Земцова Татьяна Григорьевна
Методическая разработка НОД по познавательному развитию «Секреты веселых человечков» с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Проблема познавательного развития дошкольников одна из самых актуальных на данный момент, поскольку познавательное развитие является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Ребёнок в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.
Публикация «Методическая разработка НОД по познавательному развитию „Секреты веселых человечков“ с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
Это занятие построено с учетом ФГОС дошкольного образования с использованием технологии ТРИЗ, метода «Моделирование маленькими человечками», предназначено для детей седьмого года жизни. Метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. Занятие включает развивающие задания с применением разнообразного наглядного и раздаточного материала. Для организации познавательно-исследовательской деятельности использованы игровые ситуации: «Волшебник Оживлялка», «Живая капелька», когда дети «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, проблемные вопросы, развивающая игра «Да-нетка», показ и самостоятельное экспериментирование. Использование сопроводительной презентации позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Физ. минутки «Маленькие человечки», «Ходят капельки по кругу» создают благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала. В процессе деятельности дети активно отвечают на вопросы о свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека, самостоятельно проводят простые опыты, получают результат, учатся анализировать, формулировать вывод; высказывают своё мнение, используя собственный опыт; составляют моделиперехода одного вещества в другое, обозначают предметы схемой с помощью маленьких человечков, учатся сотрудничеству друг с другом в группе. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.
Цель занятия: создать условия для развития интереса к познавательной деятельности детей.
Задачи:
Обучающие
1. Познакомить детей с различными состояниями веществ в неживой природе. Расширять представления о многообразии веществ неживой природы.
2. Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека.
Воспитательные
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятию.
Развивающие
1. Развивать мышление, творческое воображение, интерес к познавательной деятельности. Умение перевоплощаться в образ маленьких человечков.
Технологическая карта
Цель Создать условия для развития интереса к познавательной деятельности детей о неживой природе через внедрение технологии ТРИЗ «Маленькие человечки».
Задачи
Обучающие
3. Познакомить детей с различными состояниями веществ в неживой природе. Расширять представления о многообразии веществ неживой природы.
4. Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека.
5. Умение работать со схемами.
Воспитательные
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к занятию.
3. Воспитывать экологическую культуру.
Развивающие
2. Развивать творческое воображение, интерес к познавательной деятельности.
3. Развивать образное мышление через умение перевоплощаться в образ маленьких человечков.
Планируемый результат Ребенок овладеет средствами общения и способами взаимодействиями со взрослыми и сверстниками.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи.
Овладеет необходимыми умениями и навыками.
Этапы
(последовательность)
деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога
Действия, деятельность воспитанников,выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
I.Мотивация к деятельности
Цель:
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Музыкальная игра – приветствие.
(Приложение №1)
Сегодня мы с вами отправимся в центр науки, А кто нас там ждёт, отгадайте:
(Приложение №2)
Организует детей, включает их в образовательную деятельность, вызывает положительный эмоциональный настрой
Создать игровую ситуацию.
Загадывание загадки
(Слайд №2) Сосредотачивают внимание. Здороваются.
Отгадывают загадку
Привлечение внимания. Создание мотивации.
Склонен наблюдать, обладает начальными знаниями об окружающем мире.
II. Поиск, решение задачи, проблемы
Цель:
Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка Волшебник Оживлялка принес свой научный труд и попросил, чтобы я вас с ним познакомила. Интересно, что там?
Открывает, читает сказку, сопровождая показом слайдов
Внимательно слушают сказку Развитие познавательного интереса. Активизация внимания. Развитие зрительного восприятия.
III. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы
Цель:
Совместное определение конкретных действий
Волшебник прислал для вас волшебный мешочек и приглашает в лабораторию.
Проходите пожалуйста.
Рассмотрим, что же здесь находятся за предметы.
- Давайте попробуем отделить часть от целого
. покажите схему твердого вещества
Давайте пойдем дальше.
(Экспериментальная работа. Отделяем часть жидкости. Потом снова ее соединяем. Переливаем ее из одной емкости в другую.)
На этом столе собраны разные жидкости. В них живут человечки, которые не держатся за руки, а стоят рядом друг с другом.
- А хотите я вам покажу, где живут человечки, которые не стоят на месте.
- Поставьте перед собой ладоши и помашите ими на себя. Чувствуете, как кто-то стучит вам по щекам?
- Это маленькие человечки собрались в кучку и стучат вам по щечкам. А вот в этих коробочках, которые вам приготовил волшебник Оживлялка, тоже живут человечки. Откроем коробочки и вы их почувствуете.
Покажите схему газообразного вещества
Физминутка «Маленькие человечки»
- Дети, давайте вернемся в нашу лабораторию. (работа в группах)
1 задание. По картине нужно составить модель перехода одного вещества в другое и объяснить, что произошло.
- «Сосулька тает»
- «Красим ногти лаком»
- «Кипящая вода»
- «Застывшая лужа»
2 задание. Вам нужно обозначить предметы схемой с помощью маленьких человечков и знаков + и –
- Карандаш
- Стакан с водой
- Пустой стакан
- Хлеб и отрезанный кусок
- Дерево с отломленной веткой
- Флакон с духами
- Чашка с горячим кофе
- Горячий суп в тарелке Как вы думайте Волшебник свой труд написал на какую тему? О чем нам с вами сегодня предлагает поговорить Волшебник?
Дети давайте поделимся на группы – по форме предметов
Вопросы:
- Почему у вас не получилось?
- Какие человечки живут в твердых предметах?
- Что мы видим здесь?
- Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков?
Покажите схему жидкости
показывает эксперимент
- Что вы можете сказать о веществах, которые находятся в середине коробочек?
- Как называется это вещество?
Проводит физминутку «Маленькие человечки»
(текст в приложении №4) Дети отвечают на вопрос и определяют тему занятия.
Дети достают объемные геометрические фигуры, и согласно фигурам делятся на группы.
Дети подходят к столу.
Дети поочередно называют три предмета: камень, кубик, лед.
Дети проводят эксперимент - не выходит
- Потому, что предметы твердые.
- Те, которые крепко держатся за руки.
ребенок показывает схему
- Стакан с молоком; водой; соком.
Дети проводят эксперимент
ребенок показывает
- Да, хотим
Дети проводят эксперимент
дети машут
дети открывают, нюхают
- Мы ничего не видим, не можем потрогать, но чувствуем запах.
- Газообразное.
Ребенок показывает
Дети выполняют задание.
Дети внимательно слушают задание.
Дети выполняют задание №1
Дети выполняют задание №2 Развитие логического мышления и зрительного восприятия
IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности
Цель:
Закрепление знаний о воде
- Что Вы говорите, волшебник? …Обязательно.
- Волшебник оживит сегодня то, что я загадала, попробуйте узнать с помощью игры «Да-нетка». Отгадайте, что я загадала?
Давайте попросим волшебника, чтобы он оживил нам воду:
Ну, волшебник не зевай,
Нам водичку оживляй (повторяют все вместе)
Появляется живая капелька
Что она может рассказать о себе? Давайте от её имени попробуем это сделать.
Я – жидкая;
Я – прозрачная;
Я - без вкуса и запаха.
.
Давайте вспомним, где вода может быть и для чего она нужна?
Задание, будем выполнять 2 командами.
1 команда – выбирает картинки, где изображено кому и для чего нужна вода.
(Вода нужна маме для стирки белья, мытья посуды, для купания, чтобы рыбу ловить, цветы чтоб росли, рыбам и т. д.)
Вывод: Вода необходима всем живым существам: растениям, животным, человеку.
2 команда – где может жить капелька воды?
(В море, лужице, ручейке, реке, облаках, снеговике, сосульке, снежинке и т. д.)
Вывод: Вода – волшебница. Она бывает разной. Вода бывает жидкая, тогда её очень тяжело удержать, так как маленькие человечки не держат друг друга за руки, и она принимает форму сосуда, в который ее наливают. Вода бывает твердая, когда замерзает и превращается в лёд, так как человечки держат крепко другдруга за руки. Вода бывает газообразная, когда закипает и превращается в пар, так как человечки очень быстро бегают.
Физминутка. «Ходят капельки по кругу».
(нагнулась к волшебнику, послушала)
Ответы:
Нет.
Да.
Да.
Нет.
Да.
Да. Я загадала воду.
(Слайд №9)
Если дети затрудняются в перечислении свойств воды, показать карточки схемы опытов
Вопросы:
- А что вы знаете о форме воды? Педагог проводит
Проводит физминутку «Ходят капельки по кругу».
(текст в приложении №5)
Вопросы:
Это живая природа?
Это неживая природа?
Это вещество?
Это твердое вещество?
Это жидкое вещество?
Это Вода?
Дети отвечают:
- Вода не имеет форму, п. ч. она принимает форму той посуды, в которую её налили.
Дети делятся на две команды, подходят к столам, где находятся сюжетные картинки и выполняют задание
Дети выполняют движения в соответствии с текстом физ. минутки Знает свойства воды, ее значение в жизни растений, животных и человека
V. Самоконтроль Волшебник доволен вашими знаниями и хочет подарить каждому капельку воды.
Выберите ту капельку, какое настроение было у вас на занятии. Стимулирование детей к самоанализу и самооценке Соотнесение продукта, результата деятельности с намеченным планом.
Эмоционально реагирует на успешные результаты своей деятельности
VI. Рефлексия, анализ.
Цель:
Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. Время работы в научном центре подошло к концу.
- Что нового вы узнали?
- Какое задание для вас было трудным?
- А что было самым интересным?
Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности, Самооценка своего вклада в процесс достижения результата. Выражает собственные чувства к проделанной работе. Умение детей делать выводы собственной деятельности
VII. Открытость А чтобы вы хотели узнать о веществах?
Обсуждение с детьми продолжения работы в разных формах самостоятельной деятельности со сверстниками, взрослыми Трансформация знаний, умений, приобретенных в совместной деятельности с педагогом в опыт самостоятельной деятельности. Умеет построить речевое высказывание в ситуации общения