Сидорова Юля Ильинична
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по познавательному развитию
"Путешествие в страну чувств"
Подготовила: воспитатель Сидорова Юля Ильинична
Цель: развитие сенсомоторных способностей у детей.
Задачи:
Обучающие: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.
Публикация «Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию» размещена в разделах
Развивающие : развивать связную речь, обогащать словарь детей новыми словами (органы , осязание, обоняние );развивать внимание ,память , логическое мышление , наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к своему организму как к единому целому.
Материал и оборудование:
- домики с изображением органов чувств;
- спокойная музыка
- картинка для игры «10 отличий»
-альбомные листы с написанными словами для д/игры «Найди слово».
- стаканчики с ароматизированными предметами, салфетка;
- мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».
- «Чудесный мешочек» с набором предметов;
-ширма, разные предметы для игры «Узнай по звуку».
Методические приёмы : беседа-диалог, игровые ситуации, физкультминутка «Весёлая переменка», подведение итогов.
Ход занятия:
дети входят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро! »
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои улыбки.
Воспитатель: - Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам посетить страну Чувств. В сказочном месте правит королева Эмоция. И ее верные подданные – ощущения в тяжелых ситуациях они всегда приходят на помощь жителям сказочной страны. Чтобы отправиться в путешествие, нужно сказать, сколько органов чувств есть у человека и как они называются?
Ответы детей (глаза, уши, нос, язык, кожа).
А какие чувства соответствуют этим органам (ответы детей)
глаза - зрение; уши -слух; язык - вкус; нос - обоняние;
кожа - осязание.
А почему мы их называем нашими помощниками? (ответы детей)
Они помогают нам познавать окружающий мир, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение про наших помощников.
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая, их используешь шутя;
Глаза тебе даны, чтоб видеть.
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту чтоб вкус понять,
А носик - запах различать.
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечек напиться.
И ни к чему твоя тревога
Они всегда тебе помогут!
Итак, в путь! Садитесь на «волшебные стульчики», которые нас перенесут в сказочное место, закройте глазки.
Звучит спокойная музыка. В это время воспитатель одевает корону и накидку
Королева Эмоция:Здравствуйте, дети, я королева Эмоция. Добро пожаловать в страну Чувств. Я приглашаю вас на экскурсию по моему родному городу.
Так, перед нами дом. Отгадайте загадку и скажите, о чем речь?
Загадка. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
Королева Эмоция: Молодцы! Глаза это один из самых ценных органов чувств человека, а как называется способность видеть? (Орган зрения).
Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов).
Королева Эмоция: Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.
Белка дятла поджидала, (перемещаем взгляд вправо-влево)
Гостя вкусно угощала:
-Ну-ка, дятел, посмотри (перемещаем взгляд вверх-вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (закрыть глаза и погладить веки указ. пальцами)
Королева Эмоция: Молодцы! Я приготовила для ваших глаз интересные задания. Внимательно посмотрите и найдите 10 отличий на картинках.
Королева Эмоция:( д/игра «Найди слово») На мольбертах листы со словами расположенными в ряд. В каждом ряду спрятано ещё одно слово, найдите его? (слово загадка закрыто). Я даю вам подсказку, новое слово состоит из первых букв данных слов.
1. Кит - Облако - Тапочки. (КОТ)
2. Велосипед - Апельсин - Торт - Аист. (ВАТА)
3. Мама - Яблоко - Чайник. (МЯЧ)
4. Рак - Улитка - Крот - Автобус. (РУКА) (поисковая работа детей)
Королева Эмоция:Теперь переходим к следующему домику. Отгадайте загадку:
Любят труд,
Не терпят скуки,
Всё умеют наши (Ответы детей).(руки)
Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).
Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки на счёт)
Вышел пальчик погулять. (Указательный палец правой руки движется по
кругу, по центру левой ладошки)
Только вышел из ворот-
Глядь, другой к нему идёт. (К указательному присоединяется
средний пальчик)
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий выходи (Затем присоединяется безымянный пальчик)
Вместе станем в хоровод-
Вот. (Хлопок. затем руки меняются местами) .
Королева Эмоция: Проверим чувствительность ваших ручек и пальчиков с помощью «волшебного мешочка».
Дидактическая игра «Волшебный мешочек » (ребёнку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет.) Игра повторяется 4-5 раз, проводится стоя.
Королева Эмоция:Поспешим в дорогу. Вот следующий домик. Отгадайте загадку:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Оле . (Ушки)
Какой это орган? (Орган слуха).
Для чего нужны уши? (Слышать звуки).
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (забавные задания)
Королева Эмоция:
1. Встаньте, пожалуйста, сделайте так; левую руку положите на голову и погладьте себя по голове, а правой рукой делайте круговые движения по животу. А теперь сделайте все движения одновременно.
2. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук.
Воспитатель: Почему вы встали и выполнили эти упражнения?
Дети: Потому, что услышали, что вы сказали.
Королева Эмоция: А чем вы услышали? (Ответы детей)
Королева Эмоция:Как вы думаете, чтобы научиться говорить, уши нужны? А что мы слышим ушами? (Звуки)
Королева Эмоция: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Давайте поиграем в игру «Узнай по звуку».
Попробуйте определить, что я сейчас буду делать. (Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)
Дети должны каждый раз определить источник звука.
Королева Эмоция: Хорошо, вы правильно справились с заданием.
Королева Эмоция:Давайте отправимся в гости к следующему домику. Отгадайте загадка.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Какой это орган? (Орган обоняния).
Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать).
Какие бывают запахи? ( Приятные, неприятные, ароматные, вредные).
Королева Эмоция: - Может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети: Можно почувствовать запах дыма при пожаре, или когда на плите что-то подгорело, если продукты плохо пахнут - они испортились и т. д.
Дыхательное упражнение.
Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Игра «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в стаканчиках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон.)
Королева Эмоция: Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его?
Дети: На вкус.
Королева Эмоция: - Следующая остановка – конечная.
Отгадайте загадку:
Всегда во рту, но не проглотишь? (Ответы детей).
Правильно, язык.
Королева Эмоция: Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким , горьким, кислым, солёным (Ответы детей).
Королева Эмоция: - Давайте поиграем.
Игра «Определи на вкус»
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: королева дает попробовать продукты, различные по вкусу. Дети называют продукт, описывают свои вкусовые ощущения, например: «Это - лимон. Он кислый». Если дети не справятся с заданиями, помочь подсказками.
Королева Эмоция: - Ну, вот наше путешествие подошло к концу. -Вы должны беречь ваши органы чувств, ухаживать за ними. Ну, а в память о путешествии в мою страну Чувств, я подарю вам веселые смайлики.
Пусть хорошее настроение не оставляет вас. Ну, а теперь пришло время возвращаться. Садитесь на «волшебные стульчики», которые вас перенесут в группу, закройте глазки.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята вам понравилось путешествие! Что же вы нового узнали? Давайте вспомним, какие чувства живут в волшебной стране?
(Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.)
- Как выдумаете, нужны ли нам эти чувства?
Воспитатель: Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Чувства позволяют понять, запомнить и использовать всё то, что мы узнали, выучили. Они помогут нам лучше подготовиться к школе, развить память, внимание.