МААМ-картинки

Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников

Елена Борисовна Пухова
Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОУ должна базироваться на личностно-развивающем взаимодействии педагога и детей. В связи с данным принципом, основной формой организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма личностно-развивающего взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Публикация «Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников» размещена в разделах

В музыкальном развитии дошкольников образовательные ситуации могут быть включены в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творческую деятельность, а также в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач как одного из видов музыкальной деятельности (например, музыкально-ритмической, так и на интеграцию этих видов, но на одном тематическом содержании (например, тема «Осень» или «Путешествие»).

Основой для образовательных ситуаций могут быть :

— проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой деятельности);

музыкальные упражнения и дидактические игры;

— задания практического содержания (например, музыкально-ритмические, певческие, обучение игре на музыкальных инструментах).

В начале образовательной ситуации музыкальный руководитель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми (или только детьми) проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта). Таким результатом может быть исполнение песни, разученные танцевальные движения, игра на музыкальном инструменте, творческие «находки» в различных видах музыкальной деятельности и др.

В младшем дошкольном возрасте ситуации решаются посредством использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться эмоциональным откликом детей.

В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детьми.

В музыкальном развитии дошкольников наиболее актуальными являются 2 вида образовательных ситуаций :

1. Предметно-игровая образовательная ситуация.

Доминирующей является развивающая предметная среда. Именно она определяет активность ребенка, его предметно-игровые действия. Действия дошкольников направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.

Необходимым средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно классифицировать на:

— способствующие воспринимать произведения для слушания;

— используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;

— созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

— побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;

— побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

2. Сюжетно-игровая образовательная ситуация.

В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности, формируются основы музыкальной культуры, ценностно-этические представления.

В основе – сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной, творческой мастерской.

Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно включать и в самостоятельную деятельность детей — через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к материалам для исследовательской деятельности и продуктивного творчества.

Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством образовательных ситуаций у дошкольников происходит :

— формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;

— систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;

развитие творческих способностей.

Сюжетно-игровая образовательная ситуация - слушание классической музыки, как образовательная ситуация по формированию у детей дошкольного возраста картины мира на музыкальных занятиях.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

С чего начать, чтобы формирование картины мира у дошкольников посредством слушания классических произведений было радостным, увлекательным и легким?

Во-первых, нужно отказаться от методики обучения с позиции, когда дети сидят и слушают музыку, а педагог объясняет. Невозможно заставить детей полюбить слушать, петь, танцевать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно.

Игра - это та связующая нить, при помощи которой, можно научить детей слышать и слушать музыкальные произведения. Игровая методика замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Вот несколько приёмов, которые можно использовать в работе с дошкольниками :

1. Что услышал композитор? (дети сами придумывают название произведения).

2. Прием вариативности движений.

3. Использование импровизации.

4. Прием «слышимости» музыкальных нюансов.

5. Сочинение стихотворений на данное произведение.

6. Музыкальное сопровождение произведения с помощью музыкальных инструментов.

7. Прием образного показа мимики и жеста.

8. Слушание произведения целостно, характеристика средств выразительности, жанра, формы произведения и т. д.

В основе созданной образовательной ситуации заложен комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, поэтому в своей музыкальной деятельности значительное внимание нужно уделить циклам тематических занятий, в которых выделены 5 следующих этапов:

1 этап. Создание условий для успешного знакомства с произведениями классической музыки народов мира.

2 этап. Накопление музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с культурой, традициями народа.

3 этап. Обучение приемам, отражающим результативность восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.

4 этап. Организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности: игровой, художественной, двигательной.

5 этап. Контрольно-аналитический.

Музыкальный репертуар сгруппирован по темам:

1- й цикл по темам: «Музыкальный язык», «Что выражает музыка.

Одной из задач мы ставим умение различать эмоциональное состояние музыки, ее характер, настроение и т. д. На примере произведений композиторов - классиков разных стран (Э. Григ, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, И. Бах, А. Моцарт, Л. Бетховен).

2- й цикл по темам: «Музыкальный жанр» (песня, танец, марш, «О чем рассказывает музыка на примере произведений: «Детская полька». М. Глинки, «Марш» С. Прокофьева и «Вальс цветов» П. И. Чайковского, «Итальянская полька» С. Рахманинова

Дети учатся различать жанровые признаки сочинений разных стилей, эпох, приобретают представления о музыкальных жанрах.

3- й цикл по темам: «Как рассказывает музыка.

Дети учатся различать сопоставлять образы двух контрастных произведений, различать средства музыкальной выразительности на примере следующих классических произведений: «Весна» П. И. Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига, «Подснежник» Г. Гречанинова.

4- й цикл по темам: «Веселые и грустные мелодии», «Тембр», «Регистр», «Ритм».

На этих занятиях дети совершенствуют представления о тембровых выразительных возможностях музыкального звучания, зависимости характера мелодий от музыкального лада, понятие о ритме на примере таких произведений как: «Утро» Э. Грига, «Камаринская» П. И. Чайковского, «Полонез» Ф. Шопен.

Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от низкопробной подделки должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.

Новизна данной образовательной ситуации состоит в том, что, музыка, прежде всего классическая, формирует духовный мир человека в целом, помогает выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунке, пластике, инсценировках, пении, оркестре, движениях. Так, например, характер музыки П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок.

Тематические занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков, развитию эстетического вкуса, формированию художественно-творческих и музыкальных способностей, эмоциональному и социальному развитию детей, воспитанию уважительного отношения к наследиям других народов. Например, предлагаем детям прослушать музыкальное произведение и нарисовать, о чем оно рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит?». Какие краски могут передать это настроение?».

К сожалению, часто окружающая музыкальная среда дома и в дошкольном учреждении не складывается и, как следствие, в памяти таких детей почти нет музыкальных впечатлений, поэтому их музыкальный слух «спит» и бывает долго не разбуженным. Поэтому процесс музыкального обучения в дошкольном возрасте очень важен и необходимо к этому, привлекать педагогов и родителей, что поможет догнать упущенное. Для

этого можно провести ряд мероприятий для родителей:

Консультации на тему: «Музыка как средство восприятия», «Давайте поговорим о музыке всерьез», «О домашней фонотеке», «Музыка в жизни ребенка».

• Встреча в музыкальной гостиной народов мира (посещение занятий, развлечений, участие в праздниках).

• Тематические развлечения :

1. «Два рояля».

2. «Путешествие по странам мира»

3. «Послушай и узнай».

4. «Семейный оркестр».

5. «Так построен мир поющий».

6. Проведение дней искусства (театрализованные представления, музыкально-литературные викторины).

7. Анкетирование и интервьюирование родителей с целью изучения музыкальных пристрастий в семье и коррекции музыкального вкуса.

8. Практикум «Приобщение детей к музыкальной культуре народов мира»

9. Изучение традиций родного края и соседних народов на примере творчества местных композиторов, музыкантов, писателей. Работая по данной теме, при непосредственном участии в образовательном процессе родителей, у детей повышается интерес к изучаемому материалу, возрастает результативность проводимых мероприятий, снижается их утомляемость и появляется возможность сформировать целостную картину мира. Кроме того, происходит развитие психических процессов: памяти, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей и музыкальных навыков. В процессе слушания классических произведений воспитывается любовь к родному краю, друг другу, сохраняются традиции родной и мировой культуры.

Если мы хотим, чтобы сердце ребенка стремилось к добру, красоте и человечности, необходимо как можно чаще приобщать его к музыке и искусству в целом.

Публикации по теме:

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

Фотоочёт о музыкальном спортивном празднике «День друзей» для дошкольников ДОУФотоочёт о музыкальном спортивном празднике «День друзей» для дошкольников ДОУ 09 ноября 2021 года прошёл музыкальный спортивный праздник "День друзей" для дошкольников МБДОУ "Детский сад № 3 комбинированного вида".

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Конспект сюжетно-тематического занятия «В музыкальном королевстве царя Додона» для старших дошкольников Цели: 1. Через синтез искусств прививать детям любовь к классической музыке. 2. Способствовать формированию музыкальной культуры через обогащение.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые коллеги и уважаемые.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Образовательные терренкуры на территории ДОУОбразовательные терренкуры на территории ДОУ Созданию развивающей предметно-пространственной среды, как в групповых помещениях, так и на территории детского сада уделяется сегодня.

Сценарий образовательной ситуации по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции в песочнице. Радость» Тема: «Эмоции в песочнице – Радость»; образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Значение раскрасок в развитии дошкольниковЗначение раскрасок в развитии дошкольников Иногда мы даже не задумываемся о пользе каких-то действий в нашей жизни: собирание пазлов, раскрашивание, изготовление картин из алмазной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников
Опубликовано: 24 января 2024 в 19:31
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Борисовна Пухова (УИ 2376858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД