Получи документы

Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре

Ольга Солодкая
Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре

В настоящее время наша Родина переживает непростой исторический период. Доминирование материальных ценностей над духовными представляет огромную опасность, поскольку ведет к разрушению личности.

Публикация «Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре» размещена в разделах

Фундаментом развития личности ребёнка является его социальная компетентность, которая во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Отношение к себе, к окружающим людям, к миру, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины, понимаются в системе образования как "духовно - нравственные ценности".

Перед педагогами всегда стояла проблема воспитания гуманных форм межличностных отношений детей друг к другу. Гуманными формами межличностных отношений являются признание равных прав за собой и другими, оказание помощи ровеснику, требовательное отношение к себе и товарищу.

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является способность ребёнка обладать установкой положительного отношения к миру[5].

В детском саду ребенок находится в группе детей, которая в социально - психологическом смысле представляет собой малую социальную группу. Детская группа выступает в качестве одного из основных агентов социализации, в ней создаются многочисленные модели поведения, благодаря которым ребенок приобретает "социальную компетентность в группе равных". Выполняя функцию социализации и прежде всего гендерной принадлежности, предоставляя ребенку потенциальную возможность для реализации своих задатков и способностей, психологическое укрытие, детская группа является носителем детской субкультуры.

Помимо перечисленного, детская субкультура и особенно значимая для ребёнка группа, или как ещё называют "референтная", в процессе игрового взаимодействия обуславливает зону вариативного развития ребенка. В процессе усвоения социально приемлемых способов взаимодействия людей друг с другом происходит развитие механизмов идентификации и обособления, являющимися, важнейшими механизмами развития личности. В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом"

Межличностные отношения – это субъективное переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Межличностные отношения у дошкольников со сверстниками формируются и развиваются постепенно: значение контактов со сверстниками начинает возрастать к старшему дошкольному возрасту. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.

В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает оценка личных качеств ребенка, а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения.

На этом возрастном этапе межличностным отношениям детей со сверстниками присущи следующие специфические особенности: возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками, мнение сверстника становится значимым, общение со взрослым отходит на второй план. У детей возникает потребность в уважении и признании себя сверстником, важность контактов со сверстниками к старшему дошкольному возрасту постепенно нарастает. Увеличивается знание ребенка о навыках сверстника, проявляется интерес к различным аспектам его личности.

Работа по реализации Образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" направлена на "усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта".

Мы видим, что важность задач очевидна, следовательно необходимо определить эффективные методы их реализации.

Воспроизведение моделей человеческих взаимоотношений и воспроизведение детьми общественно – исторического опыта на ранних этапах социогенеза человечества происходило в детском сообществе, одним из первых институтов цивилизации. В настоящее время, одним из социальных объединением, в котором каждый ребенок занимает определённое статусное положение является группа детского сада.

Как отмечалось выше, референтная для ребенка группа обуславливает зону вариативного развития ребенка в процессе общения и игрового взаимодействия детей и является носителем особой детской субкультуры, в которой носителями определенного смысла могут выступать слово, жест, движение. Игра и игрушка являются важнейшими составляющими данной субкультуры.

Одной из форм детской субкультуры являются детские коллективные игры. Являясь ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте, игра позволяет решать задачи обучения и воспитания дошкольников. Каждый вид игр применяется в педагогическом процессе ДОУ в зависимости от полезности данного вида игр.

Игре, как педагогическому феномену, присущи определённые функции. Остановимся на одной из наиболее важных - социокультурном назначении игры. Игра является важнейшим средством социализации. Игра позволяет контролировать социальные процессы воздействия на развитие личности ребёнка, дает ребенку возможность функционировать в качестве полноправного члена коллектива. В игре ребёнок присваивает все богатство культуры общества.

Благодаря тому, что в игре детям предоставляется возможность моделирования социальных отношений, игра является своеобразной школой человеческих отношений и дает возможность ребенку совершенствовать свое поведение и управлять им.

Мы предположили, что отношения в детской группе могут быть преобразованы с помощью совместной деятельности детей –коллективной игры, способной в свою очередь продуцировать эти отношения. И процесс формирования межличностных отношений старших дошкольников будет эффективным, если в качестве одного из средств формирования межличностных отношений будет использоваться система игр.

Мы применили систему игр, основанную на рекомендациях Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.

"Жизнь в лесу".

Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Предлагает поиграть в животных в лесу. Поскольку звери не знают человеческого языка, необходимо придумать свой язык, чтобы поздороваться друг с другом, спросить о чем - либо.

"Волны".

Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: "В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце". Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, "волны" окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

" Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем".

Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек, и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия ( например: умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.) Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие.

Хороводная игра "Бабушка Маланья".

Водящий придумывает движение, которое остальные должны повторить, необходимо добиться единства образа.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей.

Все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

С такой головой,

С такой бородой,

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так.

Игра "Воевода"

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

(Слова народные)

Играющие дети стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами "воевода" выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

Игра "Арина"

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.

Все поют:

Дорогая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.

"Работаем вместе".

Педагог делит группу на подгруппы и каждой из них дает задание изобразить какую - либо деятельность и помогает распределить обязанности. После кратковременной репетиции дети показывают сценку, остальные угадывают, что изобразили.

"Мостик".

Задание такое же, как и в предыдущей игре, только одному из детей в паре воспитатель завязывает глаза, а другой ребенок должен провести его так, чтобы его слепой партнер не упал в воду.

"Злой дракон".

Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться два-три ребенка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: "В нашей стране — большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжить поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться". Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.

"Шторм".

Воспитатель предлагает детям представить себя волнами и они могут резвиться : гудеть, подниматься выше всех, меняться местами. Условие - все накрыты куском ткани из под которой нельзя выбираться.

"Старенькая бабушка".

Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

"Живые куклы".

Воспитатель разбивает группу на пары. "Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас — ребенок, а другой — его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней". Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.

"Спящая красавица".

Девочки играют роль Спящей красавицы. Мальчики - принцы подходят и говорят девочке придуманное красивое и ласковое прозвище. Тогда только "чары" рассеиваются и "Спящая красавица" просыпается.

"Пожелания".

Дети "превращаются" в добрых магов, их приглашают на день рождения и они "дарят" имениннику пожелание.

"Рукавички".

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

"Мастер и подмастерья".

Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Воспитатель говорит : "В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги". После того как работы готовы, устраивается выставка.

После проведения данной серии игр мы перешли к работе на втором этапе.

На данном этапе работы мы дополнили предметно-развивающую среду в групповой комнате, поскольку она способствует накоплению игрового опыта. Мы вместе с детьми выявили недостающие и изготовили необходимые атрибуты для игр, создав тем самым условия, чтобы дошкольники могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры.

Мы подобрали такие игры, как:

"Семья".

Цель: совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

"Парикмахерская".

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников парикмахерской.

"Скорая помощь".

Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.

"Магазин".

Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

"Инспектор ДПС".

Цель: совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Список использованных источников:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика синтез, 2014. 368 с.

2. Смирнова Е. О. С50 Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. М. : КНОРУС, 2016. 280 с. (Бакалавриат).

3. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику у дошкольников. // Вопросы психологии,1996, №3.

4. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М. : ВЛАДОС, 2005. 158 с.

5. ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 года.

Публикации по теме:

Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте Проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной. По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни.

Игры на развитие межличностных отношений Игры на коррекцию и развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. 1. «Встаньте все те, кто…» 5-6 лет Цель: упражнять в развитии.

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Воспитание дружеских отношений в игре Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи,.

Консультации для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Проблемные формы межличностных отношений дошкольников Доказано, что опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Проект по гармонизации межнациональных и межличностных отношений «Словно радуги цвета — мы едины навсегда» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МДОУ ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА» ПРОЕКТ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ.

Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста Межличностные отношения в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое.

Воспитание дружеских отношений в игре Воспитание дружеских отношений в игре Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи,.

Воспитание дружеских отношений в игре Игра - средство всестороннего развития ребенка. Дошкольное детство - короткий, но значительный период становления личности. В эти годы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре
Опубликовано: 30 июня 2018 в 00:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Солодкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД