Армине
Методическая разработка ООД с применением инновационной образовательной технологии «ТРИЗ»
▼ Скачать
Используя модели-символы различных движений (бег, прыжки, ходьба, воспроизводить их под музыку. (Причем музыка можно давать маршевую а показывать символ прыжков развивая при этом внимание).
С помощью мимических и эмпатийных упражнений развивать умение входить в образ персонажа под музыку. Учить детей видеть ресурсы образа, предмета (как движется, что еще может делать, на кого похож его характер).
Использовать горизонтально морфтаблицы для запоминания песен, а по вертикале заложить символические обозначения характера песен (веселая, грустная, медленная и т. д.). Развивать способность к систематизации знаний, анализу и синтезу.
Публикация «Методическая разработка ООД с применением инновационной образовательной технологии „ТРИЗ“» размещена в разделах
Закреплять способность к быстрой дифферентации видов движений на основе зрительного и слухового анализатора с использованием моделей-символов различных видов движений (основных, гимнастических, перестроений, танцевальных и имитационных) в играх типа «Не перепутай».
С помощью Кольца Луллия систематизировать знания изучаемого песенного репертуара, произведений для слушанья по характеру музыки (по одному ярусу кольца идут картинки, символизирующие содержание песни, по другому – модель - символ веселой, грустной, быстрой, медленной музык, ввести модель марша, вальса, польки).
Применять метод эмпатии в обыгрывании персонажей хоровых плясок.
Развивать представление о ресурсе музыки: что дает миру музыка? Что было бы, если бы не стало никакой музыки в мире? Развивать воображение, прививать любовь к музыке.
С помощью методов морфологического анализа (по морфтаблице или кольцу Луллия) закреплять и систематизировать знания о прослушанных музыкальных произведениях, дифференцируя их по жанрам, характеру, видам. Развивать способность к анализу, синтезу, произвольному запоминанию.
Используя системный оператор (6 экранов) рассмотреть развитие в качестве системы, подсистемы, а также их функций народную, классическую и современную музыку в историческом развитии.
В ходе игр «Хорошо-плохо», «Один-хорошо», «Много-плохо» развивать способность к оценке, критическому анализу. Понимаю противоречивости любого объекта в попытках найти ответы на вопросы: «Если будет только народная музыка или рок-н-рол – это будет хорошо или плохо? Везде звучит только музыка классическая музыка – это хорошо или плохо?»
По системному оператору рассмотреть изменения в клавишных инструментах в историческом аспекте. Развивать аналитико-синтетическое мышление.
Использовать прием Ускорение – Замедление (ТПФ) для развития чувства ритма, темпа.
Применяя метод фокальных объектов расширять характеристики образов, персонажей музыкальных сказок, целых музыкальных произведений.
На основе морфологического анализа систематизировать изученный музыкальный и песенный репертуар по жанрам, характеру, по соотношению с творчеством композиторов. По морфтаблице или кольцу Луллия сочинять новые музыкальные сказки, танцы и др. Развивать способность к творчеству.
Использовать модели – символы для изучения основ нотной грамоты.
По схеме структурного подхода закреплять знания о клавишных, струнных, щипковых, духовых и ударных инструментах.
С помощью системного оператора рассматривать в историческом развитии один из жанров музыки (пьеса, вальс, полька, марш, разновидностей танца (вальс, полька, полонез, музыкальные инструменты. Развивать системное мышление, прививать интерес к истории музыки.
С помощью метода каталога сочинять короткие музыкальные сказки. При этом помощь окажут приемы типового фантазирования. Развивать музыкальность, склонность к музыкальному творчеству.
Музыкально-дидактическая игра «Слушай внимательно»
Программное содержание: воспитывать желание моделировать характер, настроение музыкального произведения, изучать звуковые отношения с помощью двигательного моделирования, формировать способности к взаимодействию с партнерами.
Методика применения :
Педагог нажимает на клавишу фортепьяно. Услышав один звук – встает один ребенок, услышав другой звук, встает следующий ребенок и т. д.
Педагог говорит, что дети превратились «звуки», а если они объединятся, т. е. возьмутся за руки, то получится мелодия, объединенная одним темпом, одним настроением.
Одна группа детей моделирует (двигательное) характер, настроение музыкального произведения П. И. Чайковского «Сладкая Греза».
Другая моделирует (двигательное) настроение музыкального произведения П. И. Чайковского «Полька».
Музыкально-дидактическая игра «Золотые ворота»
Цель: развивать представления о ресурсе в музыке, развивать способность к оценке анализу, пониманию противоречивости любого объекта.
Описание: словесные игры «хорошо-плохо», «один-хорошо», «много-плохо».
Методика применения :
Педагог предлагает детям пройти через «золотые ворота». Пройти могут только те, кто ответит на вопросы.
1. Музыка – это хорошо или плохо?
2. Громкая музыка – хорошо или плохо?
3. Тихая музыка – хорошо или плохо?
4. Классическая музыка – хорошо или плохо?
5. Народная музыка – хорошо или плохо?
6. Что было бы, если бы не стало никакой музыки в мире?
Отвечая на вопросы, дети перечисляют свойства объекта. Сначала те, которые считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Дети должны обосновать свои доводы.
Музыкально-дидактическая игра «Назови соседа»
Цель: знакомство с исходным принципом записи звуков, закрепить название нот и их место на нотном стане. Пополнить словарный запас, связанный с освоением музыкальных терминов.
Описание: восемь карточек с изображением нот на нотном стане.
Методика проведения :
1 вариант: Педагог раздает детям карточки с изображением нот и предлагает построить в правильном порядке. Дети пропевают гамму до – мажор, показывая каждый свой звук. Затем дети в свободном построении под веселую музыку двигаются по залу. С окончанием музыки каждый ребенок должен встать на свое место. Педагог проверяет правильность построения, спрашивая у каждого ребенка, какая нота изображена у него на картинке. Дети еще раз пропевают гамму до – мажор.
2 вариант: Игры с карточками.
Дети двигаются в свободном построении и с окончанием музыки один из детей показывает свою карточку. Дети должны назвать эту ноту и быстро построить вокруг него в правильной последовательности.
Музыкально-дидактическая игра «Придумай слово»
Цель: расширять словарный запас детей музыкальными терминами, развивать образность языка, расширять характеристики образов, целых музыкальных произведений.
Описание: три картинки (солнце, условное обозначение мелодии, снежинка).
Методика проведения :
Картинки выставляются на демонстрационную доску.
***
Педагог предлагает подобрать определения к слову солнце (яркое, теплое, ласковое, потом к слову снежинка (искристая, холодная, неясная). Затем эти слова связывают со словом мелодия.
Получаем словосочетания:
Музыка яркая, музыка ласковая, музыка теплая, музыка искристая, музыка неясная. Педагог предлагает вспомнить песни, подходящие по содержанию к предложенному описанию.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная лесенка»
Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.
Описание: 8-ступенчатая лесенка и фигурка, которая перемещается по ней).
Методика проведения :
Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках. Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т. к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать. Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.
«Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут».
Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные инструменты»
Цель: развивать представление об изобразительных возможностях музыки.
Описание: : карточки с изображением колокольчиков, металлофона, гармошки.
Методика проведения :
Детям исполняются пьесы, в которых передаются характерные особенности звучания музыкальных инструментов. «Белка» - звучание колокольчиков, металлофона. «Парень играет на гармошке» - звучание гармошки. Дети должны выбрать подходящие к пьесе картинки.