Светлана Карунная
Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»
Методическая разработка
«Обучение детей младшего возраста
рассказыванию по картине»
Выполнила: Карунная С. Н.
Клин 2017 г.
Введение: взгляд на проблему
Рассказ по картине… Кажется что может быть проще? На деле же воспитателю обычно приходиться видеть такую картину «раскрывает ребенок рот, да не слышно, что поет». Значит, есть в этой задаче камни преткновения для ребенка. И если он не научиться их преодолевать, то потом возникнут трудности с составлением рассказа, написания сочинения.
Публикация «Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине» размещена в разделах
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Тексты изобилуют словами-повторами («ну», «потом», «вот» и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходиться выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становиться не интересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводиться к замечаниям скучающим дошкольникам : «Ребята, слушайте внимательно!» «Сидите прямо» и т. д. Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения.
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.
Я хочу рассказать о новой технологии, рассчитанной на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине :
1-ый тип «Текст реалистического характера»
2-ой тип «Текст фантастического характера»
Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.
Творческая речевая деятельность находиться в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
1 Этап «Определение состава картины».
Цель: Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка)
Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».
2 Этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Цель: Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Например, при игре с картиной «Кошка с котятами», педагог объясняет детям, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике.
3 Этап «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств».
Цели: 1. Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;
2. Учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Работая с картиной, можно начинать речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Нужно добиваться передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.
У детей второй младшей группы речь развита еще недостаточно, некоторые дети к трем годам еще только заговорили, очень распространена такая неприятность как дислалия, поэтому обучая ребенка рассказыванию по картине, нужно к каждому ребенку подходить индивидуально, в зависимости и от его способностей, и от его возможностей.
4 Этап «Составление загадок и метафор по картине»
Цели: 1. Познакомить детей с моделями составления загадок и метафор;
2. Сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.
Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т. д.)
Например: «Репейник, какой? Колючий, как еж, кактус, елочка. Лохматый, как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола».
В итоге получается такая загадка «Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола».
Или вот такая загадка: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка» (Лягушка).
5 Этап «Преобразование объектов во времени»
Цели: 1. Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;
2. Учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Обычно картинка рассматривается как остановившийся миг. Для обучения рассказыванию по картинке детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенных на картине.
6 Этап «Описание местонахождения объектов на картине»
Цели: 1. Учить детей пространственной ориентировке на картине;
2. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
3. Учить алгоритму сужения поля поиска объектов на плоскости картины;
4. Формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя части картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после.
7 Этап «Составление рассказов от лица разных объектов»
Цели: 1. Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;
2. Уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
3. Упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.
1. О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:
Грустный – веселый;
Радостный – печальный;
Спокойный – возбужденный.
2. О разнообразных чертах характера:
Добрый – злой;
Трудолюбивый – ленивый;
Вежливый – грубый;
Умный – глупый.
8 Этап «Смысловая характеристика картины»
Цели: 1. Развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине;
2. Упражнять в умении подбирать название картины, точно отображающее ее смысл с помощью пословиц и поговорок;
3. Подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.
9 Этап «Составление рассказов-фантазий»
Цели: 1. Учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования;
2. Учить детей составлять рассказы фантастического содержания.
Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием «Пришел в гости волшебник…»
В этом случае приглашаются волшебники:
1) Волшебник Увеличения – Уменьшения
2) Волшебник Деления - Объединения
3) Волшебник Оживления - Окаменения
4) Волшебник Могу Все – Могу Только
5) Волшебник Наоборот
6) Волшебник Времени
10 Этап «Составление сказок нравственно-этического характера»
Цели: 1. Обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;
2. Учить выводить мораль из составленного текста сказки.
11 Этап «Составление рифмованных текстов по картине»
Цели: 1. Познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов;
2. Формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.
Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой:
Жили-были как-то кто-то
Ой, какие были кто-то,
Что-то делали они,
На картину посмотри.
И закончив, говори.
Вот какие кто-то
На картине такой-то…
Проблема обучения дошкольников (особенно младших) творческому рассказыванию становиться реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей системы.
Давным-давно один греческий философ сказал: «Дети – это глина, а матери – гончары». И действительно, из детей в их нежном возрасте можно вылепить все, что угодно. А так как современные матери, не успев как следует, грубо говоря, отлучить от груди, норовят отдать своих детей в чужие руки, то от воспитателей, а в будущем – от учителей зависит будущее и детей, и всей нации.
Литература.
1. Хоменко Н. И., автор и координатор проекта «Джонатан Ливингстон», профессор Высшей Национальной Школы Искусств и Индустрий, г. Страсбург, Франция,
Сидорчук Т. А., заведующая кафедрой педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа № 1, научный руководитель 12 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в работе с детьми дошкольного возраста.
«Технология развития связной речи дошкольников».
2. Мурашковская И. Н., Вамомс Н. П.
«Картинка без запинки».