Ольга Яценко
Проект по гармонизации межнациональных и межличностных отношений «Словно радуги цвета — мы едины навсегда»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МДОУ ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА»
ПРОЕКТ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«СЛОВНО РАДУГИ ЦВЕТА МЫ ЕДИНЫ НАВСЕГДА»
АВТОРЫ ПРОЕКТА :
ЯЦЕНКО ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ
Публикация «Проект по гармонизации межнациональных и межличностных отношений „Словно радуги цвета — мы едины навсегда“» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
ТИХОМИРОВА ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ
ЗУЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
СОАВТОР ПРОЕКТА :
КУЛИКОВА ЕЛЕНА ВАДИМОВНА
ВЕДУЩИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМЕНИ
М. ПРИШВИНА
Г. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ
2017 ГОД
Актуальность проекта.
На рубеже 20-21 веков для нашего общества стало актуально обращение к истории, опыту прошлого, истокам, их осмысление. Мы постоянно погружаем детей в атмосферу народной культуры, народных обычаев, обрядов. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем понять и постичь культуру других народов, с уважением и интересом относиться к их культурным традициям.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Государственная политика в области образования нацелена на защиту и развитие национальных культур, «религиозных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».
Доброжелательное отношение ребёнка дошкольного возраста к людям разных национальностей – важная составляющая его социальной компетенции. По мнению ведущих ученых (Л. В. Артемьевой, И. Д. Беха, А. В. Беленькой, С. А. Козловой, Е. Л. Кононко, Т. И. Пониманской и других, для дошкольника характерны природная толерантность и доброжелательность, позволяющие ему вступать в свободное общение с представителями разных культур.
Однако, под влиянием социального окружения, а также подражая авторитетным взрослым, дети нередко утрачивают эти качества. Ситуация осложняется ещё и тем, что для детей старшего дошкольного возраста характерно явление опережающего отношения, когда знания ещё неполные, неточные, а отношение к явлению (факту) уже складывается.
Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
Мы считаем, что исходным моментом воспитания национальной толерантности должно стать формирование у детей эмоционально – положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразие человеческих языков: как хорошо, что нас так много и мы все такие разные. Как было бы скучно, неинтересно, если бы все люди были похожими друг на друга и говорили только на одном языке.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей и родителей воспитанников.
Главным условием эффективности формирования у детей национальной толерантности является воспитанность, активная позиция самих педагогов. Грамотно и профессионально, с уважением и тактом к присутствию в социуме людей разных национальностей, способны относиться только педагоги, обладающие определенными знаниями о культуре народов разных стран. Мы считаем, что воспитатель должен негативно относиться к анекдотам, формирующих у одних детей представления об ущербности и нерадивости представителей определенных наций и народностей, возможность посмеяться над их специфическими традициями, бытом, у других – чувство обиды, способствующее возникновению в дальнейшем недоверия и неприязни. Но самое важное – педагогам необходимо выстроить эффективное взаимодействие с семьёй, понять ее специфику и помочь в воспитании ребенка.
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к представителям разных национальностей, окружающему миру.
Педагогические принципы:
• Принцип культуросообразности
• Принцип гуманистической ориентации
• Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка
Методы:
-Наглядные (организация выставок, презентаций, книжных уголков и т. д.)
-Словесные (беседы, конкурсы, загадки, и т. д.)
-Практические (познавательно- речевая и продуктивная деятельность, участие детей в досугах).
-Игровые
Задачи для детей:
• Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений понимать человека другой национальности, эмоционально откликаться на наличие обычаев, традиции других народов, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
• Формирование у детей толерантного поведения.
• Повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
• Закрепление нравственных представлений, навыков социально ответственного поведения.
Задачи для педагогов:
• Оснащение предметно-развивающей среды в группах и в ДОУ, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
• Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
• Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
• Анализ и результативность работы, и перспективность проекта.
Задачи для родителей:
• Повышение компетентности родителей по вопросам гармонизации межнациональных и межличностных отношений
• Применение в воспитании детей правила ориентированные на развитие толерантности;
• Взаимодействие педагогов и родителей детей в гармонизации межнациональных и межличностных отношений.
Вид проекта : информационно-творческий, групповой, краткосрочный.
Участники: педагоги, родители, дети.
Время реализации проекта : 01 июля 2017 года – 15 июля 2017 года.
I этап: Подготовительный.
Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения проекта Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г.
Создание картотеки подвижных игр народов республик Закавказья Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г.
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды (отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г.
Отражение вопросов и проблем воспитания толерантности у детей в консультациях для родителей Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности. Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г.
Повышение компетентности родителей по вопросам гармонизации межнациональных и межличностных отношений, изучение социального статуса семей воспитанников Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г.
II этап: Реализация проекта.
Разработка и проведение мероприятий проекта «Словно радуги цвета мы едины навсегда».
Разработка плана работы по формированию гармонизации межнациональных и межличностных отношений у воспитанников группы «Пчёлка»
Дата Темы Мероприятия Ответственные
03.07.2017 Оснащение развивающей предметно-пространственной среды • пополнение РППС: глобус, куклы в народных костюмах;
• создание картотеки подвижных игр республик Закавказья;
• пополнение муз. картотеки – «Песенка друзей» песня на стихи Михалкова, «Доброта» детская студия «Барбарики» (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
Организация информационного пространства для родителей и педагогов • изготовление буклетов для родителей и педагогов «Как воспитать толерантного человека» (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
04.07.2017 Сказки народов мира • чтение (художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
«Дружат дети всей Земли» (приложение 1) • изготовление деталей для коллажа (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
05.07.2017 «Жители планеты Земля» (приложение 2) • НОД «Жители планеты Земля»
(познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
• совместная творческая работа: коллаж «Дружат дети всей Земли» (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
06.07.2017 «Сострадание и милосердие» (приложение 3) • беседа (нравственно-этическая) «Сострадание и милосердие»; (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие)
• концерт для молодых инвалидов в «Надежда» Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
Музыкальный руководитель
Зуева И. А.
07.07.2017 «Приобщение дошкольников к фольклору» (приложение 4) • фольклорный праздник «Веселимся, не скучаем!»
(познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие)
Воспитатели музыкальный руководитель
Зуева И. А.
10.07.2017 «Хоровод дружбы»»
I половина дня (приложение 5) • ручной труд «Хоровод дружбы»
(познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
II половина дня
«Игры народов мира» (приложение 6) • подвижные игры народов мира на прогулке (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
11.07.2017 «Путешествие друзей» (приложение 7) • межгрупповой досуг (участники – воспитатели и дети группы «Пчёлка», воспитанники группы «Теремок»; в программе: песни, стихи, танцы, мультимедийная презентация, дастархан) (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
Музыкальный руководитель:
Зуева И. А.
12.07.2017 «Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста» (приложение 8) • мастер-класс для педагогов «Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста»
(познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
13.07.2017 «Словно радуги цвета мы едины навсегда» (приложение 9) • медиа –беседа «Словно радуги цвета мы едины навсегда» (познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие) Воспитатели группы «ПЧЁЛКА»
Яценко О. В.
Тихомирова Т. Г
Ведущий библиотекарь детской библиотеки имени М. Пришвина Куликова Е. В.
Реализация проекта в образовательных областях:
НОД «Жители планеты Земля»
(познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие)
Досуг «Путешествие друзей»
(физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Чтение сказок народов мира
(социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие)
Создание коллажа «Дружат дети всей Земли»
(социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Ручной труд «Хоровод дружбы»
(социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Беседа Сострадание и милосердие»
(социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
«Словно радуги цвета мы едины навсегда»
(социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие)
«Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста»
(познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие)
Фольклорный праздник «Веселимся, не скучаем!»
(познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие)
Работа с родителями и педагогами:
Выпуск буклетов для родителей и педагогов «Как воспитать толерантного человека»
Мастер – класс для педагогов «Как воспитывать толерантность у детей дошкольного возраста»
III этап: Презентация проекта.
Результаты работы:
• Повышение педагогической компетентности воспитателей.
• Составление картотеки подвижных игр народов мира.
• Повышение правовой и педагогической культуры родителей (рекомендации по воспитанию толерантности).
• Развитие творческих способностей и коммуникативных качеств воспитанников группы «Пчёлка»
• Укрепление отношений сотрудничества между педагогами и родителями воспитанников.
Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в ДОУ (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты, родители, с целью создания условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Данный проект используется :
• в работе педагогов и специалистов
• в работе ГМО
• на муниципальных педагогических конференциях
Результаты работы:
Мы достигли:
-Повышения педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада по тематике проекта.
-Составили картотеки подвижных игр, сценариев фольклорного праздника, межгруппового досуга с привлечением родителей воспитанников.
-Повышения правовой и педагогической культуры родителей (папки-передвижки, буклеты по воспитанию толерантности).
-Развития творческих способностей воспитанников и педагогов детского сада, их коммуникативных качеств.
-Укрепления отношений сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Итак, воспитание национальной толерантности в системе дошкольного образования закладывает модель национального образования в России, ориентированную на формирование гражданской позиции ребёнка, человека. Перед нами стоит задача воспитания подрастающего поколения на лучших гуманистических традициях принятия ценности другого, уважения истории и культуры других народов, самоуважения, толерантности по отношению к другим. На основе этого формируются предпосылки возрождения духовной культуры и осознанного отношения к ней и к людям, воспитание гордости за своё Отечество.
Все мы помним, что впечатления детства глубоки и неизмеримы в памяти взрослого человека. Поэтому мы считаем, что все знания, которые получают дети в процессе воспитания у них национальной толерантности, помогут им жить в государстве, в котором соблюдаются права и свободы человека, в котором толерантность не абстрактный идеал, а реальный факт.
Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - Сов. энциклопедия, 1991.-Т. 2.
2. Валитова Р. Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия, 1996.
3. Вебер А. Б. Толерантность в глобальном измерении // Доклад на симпозиуме " Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика" 9 апреля 2002 г. М., 2002.
4. Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и способы её осуществления // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М., 1974.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.
6. Галкин А. А. Публичная сфера и культура толерантности. - М., 2002.
7. Гражданские и политические права. Несовместимость демократии и расизма // Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека. Экономический и Социальный Совет ООН. 7 февраля 2002. С. 20-21.
8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.
9. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М. ; СПб., 2000.
10. Зимбули А. Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник СПбГУ. 1996. №3. С. 23-27.
11. Золотухин В. М. Терпимость как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч. 1. М., 1997. С. 7-9.
12. Иванов В. В зеркале социологии // Советская культура. 19 сентября. 1989.
13. Карлген Ф. Воспитание к свободе/Пер. с нем. М., 1992.
14. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. - М. : Академический Проект, 2004.
15. Козырева П. М., Герасимова С. Б., Киселева И. П., Низамова А. М. Эволюция социального самочувствия россиян и особенности социально-экономической адаптации (1994 - 2001гг) // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 160-183.
16. Кондаков А. М. Формирование установок толерантного сознания // Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России. М. : Центр развития системы доп. образования детей, 1999. С. 95-97.
17. Монтессори М. Метод науч. педагогики, применяемая к детскому воспитанию в домах ребёнка // История дошк. заруб. педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
18. Нетерпимость в России. / Под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М. : Моск. центр Карнеги, 1999.