Файзуллина Лия
Открытый урок «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока:
Научиться правильно артикулировать гласные и согласные специфические буквы во время исполнения песен на башкирском языке
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному произношению скороговорок и текстов на башкирском языке, пропеванию особых дикционных оборотов в музыкальных произведениях. Знакомство с башкирскими специфическими буквами
Развивающие:
Развитие певческого, дыхательного и артикуляционного аппаратов.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры. Воспитание осознанного подхода к обучению и добросовестного отношения к труду.
Концертмейстер: Ахметханова Сагида Иршатовна
Публикация «Открытый урок „Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Вокал. Обучение детей пению
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые преподаватели.
аумыыы, хрмтле коллегалар.
Я рада видеть вас на нашем открытом уроке. Тема нашего занятия: «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»
Мы с вами живем в прекрасной многонациональной республике Башкортостан. У нас есть два государственных языка- русский и башкирский В свою программу по вокальному искусству я включила обязательное изучение башкирских народных и авторских песен. Но, к сожалению,время диктует свои правила и большинство детей говорят на русском языке. Поэтому у них возникают определенные сложности с изучением башкирских песен. Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над правильным произношением башкирских специфических букв в тексте песен и применим данные навыки на практике
Сегодняшний урок пройдет с ученицей 3 класса отделения вокального искусства, Файзуллиной Лейсан (в класс входит ученица).
- Здравствуй, Лейсан, я рада видеть тебя на нашем занятии (краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание дружеской, доверительной атмосферы) .
2. Объяснение темы.
- Лейсан, сколько языков ты изучаешь в школе? (отвечает)Какой из языков кажется тебе наиболее сложным в плане произношения и грамматики? Когда-то и для меня это был самый сложный язык, поэтому я и решила провести наше занятие по этой теме.
Башкирский язык является довольно древним и своеобразным языком. В фонетическом плане его своеобразие проявляется в том, что из 42 букв алфавита 9 являются исконно национальными. Это такие буквы, как,, ,, ,, ,, .
Гласные в данном языке делятся на такие группы, как гласные заднего и гласные переднего рядов. Гласные переднего ряда,, , э (е) считаются мягкими по произношению. Гласные заднего ряда а, у, о, ы, в свою очередь, являются твёрдыми и, как следствие, имеют твердое произношение.
Далее рассмотрим особенности произношения специфических башкирских звуков, не присущих русской фонетике.
Звук [] является губным переднеязычным звуком и характеризуется достаточной открытостью. Произношение и звучание его главным образом сосредоточено в надгортанной полости. Этот звук можно сравнить с гласным звуком в таких английских словах, как bird
Такой звук, как [] является также губным переднерядным. В начале слова и между согласными он произносится как [у] мягкое, в остальных же случаях он звучит немного тверже, например, как в английском слове throw.
Звук[] является долгим переднерядным гласным звуком. Для его произнесения необходимо, чтобы челюсть была слегка опущена вниз, и при этом кончик языка касался нижних зубов. Этот звук более открытый и долгий, чем русский звук э. Примером может послужить произнесение гласной в английском слове bad.
Далее рассмотрим специфические башкирские согласные звуки.
Звук [] является глубоким заднеязычным звонким щелевым согласным звуком. Он произносится без напряжения, при этом задняя спинка языка и язычок мягкого неба то смыкаются, то размыкаются, создавая тем самым щель, через которую проходит поток воздуха. Этот звук похож на украинский звук г.
Следующий звук[] является звонким межзубным согласным. При его артикуляции язык слегка прижимается передними зубами, и через образуемую щель проходит струя воздуха. Данный звук напоминает звонкий английский звук, образуемый сочетанием согласных th.
Звук [] относится к глубокозаднеязычным смычным согласным. При его образовании язычок мягкого неба как бы касается задней спинки языка.
Согласный звук []- глубокозаднеязычный смычный носовой согласный. При его произнесении струя воздуха проходит не через ротовую полость, а через носовую, встретив преграду из сомкнутых корня языка и язычка мягкого неба. Этот звук отдаленно напоминает носовой согласный звук в английских словах, например, thing.
Звук [] является межзубным глухим звуком. При его артикуляции язык также, как и при произнесении звука [] находится между передними зубами, но не с такой же напряженностью. Этот звук более «шепелявый».
Аналогом башкирскому звуку [] в русском языке можно считать звук [х], только башкирский вариант звука считается гортанным, более легким. Воздух при этом проходит через суженую глотку, и голосовые связки практически не принимают участия в формировании звука.
Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Некоторые башкирские специфические звуки образуют именно тот объем в ротовой полости, которй необходим для красивого и правильного звучания Можно представить, что во рту лежит горячая картошка или произнести звук haaa.
-Как ты думаешь,Лейсан,что является наиболее важным при пении (дыхание).
- А знаешь ли ты какое дыхание является правильным? (нижнереберно-диафрагмальное)Или как мы его называем смешанное.
Существует несколько условных типов дыхания: ключичное и нижнереберное, которые являются физиологически неправильными и малопродуктивными в плане пения. Смешанное, которое по мнению многих педагогов и знатоков вокального искусства, является идеально подходящим для пения
- А что такое диафрагма? (мышца живота, которая расширяет и сжимает нашу грудную клетку).
- Верно, продемонстрируешь нам, как нужно правильно дышать?
Дыхательные упражнения.
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс».Вдох должен быть энергичным и коротким. Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.
Скороговорки:
1. Биш бесй.
Мейес башында биш бесй,
Биш бесйе биш башына
Тшмен мейес ташы.
2. Клс.
Клс кеткелдп кл:
Кемде кргн кгл?
Кркмлнеп киткн Клс,
Кйлнеп киткн Клс,
Ккел клдген кейгс!
Клдген креп кгл,
Клс киннеп кл. (. хмт-Хужа.)
3. Бее геебе ебееке, мг гееке, ее гееге
егеекеме, мг геекеме?
Проговариваются по 2 раза
Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
Вокальные упражнения
На каждом уроке мы учимся петь, владеть своим голосом, а что же такое голос? (инструмент).
- Верно, так же как и любой инструмент, он нуждается в настройке. Как же мы его настраиваем? (распевки, дыхательные и артикуляционные упражнения).
- Все правильно. Сейчас мы ипользуем распевки на башкирском языке на практике:
1. андуас
2. йшерм яулыымды
3. л -д -м
4. е- е-е
5. карасс
6. а-а-а
Для башкирских песен и упражнений характерны распевание одного слога на две и более нот, звуки пентатоники, триоли, квинтоли, мелизмы и украшения, а так же большие интервальные скачки
3. Работа над башкирским текстом в песне «амар ыуайары» сл. А. Игебаева, муз. Р. Хасанова
- Давай вспомним песню «амар ыуайары» которую мы разбирали на предыдущем занятии. О чем она? В чем сложность этой песни?
прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.
Цель – отработать правильное произношение текста.
исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания, а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
4. Заключительный этап. Подведение итогов.
- Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над произношением башкирских специфических букв в скороговорках и распевках, над текстом новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назовите их.
Формулировка домашнего задания: - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть.
-Спасибо всем за внимание, надеюсь,что вы почерпнули для себя что-то полезное из нашего урока. До свидания!