Екатерина Колодина
Методическая разработка занятия с использованием пособия для развития речи детей младшего дошкольного возраста «Сонорики»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для развития речи детей младшего дошкольного возраста «Сонорики»
Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою актуальность в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и внутренней среды, следовательно, данный возраст является особенно продуктивным для речевого развития ребенка.
Публикация «Методическая разработка занятия с использованием пособия для развития речи детей младшего дошкольного возраста „Сонорики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
В настоящее время образовательная программа дошкольного учреждения строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Одним из направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является речевое развитие, включающее в себя ориентированность на овладение детьми речью как средством общения и культуры, развитие грамматической стороны, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи, ее связности.
В возрасте 3-4 лет у дошкольников наблюдается переход от чувственного опыта к обобщенному познанию, это происходит в результате перестройки восприятия, которое качественно меняется под влиянием речевого развития. Таким образом, речь и ее развитие находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими процессами ребенка, и потому очень важно способствовать ее развитию именно в период 3-4 лет, наиболее благоприятный и пластичный для ребенка.
Таким образом, в 3-4 года с нормальным речевым развитием должен уметь :
• Называть свое имя, фамилию, отчество.
• Называть имена родственников, друзей и знакомых.
• Описывать увиденную ситуацию.
• Пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов.
• Называть признаки и свойства предметов (мягкий, стеклянный, прозрачный).
• Называть действия (сидеть, играть, бегать, убирать).
• Обобщать предметы (посуда, игрушки, транспорт, животные).
• Изменять громкость голоса, голоса, говоря громко и тихо.
• Говорить простыми предложениями, постепенно переходя к сложным.
Развитие речи ребенка дошкольного возраста требует активного вмешательства взрослых. Чтобы ребенок скорее точнее усваивал все речевые нормы необходимо использовать определенные методы. Таким образом сталкиваясь с нехваткой методических пособий для детей раннего и младшего дошкольного возраста нами было разработано пособие для стимулирования речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Сонорики».
Пособие состоит из гномов –«сонориков» семи цветов цветового спектра, и картинок относящихся к ним по разделам, а так же набора для мелкой моторики рук, пальчиковой гимнастики и самомассажа. Гном каждого цвета отвечает за свой раздел:
Красный- правильность произношения звуков, артикуляционная гимнастика (гномик который учит нас красиво говорить)
Оранжевый- просодическая сторона речи, громкость (гномик настроения, который учит нас быть веселым, грустным, удивленным и т. д.)
Желтый – развитие мелкой моторики пальцев, пальчиковая гимнастика (гномик который играет с пальчиками)
Зеленый- словарный запас (гномик который учит нас новым словам)
Голубой – обогащение речи прилагательными (ласковый гномик, приносит нам новые ласковые слова)
Синий – обогащение речи глаголами, предлогами, наречиями (гномик шалун который учит детей новым веселым играм)
Фиолетовый – связная речь (гномик который рассказывает детям сказки и интересные рассказы)
Далее представлен примерный план занятия по развитию речи с использованием данного пособия.
Занятия по развитию речи для детей II младшей группы.
(с 3-4 лет)
Путешествие на радугу.
Воспитательно-образовательная цель:
Закрепить знание детей о домашних и диких животных и их детенышей, о месте их обитания; классификацию предметов, знания частей предметов, предлоги «на», «под», «за», «около», «между».
Игровая цель:
Понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительные эмоции.
Игровой материал: стульчики, игрушки животных или картинки (белка, заяц, волк, мишка, дерево (можно рисунок дерева, домик или его рисунок, магнитофон, аудиозапись с песней «Мы едем, едем, едем в далекие края.»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в гости пришли наши старые друзья гномики- «сонорики». Они предлагают отправится с ними отправится на их сказочную радугу и узнать что они нам приготовили сегодня интересного.
Воспитатель: Ну что, отправляемся в путешествие?
Детки: Да!
Воспитатель: В путь! А на чём же мы с вами можем отправиться в лес?
Детки: На самолете, на поезде, на машине, на автобусе.
Воспитатель: Нас с вами до радуги довезет автобус.
Воспитатель: А кто водит автобус?
Дети: Водитель.
Воспитатель: Ребята водителем будет наш с вами зеленый друг «сонорик», и он очень хочет знать какие части есть у автобуса?
Детки: руль, колеса, окна, двери, рычаг переключения скоростей, фары, сиденьи, поручни.
Пока едем поем песню под музыку: «Мы едем, едем, едем в далёкие края»
Воспитатель: Ну вот мы и прибыли…
Проходим в группу. На ковре имитация полянки (цветы, деревья и т. д., на ней сидят зверята.
Воспитатель: Ой, какая прекрасная полянка, сколько здесь зверей! А наш друг голубой «сонорик» просит вас назвать всех зверей которых в видите и их маленьких детенышей.
Воспитатель: Здесь и белка. А кто детёныш белки?
Детки: Бельчата. Бельчонок.
Воспитатель: Здесь и заяц. А кто детеныш у зайчика?
Детки: Зайчата. Зайчонок.
Воспитатель: И волк тут! А у волка кто детеныш?
Детки: Волчата. Волчонок.
Воспитатель: Ой, зверята хотят с вами поиграть. А вы хотите?
Детки: Да!
Воспитатель: Зверюшки будут прятаться за деревом, и показывать какую-нибудь часть своего тела, а вы будете угадывать, чей хвост? Чья морда?
Проделываем это со зверями.
Воспитатель: играть хорошо, но вы не забыли, что наши гномики учатся в школе? И им пора делать уроки. Послушайте, какое задание дали зеленому гномику, давайте ему поможем: есть дикие животные, а есть…
Детки: домашние.
Воспитатель: Дикие животные – это…
Детки: это животные которые живут в лесу.
Воспитатель: А домашние животные – это…
Детки: это животные, за которыми ухаживает человек.
Воспитатель: на столе стоит дерево. У дерева есть что
Детки: ствол, ветки, листья, корень.
Воспитатель: К дереву мы с вами перенесем диких животных. А на другом столе стоит домик. У дома есть?
Детки: крыша, окна, дверь, стены, крыльцо, труба.
Воспитатель: И здесь будут жить домашние животные.
Детки берут по животному и с полянки переносят их на столы. Дикие - к дереву на стол, а домашних на стол с домиком.
Воспитатель: Спасибо! Гномику мы очень помогли!
Воспитатель: Ой, а кто там подглядывает? Это же наш друг синий гномик! Ему тоже хочется с нами поиграть. Он будет прятаться от вас, а вы будете говорить где находиться гномик.
Гномика ставим «НА» стул, «ПОД» стул, «ОКОЛО» стула, «ЗА» стулом, «МЕЖДУ» стульями.
Воспитатель: И гномик поиграл с нами! Как здорово! Так весело! Как хорошо в гостях у зверей, но нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь скорей в автобус. Возвращаемся домой!