Ольга Солодкая
Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре
В настоящее время наша Родина переживает непростой исторический период. Доминирование материальных ценностей над духовными представляет огромную опасность, поскольку ведет к разрушению личности.
Публикация «Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Поделки. Мастерим с детьми
- Старшая группа
- Темочки
Фундаментом развития личности ребёнка является его социальная компетентность, которая во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей. Отношение к себе, к окружающим людям, к миру, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины, понимаются в системе образования как "духовно - нравственные ценности".
Перед педагогами всегда стояла проблема воспитания гуманных форм межличностных отношений детей друг к другу. Гуманными формами межличностных отношений являются признание равных прав за собой и другими, оказание помощи ровеснику, требовательное отношение к себе и товарищу.
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является способность ребёнка обладать установкой положительного отношения к миру[5].
В детском саду ребенок находится в группе детей, которая в социально - психологическом смысле представляет собой малую социальную группу. Детская группа выступает в качестве одного из основных агентов социализации, в ней создаются многочисленные модели поведения, благодаря которым ребенок приобретает "социальную компетентность в группе равных". Выполняя функцию социализации и прежде всего гендерной принадлежности, предоставляя ребенку потенциальную возможность для реализации своих задатков и способностей, психологическое укрытие, детская группа является носителем детской субкультуры.
Помимо перечисленного, детская субкультура и особенно значимая для ребёнка группа, или как ещё называют "референтная", в процессе игрового взаимодействия обуславливает зону вариативного развития ребенка. В процессе усвоения социально приемлемых способов взаимодействия людей друг с другом происходит развитие механизмов идентификации и обособления, являющимися, важнейшими механизмами развития личности. В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом"
Межличностные отношения – это субъективное переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Межличностные отношения у дошкольников со сверстниками формируются и развиваются постепенно: значение контактов со сверстниками начинает возрастать к старшему дошкольному возрасту. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.
В старшем дошкольном возрасте большое значение приобретает оценка личных качеств ребенка, а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения.
На этом возрастном этапе межличностным отношениям детей со сверстниками присущи следующие специфические особенности: возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками, мнение сверстника становится значимым, общение со взрослым отходит на второй план. У детей возникает потребность в уважении и признании себя сверстником, важность контактов со сверстниками к старшему дошкольному возрасту постепенно нарастает. Увеличивается знание ребенка о навыках сверстника, проявляется интерес к различным аспектам его личности.
Работа по реализации Образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" направлена на "усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта".
Мы видим, что важность задач очевидна, следовательно необходимо определить эффективные методы их реализации.
Воспроизведение моделей человеческих взаимоотношений и воспроизведение детьми общественно – исторического опыта на ранних этапах социогенеза человечества происходило в детском сообществе, одним из первых институтов цивилизации. В настоящее время, одним из социальных объединением, в котором каждый ребенок занимает определённое статусное положение является группа детского сада.
Как отмечалось выше, референтная для ребенка группа обуславливает зону вариативного развития ребенка в процессе общения и игрового взаимодействия детей и является носителем особой детской субкультуры, в которой носителями определенного смысла могут выступать слово, жест, движение. Игра и игрушка являются важнейшими составляющими данной субкультуры.
Одной из форм детской субкультуры являются детские коллективные игры. Являясь ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте, игра позволяет решать задачи обучения и воспитания дошкольников. Каждый вид игр применяется в педагогическом процессе ДОУ в зависимости от полезности данного вида игр.
Игре, как педагогическому феномену, присущи определённые функции. Остановимся на одной из наиболее важных - социокультурном назначении игры. Игра является важнейшим средством социализации. Игра позволяет контролировать социальные процессы воздействия на развитие личности ребёнка, дает ребенку возможность функционировать в качестве полноправного члена коллектива. В игре ребёнок присваивает все богатство культуры общества.
Благодаря тому, что в игре детям предоставляется возможность моделирования социальных отношений, игра является своеобразной школой человеческих отношений и дает возможность ребенку совершенствовать свое поведение и управлять им.
Мы предположили, что отношения в детской группе могут быть преобразованы с помощью совместной деятельности детей –коллективной игры, способной в свою очередь продуцировать эти отношения. И процесс формирования межличностных отношений старших дошкольников будет эффективным, если в качестве одного из средств формирования межличностных отношений будет использоваться система игр.
Мы применили систему игр, основанную на рекомендациях Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.
"Жизнь в лесу".
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. Предлагает поиграть в животных в лесу. Поскольку звери не знают человеческого языка, необходимо придумать свой язык, чтобы поздороваться друг с другом, спросить о чем - либо.
"Волны".
Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: "В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце". Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, "волны" окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
" Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем".
Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек, и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия ( например: умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.) Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие.
Хороводная игра "Бабушка Маланья".
Водящий придумывает движение, которое остальные должны повторить, необходимо добиться единства образа.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей.
Все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой,
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так.
Игра "Воевода"
Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял
Тот воевода.
-Воевода, воевода
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь
Беги, как огонь!
(Слова народные)
Играющие дети стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами "воевода" выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.
Игра "Арина"
Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.
Все поют:
Дорогая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чье имя укажи!
Арина ходит, напевая:
Хожу, гуляю вдоль караваю,
Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу.
"Работаем вместе".
Педагог делит группу на подгруппы и каждой из них дает задание изобразить какую - либо деятельность и помогает распределить обязанности. После кратковременной репетиции дети показывают сценку, остальные угадывают, что изобразили.
"Мостик".
Задание такое же, как и в предыдущей игре, только одному из детей в паре воспитатель завязывает глаза, а другой ребенок должен провести его так, чтобы его слепой партнер не упал в воду.
"Злой дракон".
Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших картонных или деревянных коробок, в которых могло бы поместиться два-три ребенка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, живущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках-коробках, взрослый говорит им: "В нашей стране — большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там обнявшись и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и, когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжить поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться". Воспитатель ходит между домами, изображая дракона, воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь, и, убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, переходит к следующему.
"Шторм".
Воспитатель предлагает детям представить себя волнами и они могут резвиться : гудеть, подниматься выше всех, меняться местами. Условие - все накрыты куском ткани из под которой нельзя выбираться.
"Старенькая бабушка".
Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
"Живые куклы".
Воспитатель разбивает группу на пары. "Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, просить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас — ребенок, а другой — его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней". Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом воспитатель предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.
"Спящая красавица".
Девочки играют роль Спящей красавицы. Мальчики - принцы подходят и говорят девочке придуманное красивое и ласковое прозвище. Тогда только "чары" рассеиваются и "Спящая красавица" просыпается.
"Пожелания".
Дети "превращаются" в добрых магов, их приглашают на день рождения и они "дарят" имениннику пожелание.
"Рукавички".
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.
"Мастер и подмастерья".
Воспитатель делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Воспитатель говорит : "В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги". После того как работы готовы, устраивается выставка.
После проведения данной серии игр мы перешли к работе на втором этапе.
На данном этапе работы мы дополнили предметно-развивающую среду в групповой комнате, поскольку она способствует накоплению игрового опыта. Мы вместе с детьми выявили недостающие и изготовили необходимые атрибуты для игр, создав тем самым условия, чтобы дошкольники могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры.
Мы подобрали такие игры, как:
"Семья".
Цель: совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
"Парикмахерская".
Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников парикмахерской.
"Скорая помощь".
Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
"Магазин".
Цель: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
"Инспектор ДПС".
Цель: совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Список использованных источников:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика синтез, 2014. 368 с.
2. Смирнова Е. О. С50 Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. М. : КНОРУС, 2016. 280 с. (Бакалавриат).
3. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику у дошкольников. // Вопросы психологии,1996, №3.
4. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М. : ВЛАДОС, 2005. 158 с.
5. ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки № 1155 от 17 октября 2013 года.