Приложение МААМ

Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине

Светлана Карунная
Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»

Методическая разработка

«Обучение детей младшего возраста

рассказыванию по картине»

Выполнила: Карунная С. Н.

Клин 2017 г.

Введение: взгляд на проблему

Рассказ по картине… Кажется что может быть проще? На деле же воспитателю обычно приходиться видеть такую картину «раскрывает ребенок рот, да не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если он не научиться их преодолевать, то потом возникнут трудности с составлением рассказа, написания сочинения.

Публикация «Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине» размещена в разделах

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Тексты изобилуют словами-повторами («ну», «потом», «вот» и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходиться выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становиться не интересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводиться к замечаниям скучающим дошкольникам : «Ребята, слушайте внимательно!» «Сидите прямо» и т. д. Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения.

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.

Я хочу рассказать о новой технологии, рассчитанной на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине :

1-ый тип «Текст реалистического характера»

2-ой тип «Текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Творческая речевая деятельность находиться в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

1 Этап «Определение состава картины».

Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка)

Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Цель: Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Например, при игре с картиной «Кошка с котятами», педагог объясняет детям, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике.

3 Этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств».

Цели: 1. Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;

2. Учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Работая с картиной, можно начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Нужно добиваться передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

У детей второй младшей группы речь развита еще недостаточно, некоторые дети к трем годам еще только заговорили, очень распространена такая неприятность как дислалия, поэтому обучая ребенка рассказыванию по картине, нужно к каждому ребенку подходить индивидуально, в зависимости и от его способностей, и от его возможностей.

4 Этап «Составление загадок и метафор по картине»

Цели: 1. Познакомить детей с моделями составления загадок и метафор;

2. Сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т. д.)

Например: «Репейник, какой? Колючий, как еж, кактус, елочка. Лохматый, как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола».

В итоге получается такая загадка «Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола».

Или вот такая загадка: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка» (Лягушка).

5 Этап «Преобразование объектов во времени»

Цели: 1. Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;

2. Учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Обычно картинка рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картинке детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенных на картине.

6 Этап «Описание местонахождения объектов на картине»

Цели: 1. Учить детей пространственной ориентировке на картине;

2. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;

3. Учить алгоритму сужения поля поиска объектов на плоскости картины;

4. Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после.

7 Этап «Составление рассказов от лица разных объектов»

Цели: 1. Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;

2. Уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;

3. Упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.

1. О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:

Грустный – веселый;

Радостный – печальный;

Спокойный – возбужденный.

2. О разнообразных чертах характера:

Добрый – злой;

Трудолюбивый – ленивый;

Вежливый – грубый;

Умный – глупый.

8 Этап «Смысловая характеристика картины»

Цели: 1. Развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине;

2. Упражнять в умении подбирать название картины, точно отображающее ее смысл с помощью пословиц и поговорок;

3. Подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.

9 Этап «Составление рассказов-фантазий»

Цели: 1. Учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования;

2. Учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник…»

В этом случае приглашаются волшебники:

1) Волшебник Увеличения – Уменьшения

2) Волшебник Деления - Объединения

3) Волшебник Оживления - Окаменения

4) Волшебник Могу Все – Могу Только

5) Волшебник Наоборот

6) Волшебник Времени

10 Этап «Составление сказок нравственно-этического характера»

Цели: 1. Обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;

2. Учить выводить мораль из составленного текста сказки.

11 Этап «Составление рифмованных текстов по картине»

Цели: 1. Познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов;

2. Формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.

Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой:

Жили-были как-то кто-то

Ой, какие были кто-то,

Что-то делали они,

На картину посмотри.

И закончив, говори.

Вот какие кто-то

На картине такой-то…

Проблема обучения дошкольников (особенно младших) творческому рассказыванию становиться реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей системы.

Давным-давно один греческий философ сказал: «Дети – это глина, а матери – гончары». И действительно, из детей в их нежном возрасте можно вылепить все, что угодно. А так как современные матери, не успев как следует, грубо говоря, отлучить от груди, норовят отдать своих детей в чужие руки, то от воспитателей, а в будущем – от учителей зависит будущее и детей, и всей нации.

Литература.

1. Хоменко Н. И., автор и координатор проекта «Джонатан Ливингстон», профессор Высшей Национальной Школы Искусств и Индустрий, г. Страсбург, Франция,

Сидорчук Т. А., заведующая кафедрой педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа № 1, научный руководитель 12 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в работе с детьми дошкольного возраста.

«Технология развития связной речи дошкольников».

2. Мурашковская И. Н., Вамомс Н. П.

«Картинка без запинки».

Публикации по теме:

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» Вид непосредственно-образовательной.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Обучение рассказыванию по картине «Кошка с котятами» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад №7 «Улыбка» города Бирска Муниципального.

Мастер-класс «Обучение детей творческому рассказыванию по картине» Тема: «Обучение детей творческому рассказыванию по картине» с элементами приза по технологии Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. «Обучение дошкольников.

Обучение детей средней группы рассказыванию сказок с помощью квадрата Воскобовича "Квадрат Воскобовича" ("Игровой квадрат") У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами".

Обучение рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по программе Н. В. Нищевой Развитие речи, коммуникативных способностей речевого общения детей — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Решение.

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста 1. Рассказывание по восприятию. 2. Рассказывание по памяти. 3. Рассказывание по воображению. 1. Рассказывание по восприятию имеет большое.

Повышение профессиональной компетенции. Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»Повышение профессиональной компетенции. Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Международная научно-практическая конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста". 19 мая 2018 года группа педагогов посетила.

Проектирование по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию» Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине
Опубликовано: 22 октября 2018 в 22:21
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Карунная (УИ 1649614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД