена».
Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.
• Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»
Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.
• Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;
• Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;
• Прививать привычку убирать за собой игрушки;
• Обращать внимание на свой внешний вид;
• Закреплять навыки вежливой культуры за столом;
• Продолжать учить складывать одежду;
• Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»
• Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
• Практическое упражнение «Носовой платок»
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым.
Май • Беседа: «Чистота - та же красота»
Цель: закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
• Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».
Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным
• Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»
• Игровая ситуация «Купание куклы Маши»
• Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
• Игровая ситуация: «Водичка, водичка…».
Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
• Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
• Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»
• Упражнение «Самые аккуратные».
Цель: воспитывать опрятность.
Ожидаемый результат у детей :
• формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
• овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
• дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
• проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
• правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
• пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
• правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.
Предполагаемый результат для родителей:
• повышение знаний для успешного развития детей;
• получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
• укрепление связей между ДОУ и семьей.
Список используемой литературы
1. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Ноткина и др. Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и Л. М. Гурович-СПб. : Детство-Пресс, 2010-224 с.
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. : Просвещение, 1991.
3. Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
4. Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/ с: пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.
5. Вершинин В. Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста : практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
7. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
8. Иванова Н. П. Белова И. Н., Косухина Н. А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников» - Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
9. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
10. Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
11. Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.
12. «Этическое образование дошкольника : индивидуальный подход» Иванова Н. П., Белова И. Н., Богова Л. И, Касухина Н. А., Сергеева А. П. Ульяновск 2007
План работы по самообразованию
на 2020 – 2021 гг.
Клещева Анна Ашотовна
воспитатель МДОУ «Детский сад №216» Ленинского района г. Саратова
Месяц Проводимые мероприятия Результаты
Сентябрь • Диагностика культурно-гигиенических навыков;
Цель: выявить знания и умения детей;
• Разучить «Три золотых правила мытья рук» :
а) перед едой
б) после туалета
в) после прогулки
Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.
• Учить детей пользоваться горшком;
• Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
• Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
• Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
• Практическая деятельность «Учимся умываться».
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;
• Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»
Октябрь • Чтение А. Барто «Девочка чумазая»;
• Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;
• Игровое упражнение «Мыльные перчатки».
Цель: продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков», хорошо смывать, насухо вытирать ручки.
• Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным полотенцем;
• Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;
• Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
• Беседа: «Доброе утро, расчёска!»
Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней;
• Рекомендации родителям: «Одежда детей в осенний период».
Ноябрь • Чтение: потешки «Водичка, водичка».
Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
• Игровая ситуация: «Купаться любят все…»
Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;
• Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;
• Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;
• Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;
• Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);
• Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»;
• Экспериментирование: «Свойства воды».
Цель: формировать у детей представления о
свойствах воды (вода капает, разливается, льется);
Декабрь • Продолжать учить детей вешать полотенце на место;
• Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;
• Беседа: «Берегите воду».
Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.
• Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
• Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;
• Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
• Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.
• Просмотр м/ф «Мойдодыр»;
• Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну»
Январь • Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;
• Экспериментирование «Вода теплая и холодная»
Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;
• Чтение: потешки «Чистая водичка»;
• Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
• Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было.
• Игровая ситуация «Кукла Катя умывается»
Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;
Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей»
Февраль • Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;
• Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;
• Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;
• Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;
• Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;
• Учить пользоваться расчёской;
• Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;
• Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;
• Сюжетно-ролевая игра «Семья» : – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
• Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Рассматривание иллюстраций к сказке.
• Просмотр м / ф «Федорино горе».
• Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
Март • Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,
• Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;
• «Мое полотенце».
Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем
• Формировать умение садиться за стол спокойно;
• Учить правильно, нести стульчик;
• Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;
• Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;
• Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»
Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
• Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;
• Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).
• Сюжетная игра «День рождения».
Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.
• Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»
• Консультация для родителей «Как повысить иммунитет»
Апрель • Экспериментирование «Вот какая пена».
Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.
• Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»
Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.
• Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;
• Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;
• Прививать привычку убирать за собой игрушки;
• Обращать внимание на свой внешний вид;
• Закреплять навыки вежливой культуры за столом;
• Продолжать учить складывать одежду;
• Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»
• Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
• Практическое упражнение «Носовой платок»
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым.
Май • Беседа: «Чистота - та же красота»
Цель: закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
• Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».
Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным
• Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»
• Игровая ситуация «Купание куклы Маши»
• Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
• Игровая ситуация: «Водичка, водичка…».
Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
• Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
• Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»
• Упражнение «Самые аккуратные».
Цель: воспитывать опрятность.