Касимова Евгения
Мастер-класс «Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда»
Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов.
Задачи:
1. Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Публикация «Мастер-класс „Использование игровых технологий по развитию речи в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: ноутбук, мяч, картинки с изображением разных предметов.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».
Н. К. Крупская
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
А для этого занятия должны быть не скучными занятиями, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Ход мастер-класса
Приглашаю Вас на мастер-класс.
Сегодня я покажу вам, как организовать игровую деятельность детей с нарушениями речи.
Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю….
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (да или Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы отправляемся в путешествие по стране Правильное речи.
1. (звон колокольчика)
А поедем мы на поезде. На поезде мы можем поехать только в том случае, если купим билеты. Вот самые настоящие билеты на наш поезд. Возьмите их и найдите своё место в вагонах.
(Берут билеты, смотрят звук, указанный в нём, и находят картинку, приклеенную к стульчику, которая начинается на этот звук, занимают места в двух вагонах.)
Повторяем движения за мной!
Едет-едет паровоз - (вращаем кулачки обеих рук во внутр. сторону)
Слышен громкий стук колёс. (стучим кулачками друг об друга)
К морю он везёт ребят - (сжимаем разжимаем кулачки)
Дети парами сидят: (разжимаем кулачки, поворачиваем ладошки друг к другу)
Гоша с Антошей (складываем большие пальцы рук)
Нина с Полиной (указательные)
Миша с Аришей (средние)
Саша с Наташей (безымянные)
Яша с Дуняшей (мизинцы)
Паровоз вперёд летит - (вытянули руки со сложенными пальцами вперёд)
Всем счастливого пути! (разъединили пальцы, помахали ладошками)
Приехали.
3-(ЗВУК ОСТАНОВКИ ПОЕЗДА)
1 Остановка «Словечкино», выходите.
И здесь нас ждет словесная игра «Цепочка слов»
Игровые задачи : Упражнять в дифференциации изученных звуков.)
Вставайте в полукруг.
(беру мяч)
Я называю первое слово «зима» и передаю мяч первому игроку. Второй игрок придумывает слово на последний звук и передают мяч следующему, и так по кругу (например, «зима» - «арбуз» и так далее).
Молодцы. Наше путешествие продолжается, садимся в паровозик, едем дальше.
Приехали.
2- (ЗВУК ОТПРАВЛЯЮЩЕГО ПОЕЗДА)
3- (ЗВУК ОСТАНОВКИ ПОЕЗДА)
2. Остановка «Искалкино»
(На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)
Проходите, присаживайтесь за столы.
Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:
1 стол: слон - стол - сумка - карандаш
книга - кошка - портфель - компас
2 стол: обруч - тетрадь - ослик - облако
утка - улитка - ухо – собака
2- (ЗВУК ОТПРАВЛЯЮЩЕГО ПОЕЗДА)
3- (ЗВУК ОСТАНОВКИ ПОЕЗДА)
3. Остановка «Загадкино»
А сейчас попробуем отгадать, какое же слово зашифровано в синквейне.
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях.
1 строка: Кто? Что? (1 существительное) – тема синквейна;
2 строка: Какой? (2 прилагательных) – раскрывает тему;
3 строка: Что делает? (3 глагола) – описывает действия;
4 строка: Что автор думает о теме? (фраза из 4 слов) – целая фраза;
5 строка: Кто? Что? (Новое звучание темы) (1 существительное) – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, личное отношение.
Попробуем все вместе! По теме нашей встречи.
1 строка: существительное
Игра
2 строка: какая?
Интересная, словесная, настольная, интерактивная
3 строка: что делает?
Обучает, развивает, помогает
4 строка: что вы думаете о теме?
Актуальное направление работы (используется в детском саду)
5 строка: новое слово
Инновация (развитие)
Молодцы! Отправляемся дальше.
Посмотрите впереди озеро, надо нам переправиться на другой берег.
Дыхательная гимнастика «Кораблик»
"Кораблик"
Оборудование: бумажный кораблик, контейнер с водой.
Пустить в контейнер с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до другого берега нас перевези.
2- (ЗВУК ОТПРАВЛЯЮЩЕГО ПОЕЗДА)
3- (ЗВУК ОСТАНОВКИ ПОЕЗДА)
4 Следующая станция «Грамотейка»
Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить? Как их можно измерить? Чем? Линейкой?
Измерить длиннющее слово –
Да это проще простого!
Сколько слогов в нём, надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать!
Давайте покажем: как это, хлопая в ладоши, измерять слова?
(Организуется игра «Собери игрушки по количеству слогов»)
Посмотрите сколько игрушек. Первый вагон будет собирать игрушки, названия которых состоят из одного слога, а второй вагон – игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а третий вагон –из трех слогов. Раз, два, три, начни! (по два человека 1 вагон)
(Подходим к столу, и выбираем только нужную картинку с игрушкой.
Наше путешествие по стране Правильной речи подходит к концу и нам нужно возвращаться обратно. Поехали!
Но пока мы будем ехать обратно, мы отдохнем с вами
4. -Музыкальное задание: Железновы «Паровозик чух - чух».
- Вам понравилось путешествие?
- Да!
Итог:
Уважаемые коллеги! Хочется тогда узнать ваши впечатления о мастер-классе, о представленных игровых приемах.
Для этого я предлагаю вам «примерить» на себя одну из шляп по методу Эдварда де Боно. Каждая шляпа представляет основной тип мышления. Наденьте свою мыслительную шляпу – говорил Эдвард де Боно.
Белая шляпа: перечислит факты, что происходило сегодня, чем мы занимались, чему научились
Красная: ваши эмоции и чувства по прошедшему мастер-классу
Зеленая: где и как можно применить полученные сегодня знания, предложения и идеи, творчество.
Синяя: вывод по всему мастер-классу, полезен или нет
Черная: недостатки, критика
Желтая: Что было хорошего? положительные стороны
Спасибо за ваши отзывы коллеги!
Таким образом, все игры полезны и нужны в работе учителя-логопеда.
Систематическое, многоплановое использование игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
Спасибо за внимание!