Эвелина Сахарова
Методическая разработка. Памятка «Ребенок и дополнительные занятия»
▼ Скачать + Заказать документы
1) Зачем ребенку дополнительные занятия?
Посещение кружка это прежде всего возможность развития. Область этого развития варьируется в пределах от потребности общения со сверстниками, через переживание опыта создания замысла и поисков в процессе реализации идеи, достижения результатов и представления своих успехов близким, обществу, миру до формирования ранней профессиональной ориентации.
Публикация «Методическая разработка, Памятка „Ребенок и дополнительные занятия“» размещена в разделах
Основным ориентиром могут служить интерес ребенка. Способность детей включаться в деятельность, которая поглощает их внимание обуславливает развитие навыков саморегуляции. Ребенок учится концентрировать свое внимание и удерживать в процессе занятия. Осваивает существующие в пределах кружка правила и регламенты, учиться выполнять задачи (иногда к определенному сроку). Ребенку важно реализовывать свой интерес и потенциал.
Ребенку важно чувствовать, что он имеет право пробовать и ошибаться, ему важно иметь разный опыт – победителя и проигравшего в честной борьбе. Ему важно быть уверенным, что он останется любимым Вами вне зависимости от этих переменных, что даже при неуспехе или поражении он остается достойным Вашей поддержки и сочувствия. Ребенку важно уметь обращаться к Вам за помощью тогда, когда ему это необходимо, инициировать сотрудничество, не боясь осуждения за «слабость», слышать конструктивную критику и уметь использовать ее в целях развития.
Ребенок важно учиться оперировать собственным временем как ресурсом. У него появляется возможность строить планы по реализации текущих задач, рассчитывать время на подготовку к занятиям, совмещение с другими видами деятельности (например, с учебой в школе) и дорогу.
Ребенку важно иметь разный опыт общения со взрослыми и сверстниками. В малочисленных группах, где дети обладают общими интересами и находятся в менее формальной обстановке (относительно школы) ребятам легче устанавливать дружеские отношения между собой. Группа в кружке - модель социума в миниатюре, где можно опробовать различные модели поведения. Случается, что в классном коллективе ребенок оказывается в статусе ребенка, непринятого остальными участниками группы. Трансформировать уже сложившиеся в социальной группе традиции и коллективные мнения достаточно сложно, и порой ребенок приспосабливается к своей невыгодной позиции научаясь соответствовать этой модели поведения. Тогда в дополнительных кружках и секциях, где за этим конкретным ребенком еще не будет числится ярлыков отвергнутого, ему будет проще влиться в отношения со сверстниками, благодаря интересу к общему делу, включенности в рабочий/творческий процесс. В дальнейшем велика вероятность, что этот позитивный опыт использования конструктивных стратегий общения со сверстниками он сможет перенести на другие социальные группы, с которыми будет связан общей деятельностью или времяпрепровождением.
Развитие адекватной самооценки. Даже незначительный успех, достигнутый ребенком в деятельности, выбранной им самостоятельно, является значимым. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу. «Можно я покажу своим друзьям, какую ты подарил мне открытку?». Ребенку важно уделять место и время тому, чтобы он смог представить свою работу/ проект, рассказать о нем. Ребенку важно иметь представление о перспективах его деятельности.
Ребенку важно оказываться в новой среде. Он приходит в восторг, когда сталкивается с новым инвентарем, подобранным с учетом его интереса. Это стимулирует его мотивацию к деятельности. Новая среда, оборудованная с учетом интересов ребенка (тематические игры, игрушки, материалы для творчества или спортивный инвентарь) позволяет ему активно включатся в процесс учебы и творчества.
Ребенку важно наблюдать, что Вы тоже имеете хобби или увлечения. Ему важно видеть, что вы осознанно уделяете этим занятиям определенное количество времени, он может вдохновляться Вашим подходом к этой деятельности и переносить, копировать Ваше мировоззрение на свои занятия.
Ребенку важно учиться ответственности и чувствовать, что его занятие по своей степени важности не уступает тому, насколько для Вас важна Ваша работа. У него теперь тоже есть работа. И если помнить, что учебная мотивация является частным видом мотивации к трудовой деятельность, то можно уже сейчас осознать, что это значимый вклад в будущее. Ребенок учиться нести ответственность за свои инструменты и расписание. Когда разрушается мотивация? При стойких неудачах и при неадекватных реакциях близких на неуспех, при упреках: «Ты знаешь сколько стоили твои краски?».
2) Критерии выбора
• Интересы и увлечения ребенка
• Индивидуальные особенностей ребенка.
• Собственные возможности родителей – сопровождение, материальные затраты на необходимый инвентарь
• Выбор формата: хобби или серьезное занятие
• Секции и кружки, где занимаются друзья
• Необходимость повысить уровень успеваемости в школе: научные кружки - это научное творчество, свобода мысли, развитие логики и критического мышления, увлеченные педагоги
3) Алгоритм выбора
1) Подготовительный этап: изучение «ассортимента» различных кружков и секций.
2) Обсуждение с ребенком :
• Чем бы ты хотел заниматься?
• Что для этого кружка или секции необходимо? Что ты можешь сделать, для того чтобы мы смогли скорее приобрести инвентарь?
3) «Разведка местности» :
• Пробное занятие;
• Встреча с педагогом;
• Мнение детей, уже посещающих эти занятия, их родителей;
• Оценка помещения и инвентаря.
Узнайте, понравилось ли ребенку само занятие, преподаватель, как он чувствовал себя в коллективе сверстников.
4) Разработайте с ребенком план дня, определите частоту, с которой ваши сын или дочь будут посещать занятия, согласуйте совмещение дополнительных занятий с основными, т. е. школой.