Елена Борисовна Пухова
Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОУ должна базироваться на личностно-развивающем взаимодействии педагога и детей. В связи с данным принципом, основной формой организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма личностно-развивающего взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка.
Публикация «Образовательные ситуации в музыкальном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
В музыкальном развитии дошкольников образовательные ситуации могут быть включены в различные виды музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, творческую деятельность, а также в самостоятельную музыкальную деятельность детей.
Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач как одного из видов музыкальной деятельности (например, музыкально-ритмической, так и на интеграцию этих видов, но на одном тематическом содержании (например, тема «Осень» или «Путешествие»).
Основой для образовательных ситуаций могут быть :
— проблемные ситуации (например, в процессе восприятия музыки, в творческой деятельности);
— музыкальные упражнения и дидактические игры;
— задания практического содержания (например, музыкально-ритмические, певческие, обучение игре на музыкальных инструментах).
В начале образовательной ситуации музыкальный руководитель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми (или только детьми) проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта). Таким результатом может быть исполнение песни, разученные танцевальные движения, игра на музыкальном инструменте, творческие «находки» в различных видах музыкальной деятельности и др.
В младшем дошкольном возрасте ситуации решаются посредством использования игровых и проблемно-игровых ситуаций, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. Результат всегда будет сопровождаться эмоциональным откликом детей.
В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации музыкальный руководитель будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности детьми.
В музыкальном развитии дошкольников наиболее актуальными являются 2 вида образовательных ситуаций :
1. Предметно-игровая образовательная ситуация.
Доминирующей является развивающая предметная среда. Именно она определяет активность ребенка, его предметно-игровые действия. Действия дошкольников направлены на освоение разнообразной предметно-развивающей среды.
Необходимым средством для создания предметно-игровой образовательной ситуации являются музыкальные дидактические игры и пособия, которые можно классифицировать на:
— способствующие воспринимать произведения для слушания;
— используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности;
— созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
— побуждающие к певческой, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;
— побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
2. Сюжетно-игровая образовательная ситуация.
В данной образовательной ситуации развиваются творческие способности, формируются основы музыкальной культуры, ценностно-этические представления.
В основе – сюжетно-ролевое моделирование проблемных ситуаций, совместные сюжетно-ролевые музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная деятельность, драматизации, проведение музыкальной или театральной гостиной, творческой мастерской.
Образовательные ситуации могут быть применены в досугах и развлечениях различной направленности. Целью будет закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации можно включать и в самостоятельную деятельность детей — через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, а также посредством привлечения внимания к материалам для исследовательской деятельности и продуктивного творчества.
Таким образом, в процессе личностно-развивающего взаимодействия посредством образовательных ситуаций у дошкольников происходит :
— формирование новых представлений и умений в разных видах музыкальной деятельности;
— систематизация и обобщение личного музыкального опыта детей;
— развитие творческих способностей.
Сюжетно-игровая образовательная ситуация - слушание классической музыки, как образовательная ситуация по формированию у детей дошкольного возраста картины мира на музыкальных занятиях.
Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
С чего начать, чтобы формирование картины мира у дошкольников посредством слушания классических произведений было радостным, увлекательным и легким?
Во-первых, нужно отказаться от методики обучения с позиции, когда дети сидят и слушают музыку, а педагог объясняет. Невозможно заставить детей полюбить слушать, петь, танцевать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно.
Игра - это та связующая нить, при помощи которой, можно научить детей слышать и слушать музыкальные произведения. Игровая методика замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Вот несколько приёмов, которые можно использовать в работе с дошкольниками :
1. Что услышал композитор? (дети сами придумывают название произведения).
2. Прием вариативности движений.
3. Использование импровизации.
4. Прием «слышимости» музыкальных нюансов.
5. Сочинение стихотворений на данное произведение.
6. Музыкальное сопровождение произведения с помощью музыкальных инструментов.
7. Прием образного показа мимики и жеста.
8. Слушание произведения целостно, характеристика средств выразительности, жанра, формы произведения и т. д.
В основе созданной образовательной ситуации заложен комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, поэтому в своей музыкальной деятельности значительное внимание нужно уделить циклам тематических занятий, в которых выделены 5 следующих этапов:
1 этап. Создание условий для успешного знакомства с произведениями классической музыки народов мира.
2 этап. Накопление музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с культурой, традициями народа.
3 этап. Обучение приемам, отражающим результативность восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.
4 этап. Организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности: игровой, художественной, двигательной.
5 этап. Контрольно-аналитический.
Музыкальный репертуар сгруппирован по темам:
1- й цикл по темам: «Музыкальный язык», «Что выражает музыка?».
Одной из задач мы ставим умение различать эмоциональное состояние музыки, ее характер, настроение и т. д. На примере произведений композиторов - классиков разных стран (Э. Григ, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, И. Бах, А. Моцарт, Л. Бетховен).
2- й цикл по темам: «Музыкальный жанр» (песня, танец, марш, «О чем рассказывает музыка?» на примере произведений: «Детская полька». М. Глинки, «Марш» С. Прокофьева и «Вальс цветов» П. И. Чайковского, «Итальянская полька» С. Рахманинова
Дети учатся различать жанровые признаки сочинений разных стилей, эпох, приобретают представления о музыкальных жанрах.
3- й цикл по темам: «Как рассказывает музыка?».
Дети учатся различать сопоставлять образы двух контрастных произведений, различать средства музыкальной выразительности на примере следующих классических произведений: «Весна» П. И. Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига, «Подснежник» Г. Гречанинова.
4- й цикл по темам: «Веселые и грустные мелодии», «Тембр», «Регистр», «Ритм».
На этих занятиях дети совершенствуют представления о тембровых выразительных возможностях музыкального звучания, зависимости характера мелодий от музыкального лада, понятие о ритме на примере таких произведений как: «Утро» Э. Грига, «Камаринская» П. И. Чайковского, «Полонез» Ф. Шопен.
Воспитание слушателя, способного отличить подлинную красоту высокого искусства от низкопробной подделки должно начинаться уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является временем интенсивного развития музыкальной восприимчивости.
Новизна данной образовательной ситуации состоит в том, что, музыка, прежде всего классическая, формирует духовный мир человека в целом, помогает выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунке, пластике, инсценировках, пении, оркестре, движениях. Так, например, характер музыки П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок.
Тематические занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков, развитию эстетического вкуса, формированию художественно-творческих и музыкальных способностей, эмоциональному и социальному развитию детей, воспитанию уважительного отношения к наследиям других народов. Например, предлагаем детям прослушать музыкальное произведение и нарисовать, о чем оно рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит?». Какие краски могут передать это настроение?».
К сожалению, часто окружающая музыкальная среда дома и в дошкольном учреждении не складывается и, как следствие, в памяти таких детей почти нет музыкальных впечатлений, поэтому их музыкальный слух «спит» и бывает долго не разбуженным. Поэтому процесс музыкального обучения в дошкольном возрасте очень важен и необходимо к этому, привлекать педагогов и родителей, что поможет догнать упущенное. Для
этого можно провести ряд мероприятий для родителей:
• Консультации на тему: «Музыка как средство восприятия», «Давайте поговорим о музыке всерьез», «О домашней фонотеке», «Музыка в жизни ребенка».
• Встреча в музыкальной гостиной народов мира (посещение занятий, развлечений, участие в праздниках).
• Тематические развлечения :
1. «Два рояля».
2. «Путешествие по странам мира»
3. «Послушай и узнай».
4. «Семейный оркестр».
5. «Так построен мир поющий».
6. Проведение дней искусства (театрализованные представления, музыкально-литературные викторины).
7. Анкетирование и интервьюирование родителей с целью изучения музыкальных пристрастий в семье и коррекции музыкального вкуса.
8. Практикум «Приобщение детей к музыкальной культуре народов мира»
9. Изучение традиций родного края и соседних народов на примере творчества местных композиторов, музыкантов, писателей. Работая по данной теме, при непосредственном участии в образовательном процессе родителей, у детей повышается интерес к изучаемому материалу, возрастает результативность проводимых мероприятий, снижается их утомляемость и появляется возможность сформировать целостную картину мира. Кроме того, происходит развитие психических процессов: памяти, воображения, восприятия, мышления, творческих способностей и музыкальных навыков. В процессе слушания классических произведений воспитывается любовь к родному краю, друг другу, сохраняются традиции родной и мировой культуры.
Если мы хотим, чтобы сердце ребенка стремилось к добру, красоте и человечности, необходимо как можно чаще приобщать его к музыке и искусству в целом.