Наталья Тюрина
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Страна любознательных детей» по теме «Счет в пределах 5»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»
МБДОУ «Аленький цветочек»
663491, Красноярский край, Кежемский район,
г. Кодинск, ул. Гидростроителей, д. 1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме «Страна любознательных детей»
Разработал:
воспитатель
Наталья Николаевна Тюрина
Кодинск 2021
Содержание
1. Пояснительная записка
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП „Страна любознательных детей“ по теме „Счет в пределах 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
3. Список литературы
Пояснительная записка
Очень важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира.
Занятия в объединении «Математика» для дошкольников позволяют удовлетворить потребности детей в личностном и интеллектуальном развитии посредством практической деятельности - через поисковую деятельность.
Поисковая деятельность - это своеобразная модель жизненной ситуации. Проблемность обучения способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка. Ребенок познает их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии, что в конечном итоге расширяет кругозор, развивает воображение, а также другие умственные способности, в том числе анализ, классификацию, сравнение, обобщение.
В работе используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь познавательной, творческой, игровой деятельности, а также организацию самостоятельной деятельности детей.
Структура занятия предполагает постоянную смену обстановки и чередование разнообразных активных видов деятельности. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия.
Одно из требований проведения занятия - построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм организации работы с детьми: фронтальной, групповой, индивидуальной.
В ходе занятия широко используются :
- дидактические игры, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируютактивность учащихся на занятии, создают положительный эмоциональный настрой.
- элементы современных педагогических технологий: системно-деятельностный подход, проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная и игровая технологии, а также технологии сотрудничества.
- разнообразные методы:
• эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание;
• методы организации учебно-познавательной деятельности: объяснение, беседа, иллюстрация, демонстрация, творческие упражнения, практическая работа;
• методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос.
Конкретные знания, умения и навыки, приобретенные ребенком, в ходе проведения занятия, не рассматриваются как конечная цель, а выступают в качестве средств развития личностных, интеллектуальных и физических качеств ребенка, обеспечивающих его дальнейшую социальную успешность.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему :
«Страна любознательных детей»
для детей средней группы.
ОО «Познавательное развитие»
Цель: формирование математических представлений в процессе выполнения игровых заданий.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания о цифрах 1, 2, 3, 4, 5;
• закрепить умение считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами счёта;
• различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы «сколько?», «какой по счёту?»;
• продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
• закрепить знания о геометрических фигурах, находить предметы, похожие по форме с геометрической фигурой;
• закрепить умение сравнивать знакомые предметы по высоте, величине, ширине;
Развивающие:
• развивать умение ориентироваться в пространстве;
• продолжать развивать умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, наверху, внизу, под, над).
Воспитательные:
• воспитывать интерес к математике;
• способствовать развитию желания добиваться лучших результатов;
• воспитывать умение согласовывать свои действия при совместной работе.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие
• социально – коммуникативное развитие
• художественно – эстетическое развитие
Виды детской деятельности:
• игровая
• коммуникативная
• двигательная
Оборудование: набор цифр 1, 2, 3, 4, 5 на каждого ребёнка, поезд с вагонами 5 шт., картинки животных (1 медведь, 2 белки, 3 цыплёнка, 4 ежа, 5 зайчат, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, картинки с предметами похожие на геометрические фигуры, макеты деревьев (берёза, ель, дорожки широкая и узкая с изображением следов (волка и птицы) 2 шт., картинки с изображением разных предметов для физминутки 5 шт., настольный театр – домик, берёза, ёлка, птичка, скамейка, 2 загадки.
Ходобразовательной деятельности:
В: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в «Страну любознательных детей», где живут цифры в разных городах. Мы не только побываем у них в гостях, но и постараемся выполнить задания, которые они нам подготовили, а также поиграем и отдохнём. Вы согласны?
Д: Да.
В: - На чём мы отправимся в наше путешествие?
Д: Ответы детей.
В: - Я вам хочу загадать загадку, а вы должны отгадать и мы с вами узнаем, на чём отправимся в путешествие.
Загадка
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Д: Автобус.
В: - Поедем, по порядку, называя каждую цифру.
Находим цифру 1.
В: Этот город называется «Считай-ка».
В этом городе надо будет сосчитать, сколько вагонов в поезде (количественный и порядковый счёт).
Обратите внимание, каждый вагончик везёт разное количество животных. Я покажу вагончик, в котором находятся животные, а вы сосчитаете и подберёте цифру, соответствующую количеству животных.
• В каком по счёту вагоне едет медведь? (в первом).
• В каком по счёту вагоне едут белки? (во втором).
• В каком по счёту вагоне едут цыплята? (в третьем).
• В каком по счёту вагоне едут ежи? (в четвёртом).
• В каком по счёту вагоне едут зайчата? (в пятом).
В: Поедем к следующей цифре – 2.
Город «Геометрических фигур».
В этом городе живут геометрические фигуры.
Давайте выберем геометрическую фигуру и соберём те предметы, которые похожи по форме на фигуры.
Круг – пуговица, тарелка, часы, мяч, яблоко, бубен и т. д.
Квадрат – часы, книга, коробка конфет, настольная игра, кубик и т. д.
Треугольник – ёлка, шапочка из газеты, пакет молока, линейка и т. д.
Прямоугольник – шоколадка, чай, блокнот, сотовый телефон и т. д.
В: - Едем дальше,к следующей цифре – 3. Где она?
Город «Отдыхай - ка».
Физкультминутка
Сколько яблочек у нас,
Столько мы подпрыгнем раз (1)
- Сколько листиков у нас,
Столько мы присядем раз (2)
- Сколько красных мухоморов,
Столько сделаем наклонов (3)
- Сколько ёлочек у нас,
Столько хлопнем с вами раз (4)
- Сколько видим лягушат,
Столько раз поднимем руки (5)
Молодцы, вот мы и отдохнули. Теперь мы отправляемся дальше.
В: Едем в гости к следующей цифре – 4.
Это город «Всезнай - ка»
- Посмотрите, какие в этом городе растут деревья, да и следы чьи-то видны!
Кто мне скажет, какие деревья здесь растут?
Д: Берёза, ель.
В: А какие они по высоте?
Д: Берёза – высокая, ель – низкая.
В: А как вы думаете, чьи это следы?
Д: Птицы и волка.
В: Ребята, скажите, какие они по размеру?
Д: Следы волка – большие, следы птицы – маленькие.
В: Следы большие идут по какой дорожке?
Д: По широкой.
В:Следы маленькие идут по какой дорожке?
Д: По узкой.
В: Молодцы ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот»
В: «Ручеёк узкий, а река.».
Д: «Широкая».
В: Дом низкий, а башенный кран…
Д: Высокий;
В: Ветка тонкая, а дерево…
Д: Толстое;
В: Гольфы длинные, а носки…
Д: Короткие;
В: Стул большой, а стульчик…
Д: Маленький.
Очень здорово!
В: Ребята, какая осталась последняя цифра – (5).
Д: Ответ детей.
В: - Город «Прибытие» ( настольный театр: домик, рядом – берёза, ёлка, птичка, скамейка).
Загадка:
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
Д: Воробей.
В: Залетевший на эту улицу воробушек летает везде. Вы мне будете говорить, где он находится. Сейчас вы закроете глаза, а воробушек сядет. (на ёлку). Открыв глаза, дети отвечают, где сидит воробей, употребляя слова «слева», «справа», «наверху», «внизу» и др.
3. Рефлексивный этап:
- Молодцы, как Вы считаете, Вы справились со всеми заданиями?
- Вам понравилось сегодня играть? Что Вам больше понравилось? А что Вам показалось трудным?
- Вы справились со всеми заданиями, молодцы, цифры Вам приготовили сюрприз медальки.
Литература
1. Интернет-ресурсы: festival.1september.ru, dohcolonoc.ru,vospitateljam.ru,
2. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет : Методическое пособие к рабочей тетради. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Логика / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова и др. – М. : ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005
4. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : «Баласс», 1998.
5. Соловьёва Е. В. Математика и логика для дошкольников. - М. : Просвещение, 2000.