Приложение МААМ

Открытый урок «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»

Файзуллина Лия
Открытый урок «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель урока:

Научиться правильно артикулировать гласные и согласные специфические буквы во время исполнения песен на башкирском языке

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному произношению скороговорок и текстов на башкирском языке, пропеванию особых дикционных оборотов в музыкальных произведениях. Знакомство с башкирскими специфическими буквами

Развивающие:

Развитие певческого, дыхательного и артикуляционного аппаратов.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры. Воспитание осознанного подхода к обучению и добросовестного отношения к труду.

Концертмейстер: Ахметханова Сагида Иршатовна

Публикация «Открытый урок „Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях“» размещена в разделах

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, уважаемые преподаватели.

аумыыы, хрмтле коллегалар.

Я рада видеть вас на нашем открытом уроке. Тема нашего занятия: «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»

Мы с вами живем в прекрасной многонациональной республике Башкортостан. У нас есть два государственных языка- русский и башкирский В свою программу по вокальному искусству я включила обязательное изучение башкирских народных и авторских песен. Но, к сожалению,время диктует свои правила и большинство детей говорят на русском языке. Поэтому у них возникают определенные сложности с изучением башкирских песен. Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над правильным произношением башкирских специфических букв в тексте песен и применим данные навыки на практике

Сегодняшний урок пройдет с ученицей 3 класса отделения вокального искусства, Файзуллиной Лейсан (в класс входит ученица).

- Здравствуй, Лейсан, я рада видеть тебя на нашем занятии (краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание дружеской, доверительной атмосферы) .

2. Объяснение темы.

- Лейсан, сколько языков ты изучаешь в школе? (отвечает)Какой из языков кажется тебе наиболее сложным в плане произношения и грамматики? Когда-то и для меня это был самый сложный язык, поэтому я и решила провести наше занятие по этой теме.

Башкирский язык является довольно древним и своеобразным языком. В фонетическом плане его своеобразие проявляется в том, что из 42 букв алфавита 9 являются исконно национальными. Это такие буквы, как,, ,, ,, ,, .

Гласные в данном языке делятся на такие группы, как гласные заднего и гласные переднего рядов. Гласные переднего ряда,, , э (е) считаются мягкими по произношению. Гласные заднего ряда а, у, о, ы, в свою очередь, являются твёрдыми и, как следствие, имеют твердое произношение.

Далее рассмотрим особенности произношения специфических башкирских звуков, не присущих русской фонетике.

Звук [] является губным переднеязычным звуком и характеризуется достаточной открытостью. Произношение и звучание его главным образом сосредоточено в надгортанной полости. Этот звук можно сравнить с гласным звуком в таких английских словах, как bird

Такой звук, как [] является также губным переднерядным. В начале слова и между согласными он произносится как [у] мягкое, в остальных же случаях он звучит немного тверже, например, как в английском слове throw.

Звук[] является долгим переднерядным гласным звуком. Для его произнесения необходимо, чтобы челюсть была слегка опущена вниз, и при этом кончик языка касался нижних зубов. Этот звук более открытый и долгий, чем русский звук э. Примером может послужить произнесение гласной в английском слове bad.

Далее рассмотрим специфические башкирские согласные звуки.

Звук [] является глубоким заднеязычным звонким щелевым согласным звуком. Он произносится без напряжения, при этом задняя спинка языка и язычок мягкого неба то смыкаются, то размыкаются, создавая тем самым щель, через которую проходит поток воздуха. Этот звук похож на украинский звук г.

Следующий звук[] является звонким межзубным согласным. При его артикуляции язык слегка прижимается передними зубами, и через образуемую щель проходит струя воздуха. Данный звук напоминает звонкий английский звук, образуемый сочетанием согласных th.

Звук [] относится к глубокозаднеязычным смычным согласным. При его образовании язычок мягкого неба как бы касается задней спинки языка.

Согласный звук []- глубокозаднеязычный смычный носовой согласный. При его произнесении струя воздуха проходит не через ротовую полость, а через носовую, встретив преграду из сомкнутых корня языка и язычка мягкого неба. Этот звук отдаленно напоминает носовой согласный звук в английских словах, например, thing.

Звук [] является межзубным глухим звуком. При его артикуляции язык также, как и при произнесении звука [] находится между передними зубами, но не с такой же напряженностью. Этот звук более «шепелявый».

Аналогом башкирскому звуку [] в русском языке можно считать звук [х], только башкирский вариант звука считается гортанным, более легким. Воздух при этом проходит через суженую глотку, и голосовые связки практически не принимают участия в формировании звука.

Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Некоторые башкирские специфические звуки образуют именно тот объем в ротовой полости, которй необходим для красивого и правильного звучания Можно представить, что во рту лежит горячая картошка или произнести звук haaa.

-Как ты думаешь,Лейсан,что является наиболее важным при пении (дыхание).

- А знаешь ли ты какое дыхание является правильным? (нижнереберно-диафрагмальное)Или как мы его называем смешанное.

Существует несколько условных типов дыхания: ключичное и нижнереберное, которые являются физиологически неправильными и малопродуктивными в плане пения. Смешанное, которое по мнению многих педагогов и знатоков вокального искусства, является идеально подходящим для пения

- А что такое диафрагма? (мышца живота, которая расширяет и сжимает нашу грудную клетку).

- Верно, продемонстрируешь нам, как нужно правильно дышать?

Дыхательные упражнения.

Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс».Вдох должен быть энергичным и коротким. Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

Скороговорки:

1. Биш бесй.

Мейес башында биш бесй,

Биш бесйе биш башына

Тшмен мейес ташы.

2. Клс.

Клс кеткелдп кл:

Кемде кргн кгл?

Кркмлнеп киткн Клс,

Кйлнеп киткн Клс,

Ккел клдген кейгс!

Клдген креп кгл,

Клс киннеп кл. (. хмт-Хужа.)

3. Бее геебе ебееке, мг гееке, ее гееге

егеекеме, мг геекеме?

Проговариваются по 2 раза

Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

Вокальные упражнения

На каждом уроке мы учимся петь, владеть своим голосом, а что же такое голос? (инструмент).

- Верно, так же как и любой инструмент, он нуждается в настройке. Как же мы его настраиваем? (распевки, дыхательные и артикуляционные упражнения).

- Все правильно. Сейчас мы ипользуем распевки на башкирском языке на практике:

1. андуас

2. йшерм яулыымды

3. л -д -м

4. е- е-е

5. карасс

6. а-а-а

Для башкирских песен и упражнений характерны распевание одного слога на две и более нот, звуки пентатоники, триоли, квинтоли, мелизмы и украшения, а так же большие интервальные скачки

3. Работа над башкирским текстом в песне «амар ыуайары» сл. А. Игебаева, муз. Р. Хасанова

- Давай вспомним песню «амар ыуайары» которую мы разбирали на предыдущем занятии. О чем она? В чем сложность этой песни?

прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.

Цель – отработать правильное произношение текста.

исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания, а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

4. Заключительный этап. Подведение итогов.

- Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над произношением башкирских специфических букв в скороговорках и распевках, над текстом новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назовите их.

Формулировка домашнего задания: - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть.

-Спасибо всем за внимание, надеюсь,что вы почерпнули для себя что-то полезное из нашего урока. До свидания!

Публикации по теме:

Открытый урок по математике во 2 классе «Буквенные выражения» Буквенные выражения. 2-й класс Форма урока: нетрадиционная (урок-сказка). Тип урока: ознакомление с новым материалом. Цель: Ознакомить с.

Открытый урок математики в 1 классе на тему «Дециметр» Тема: «Дециметр» 1 класс Цель. Создать условия для усвоения умений измерять длины предметов в дециметрах и сантиметрах. Задачи. Дать представление.

Открытый урок математики в 4 классе «Встречное движение»Открытый урок математики в 4 классе «Встречное движение» Тема урока: Встречное движение. 4 класс Цели урока: • Формировать умение вести поиск и обнаружение способа решения задач на встречное движение.

Видео «Открытый урок на башкирском языке» Наша Республика Башкортостан – страна дивных красот природы, неисчерпаемых богатств – золота и серебра, драгоценных камней и всяких сокровищ,.

Открытый урок по музыке в 6 классе «От адажио к престо» Открытый урок «От адажио к престо» 1. ФИО Тимофеева Анна Анатольевна 2. Место работы МОБУ «СОШ № 90» р. п. Чунский 3. Должность Учитель.

Открытый урок по окружающему миру «Мир профессий» Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Кемеровской области «Мысковский детский дом – интернат для умственно.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок СБО в 9 классе Раздел: Трудоустройство. Тема: Трудоустройство. Выбор профессии. Класс : 9класс Цель: Развитие у учащихся способности к профессиональному.

Открытый урок в 3 классе по естествознанию «Как вращается Земля» Естествознание Краткосрочный план урока № 43. Предмет: Естествознание Урок: 43 Школа: Иргизская общеобразовательная средняя школа №2 Дата:.

Урок музыки в 5 классе «Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов» Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов Цель урока: сформировать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»
Опубликовано: 31 августа 2019 в 17:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок «Особенности произношения башкирского языка в вокальных произведениях»» (включая файлы) размещена пользователем Файзуллина Лия (УИ 1298572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД