Наталья Дорофеева
Методическая разработка «Пальчиковые игры — лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
вос-ля дошкольной группы
МОУ Кладовицкая ООШ Ростовского М. Р.
Дорофеевой Н. А.
«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»
«Не интеллектуальные преимущества
сделали человека властелином над всем
живущим, но то, что одни мы владеем
руками – этим органом всех органов».
Джордано Бруно
Введение.
Публикация «Методическая разработка „Пальчиковые игры — лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики.
В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в частности- руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.
Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
Рука - это инструмент всех инструментов», - сказал ещё Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятиями лепки и аппликации и не успевают за ребятами. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, становится недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
В данное время «время прогресса», взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику).
Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания). Поэтому у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи, специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, он запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если развитие пальцев отстает, как правило, отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в норме и выше. Для того чтоб эти показатели соответствовали возрастной норме, необходимо, как можно чаще играть с детьми. При этом пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления. У него развивается способность сосредотачиваться, формируется образно-ассоциативное мышление. Пальчиковые игры помогают детям отдохнуть, расслабиться, укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем - при письме
Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственное мышление, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Исходя из этого, я определила тему своей работы: «Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Актуальность моей работы заключается в том, что в результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая моторика пальцев рук, которая оказывает не только благоприятное влияние на развитие, но и подготавливает руку ребенка к графа–моторным навыкам рисованию и в дальнейшем к письму.
Цель моей работы использование пальчиковых игр, для развития речи детей 1,5 - 3 лет.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Содействовать нормализации речевой функции;
Развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость использовать следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми и родителями;
- индивидуальная работа с детьми;
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы :
массаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика;
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, потешками;
пальчиковый театр;
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
работа с конструктором ЛЕГО;
Дидактические игры :
шнуровка М. Монтессори
игры с мелкими предметами;
паззлы, мозаика;
застегивание пуговиц, молний, крючков;
нанизывание бус, пуговиц, на леску.
Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: " Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга.
Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее от пальцев рук.
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга.
Все мыслительные процессы сознания, как осознаные так и неосознаные, отражаются на мелких движений пальцев, положении рук и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук. Развивать тонкую моторику необходимо начинать с раннего возраста.
Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор.
Ещё во II веке до Н. Э. китайские мудрецы утверждали что действия рук сказываются на развитие мозга человека. Древние даоситы говорили, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывают благоприятное влияние на деятельность мозга. От простейших занятий с пальчиками существует огромная польза для общего развития человека.
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко.
В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками
Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в работе с детьми должно быть приоритетным.
Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой М. М., «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребёнка
Развитие детской речевой деятельности через пальчиковые игры.
Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда воспитатель, для пальчиковой игры, берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша является чем – то магическим, утешающим и успокаивающим.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.
Народныепотешки это как основа для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.
Чтение потешки и народных песенок проводится в форме весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением которые должны совпадать с моментом производимого ребёнка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются неторопливо, отчётливо.
Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.
«Сорока»
Сорока -белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
«Моя семья»
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Суть фольклорных текстов – действие персонажей.
Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды
Пальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение 2-3 минут.
Перед игрой с ребёнком необходимо отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Вначале игры необходимо выполнять вместе с ребенком.
Особое внимание необходимо уделять созданию игрового образа, что является важным элементом пальчиковых игр. В процессе проведения пальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой.
Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук.
При проведении пальчиковых игр сжимать пальцы нужно энергично, напевать или проговаривать – ритмично. Двигать руками и пальцами нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий и, как результат, чёткую координацию между речевым и двигательным центрами, что очень полезно для развития речи.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно.
Способы проведения пальчиковых игр и занятий для развития мелкой моторики.
Помня о том, что задержка развития речи и дефекты произношения осложняют жизнь ребенка и, следовательно, отражаются на его общении со сверстниками и взрослыми, проводиться работа на развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр,что предполагает достижения определенного уровня развития, познавательного интереса, любознательности, усидчивости, фантазии ребенка.
Обследуя степень развития речи и мелкой моторики рук детей, проводится индивидуальная беседа с родителями. Отмечается значимость пальчиковых игр и мелкой моторики для развития речи детей.
В информационном уголке группы, для родителей, размещены рекомендации и описаны упражнения по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания кажутся трудными.
Задача воспитателя донести до родителей значение пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и развитие речи.
При первичном обследовании детей поступающих в группу, выявляется уровень их развития : общего и речевого. Речевое развитие оставляет желать лучшего. У большинства детей речь развита несвязно, недостаточно ясная, маленький словарный запас, неправильное произношение звуков. В работе с детьми постоянно используются пальчиковые игры. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает игра с пальчиками «Дай нам солнышко тепла» (Приложение 1) Во время этой игры дети тянут ручки к солнышку, прося солнышко о тепле. Они искренне верят в то, что солнце их слышит и выполнит их просьбу о тепле и силе. Эта игра не только учит любить окружающую природу (солнышко, но и развивает мелкую моторику рук, речь, память ребенка, т. к. игра сопровождается стихами.
Игра «Божья коровка» очень занимательна, дети ее постоянно повторяют. Перед приемом пищи просят «Божью коровку» принести им хлеба, черного и белого, только не горелого. В летний период, на улице, ребятишки стали больше обращать внимание на насекомых, ища среди них «Божью коровку». Эта игра развивает не только речь и память ребенка, но и учит любить насекомых. (См. приложение)
Пальчиковая игра «Курочка по зернышкам». В этой игре много различных движений пальчиками и потешек, которые с большим удовольствием дети разучили. В этой игре речь идет о домашних животных, о повадках животных. Дети запомнили всех животных о которых говориться в этой игре. С удовольствием повторяют возгласы животных, строя при этом мимику, изображая их. Игра развивает речь, учит любить домашних животных, развивает воображение. (См. приложение).
Игра «Дружба» хорошо развивает мелкую моторику и учит детей дружно относиться друг к другу, играть в коллективе.
Эти пальчиковые игры очень эмоциональны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи. Их можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила :
1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми,попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев. 2. Перед каждой игрой настройте детей,найдите способ их заинтересовать. 3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения, резиновые игрушки, мячики. 4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. 5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая,то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова,а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица. 6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями или пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет. 7. Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившееся детям игры и одновременно разучивать новые. 8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие,растяжение, расслабление кисти руки,изолированные движения каждого из пальцев. Помните. Что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца. 9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки. 10. Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. 11. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 лет) рекомендуемое времяот 3 до 5 минут в день. 12. Следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.
Заключение
Таким образом, пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет правильно формировать связную речь ребенка. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности, что повысит у детей желание использовать русский фольклор в свободной игровой деятельности.