Приложение МААМ

Методическая разработка «В мире животных и птиц»

Жанара Саткеева
Методическая разработка «В мире животных и птиц»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»

И. Соколов – Никитов.

Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен отдали дань этой вечной и всегда актуальной проблеме. В последние годы, проблемы экологии выдвигаются на первый план.

Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вырубка лесов разрушает экосистему и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, был когда – то ребенком.

Публикация «Методическая разработка „В мире животных и птиц“» размещена в разделах

Поэтому, в своей работе с детьми дошкольного возраста, я решила уделить внимание формированию

экологической культуре подрастающего поколения. Ведь именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эту возможность, я пыталась использовать как можно полнее в целях формирования экологической культуры.

В своей работе по экологической культуре, я широко использовала авторские дидактические игры, моделирующую деятельность (модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо). Образовательная деятельность, экологического содержания, которые я использую в формирование экологической культуры, расширяют представления о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально – ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Главной функцией, в своей работе по экологическому воспитанию, является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.

Комплексно-тематический план образовательной работы

в подготовительной группе «Радуга».

Тема: «В мире животных и птиц».

Возрастная группа - подготовительная

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации: с 30 января по 10 февраля 2017 года.

Цель проекта: формировать у дошкольников основы экологической культуры.

Задачи проекта:

1) Расширять и систематизировать знания детей о диких животных и птицах лесов Тюменской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

2) Обогащать и пополнять природоведческого словаря детей, за счет употребления

имен существительных (дупло, берлога, логово, нора);

имен прилагательных (хищники, травоядные, лиственные,

смешанный, хвойный, зимующие);

глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.).

3) Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

4) Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе.

5) Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) через использование нетрадиционных техник изображения животных и птиц, леса (природные материалы, ниткография, пластилинография и др.)

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

- Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.

- Составление конспектов образовательной деятельности с детьми, подбор материалов для работы с родителями.

2. Основной этап

Взаимодействие с детьми

Авторские экологические игры: «Травоядные и хищники», «Птичья столовая», «Кто как передвигается?», «Узнай птичку по голосу» и другие.

Настольные игры: «Зоологическое лото», «Разрезные картинки».

Выразительное чтение и разучивание стихов о животных.

Чтение художественной литературы (в режимных моментах) :

В. В. Бианки «Лесные разведчики», «Первая охота», «Кто как зимует?»; Бажов П. «Серебряное копытце»; Скребицкий Г. «Следопыты»; Толстой А. Н. «Сорочьи сказки»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Рассказы о животных малышам» др.

Продуктивная деятельность:

- - коллективная работа «Лесные жители» и «Жители фермы».

- изображение животных (аппликация нитками, рисунок жесткой кистью и. т. п.)

Взаимодействие с родителями

- Изготовление кормушек для птиц.

- Подбор материала и оформление странички для книги «Редкие животные Тюменской области» с информацией о каком- либо животном или птице

3. Заключительный этап

• Составление книги «Редкие животные Тюменской области»

Область Цели Непосредственно - образовательная деятельность

Физическое развитие Ежедневное утренняя гимнастика:

«Угадай, какие звери живут в нашем краю?»

Физкультминутки:

«У оленя дом большой», «Ходит капелька по кругу», «Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет…»

Пальчиковые игры:

«Есть у каждого свой дом», «Сидит белочка в тележке», «Мозаика», «Пазлы», «Шашки».

Артикуляционная гимнастика:

«Клювики»,

Дыхательная гимнастика:

«Сдуй снежинку», «Помоги лягушки».

Гимнастика для глаз:

«Солнечный зайчик».

Гимнастика пробуждения:

«Две птички»; «Белки прыгают по веткам»

Формировать умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве, способствовать формированию активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Способствовать развитию двигательной активности, формированию потребности в ежедневной двигательной активности.

Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Подвижная игра «Птички раз, птички два».

Цель: упражнять детей в выполнении движений.

Подвижная игра «Совушка- сова».

Цель: развитие внимания, реакция на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Цель: упражнять в беге с увёртыванием

Подвижная игра «Воробьишки и кот». Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.

Подвижная игра «Наездники».

Цель: познакомить с новой игрой, её правилами.

Подвижная игра «Зайцы»

Цель: продолжать закреплять умение прыгать на 2 ногах, продвигаясь вперед. Развивать ловкость, уверенность. Побуждать детей убегать во время погони.

Подвижная игра: «Бездомный заяц».

Цель: развивать детей физически.

Подвижная игра «Лиса и куры»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве

Подвижная игра «Собака и воробьи», Цель: упражнять в беге в разные стороны, умение ориентироваться в пространстве.

Подвижная игра «Обезьяны»

Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.

Социально – коммуникативное развитие Совершенствовать и развивать игровые замыслы и умения детей.

Формирование первичных представлений о работе врача для животных и его роли в жизни больных зверей

Воспитание ценностного отношения к труду людей. Сюжетно- ролевая игра: «Лесная столовая».

Сюжетная игра с игрушками «В зимнем лесу»

Сюжетно – ролевая игра. : «Зоолечебница».

Сюжетно – ролевая игра «Ветеринар»

Ситуация общения «Поведение Хрюшки за столом» («Веселый этикет» И. А. Купина) воспитание культурно - гигиенических навыков.

Познавательное развитие Совершенствовать у детей умения различать и узнавать по внешним признакам: отличать птицу от зверя; диких и домашних животных. Систематизировать представления детей о птицах и животных, которые обитают в нашем лесу. Проявлять интерес к их образу жизни. Отражать в игровой деятельности некоторые знания о повадках животных, разыгрывая сценки, игры – забавы. Формировать экологические представления. Развивать умение устанавливать простейшие связи между живой и неживой природы, приспособлении к окружающей среде. Расширять представления о правилах ухода за птицами, содержании, значении их для человека.

Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.

Воспитывать бережное отношение к природе (социально -ком. развитие). Образовательная деятельность «Путешествие в зимний лес».

«Для чего зайцам нужны волки?»

Беседа на тему: «Из чего сделаны гнезда?»

Рассматривание иллюстраций с изображениями птиц.

Ситуативный разговор на тему «Почему медведь зимой спит?».

«Лесные жители» (ручной труд)

«Ферма» (ручной труд)

Беседа с детьми о хищниках леса, чем питаются, почему именно хищники так называются. Цель - способствовать развитию у детей познавательного развития, желаю получать знания самостоятельно, анализировать и делать выводы.

Художественно – эстетическое развитие

Способствовать развитию умения создавать новое произведение.

Способствовать воспитанию эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов.

Соблюдение правил безопасности рисования красками.

- Развивать двигательную активность в процессе физ. минутки.

Развивать творческие способности, умение выразительно двигаться под музыку.

Развитие интереса к музыкально-речевым играм.

Формировать желание исполнять музыкальные движения в парах, развивать дружеские взаимоотношения.

«Пушистые животные» (нетрадиционная техника)

Рисование «Снегири». Цель: Закреплять умение правильно держать карандаш, соблюдать пропорции частей тела. Развивать творчество.

В центре творчества разложить раскраски на тему «Животные наших лесов».

Самостоятельная изобразительная деятельность детей: раскраски и трафареты животных.

трафарет короткими линиями. Развивать моторику рук, усидчивость. Поощрять деятельность ребенка, воспитывать уверенность в действиях

«Зайка в зимней шубке» (аппликация)

Учить выполнять аппликацию в нетрадиционной технике – создавать композицию из ваты на черной бумаге, создавать выразительный образ, дополняя изображение деталями.

Нетрадиционной техника «изонить» «Белочка»»(рисование и художественный труд)

Цель: познакомить дутей с техникой «изонить». Показать, что различные изображения можно выполнять в различной технике, что рисовать можно и цветными нитками.

3) Воспитывать трудолюбие и развивать усидчивость.

Речевое развитие Словарь: хвостик, копыта, ферма, пяточек, грива, мохнатый, копна, помахивает, потряхивает, крючок, хищники, травоядные.

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённому и последующие; упражнять в употреблении названий детёнышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа;

Словарь: упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов

З. К. Р. : закреплять правильное произношение звуков Р и Л в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса. темп речи (речевое развитие).

«Звери в лесу»

1)Активизировать в речи глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства.

2) Развивать выразительность речи: умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса, развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове, развивать артикуляционный аппарат.

«Как звери готовятся к зиме»

1)Продолжать знакомить с особенностями диких животных.

2)Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.

3)Познакомить с красной книгой животных России.

Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

1)Познакомить со сказкой Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок».

2. Учить осмысливать содержание сказки, формировать оценочное отношение к героям сказки.

Рассказ-беседа «Почему у снегиря грудка красная», развивать диалогическую речь.

«Где живут белые медведи»

1)Расширять знание о белом медведе, его жизни, повадках, внешнем виде.

2)Развивать умение составлять цепочки питания.

3)Воспитывать интерес к животным нашей планеты.

Решение проблемных ситуаций: «Животное попало в капкан», «Что было бы с человеком, если бы не было животных

Предметно – развивающая среда

Следить за тем, чтобы предметно-игровая среда становилась средством развития самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов-заместителей, средообразующих игровых моделей. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них. Создавать педагогически целесообразные условия для развития познавательного интереса к миру, живой и неживой природы.

Рассматривание альбома (с подгруппой детей) на тему «Травоядные животные».

- Продолжить знакомство с животными.

Дидактическая игра «Кто и как передвигается?».

«Красная книга – символ опасности». Задача: мотивировать желание детей сохранять редких животных.

Дидактическая игра по экологии «Хищники и травоядные»

Цель: формировать умение располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Развивать наблюдательность. Закреплять умения составлять небольшой рассказ по картинкам. Обогащать словарь, развивать речь детей.

Дидактическая игра по экологии «С какой ветки детки?»

Цель: формировать представления детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактическая игра по экологии «Времена года». Развивать речевую активность.

Дидактическая игра «Давайте природу беречь!» (экологическая игра).

Цель - развитие способности детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».

Прогулка Полюбоваться красотой берёзок в зимнем уборе. Спросить, на что похожи берёзки? Прочесть стих. С. Есенина «Берёза». Побеседовать о том, не замёрзнут ли деревья зимой. Рассказать о том, что всё лето они откладывают под кожицу ствола и веток особую ткань - пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый ствол- поэтому старые деревья легче переносят холод.

Предложить детям посмотреть, какие птицы прилетают к нам на участок чаще всего. Как изменилось их поведение с приходом зимы? Чем они питаются? Как можно им помочь?- закрепить название зимующих птиц, их повадки.

Наблюдение за ветром. Предложить детям посмотреть на ветки деревьев и определить. Есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный, развивать наблюдательность, речь детей.

Наблюдение за собакой. Закрепить знания о характере поведения животного.

Наблюдение за воробьем

Цель –продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Наблюдение за небом. Есть ли звезды – формировать предпосылки экологического познания.

Работа с родителями Предложить составить дома рассказ от имени животного. «Как мне живется у человека»

Предложить организовать выставку рисунков «Редкие животные»

Итог совместной деятельности воспитателя с детьми Итоговое мероприятие:

«Путешествие в мир животных» (театрализованное представление)

Литература

1. «Экспериментальная деятельность», Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова.

2. «Сценарий занятий по экологическому воспитанию», Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова.

3. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Л. А. Уланова, С. О. Мордан.

4. https://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/kompleksno-tematicheskoe-planirovanie-161618.html

5. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию, издание 2-е, переработанное, «Детство-Пресс», С. -Пб. 2010г.

6. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет, издание 2-е, исправленное и дополненное, ТЦ «Учитель», Воронеж 2009г.

7. Н. В. Коломина «Занятия по экологии в детском саду», ТЦ «Сфера», М. 1010г.

Публикации по теме:

Конспект занятия «В мире животных» Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах. (чем питаются, где живут, какую пользу приносят) Различать.

«В мире животных». Материал для мероприятия в 3–5 классах Цели:Расширять знания детей о животном мире; развивать фантазию детей; воспитывать стремление беречь и любить природу. Ведущий. Ребята,сегодняшняя.

Интегрированное занятие «Город мой над Невой, в мире ты один такой!» Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности: «Город мой, над Невой, в мире ты один такой!» для детей подготовительной.

Конспект летнего развлечения «В мире животных»Конспект летнего развлечения «В мире животных» Летнее развлечении «В мире животных» Хранительница леса: Здравствуйте, ребята. Я – хранительница леса. Приглашаю вас к себе на праздник. Хотите?.

Конспект НОД по физкультуре «Путешествие в мире животных» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ БТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» 1. «Солнышко проснулось и нам всем улыбнулось.».

Конспект «В мире животных» первая младшая Тема: «В мире животных» Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных: где живут, чем питаются, их характерные особенности в.

Методическая разработка «В мире дорожных знаков» в подготовительной группе компенсирующей направленности ЗНАКОМСТВО С ДОРОЖНЫМИ ЗНАКАМИ. Интеграция образовательных областей:«Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение.

Проект «В мире животных» МБДОУ детский сад комбинированного вида№3 г. Данков Проект «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» 2016 год. Автор-разработчик: Нечеухина Светлана.

Конспект занятия «В мире животных» Тема: «В мире животных» Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных, их ролью и значением в природе; формировать любознательность.

Викторина «В мире животных» Цель: расширять представления детей о животных. Задачи по образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «В мире животных и птиц»
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 19:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «В мире животных и птиц»» (включая файлы) размещена пользователем Жанара Саткеева (УИ 53028) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД