Елена Коробова
Методическая разработка «Семья как основной источник полоролевого воспитания ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Публикация «Методическая разработка „Семья как основной источник полоролевого воспитания ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек в дошкольном учреждении возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание педагогом полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).
Но все усилия педагогов по воспитанию гендерной идентификации не увенчаются успехом, если родители детей не будут принимать активное участие в воспитании детей, так как семья является примером формирования полоролевого поведения ребенка. Однако многие родители не обладают достаточными знаниями и умениями в данном вопросе, поэтому педагог должен дать надлежащую информацию, заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек. Семья является основным источником социализации для ребенка и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
В наше время, к сожалению, изменено соотношение ролей мужчины и женщины не только в семье, но и в обществе, искажено отношение к различиям их функций. Под воздействием феминистических умонастроений многие забывают об истинных, природных особенностях Женщины и Мужчины. Мы видим, что мальчики превращаются в нежные цветочки, а девочки становятся более мужественными созданиями, чаще проявляют агрессию, под напором которой мальчики становятся трусоваты. Это неправильно. Если эта тенденция будет усугубляться, то, в конце концов, мы можем прийти к тому, что мужчины вообще будут не нужны как класс. В первую очередь ответственность за воспитание будущего мужчины или будущей женщины лежит на семье. Ребёнок, наблюдающий гармоничные взаимоотношения в семье, вырастет самим собой: мальчик сумеет стать мужчиной, а девочка женщиной.
Дошкольный возраст – важный период в формировании полоролевого поведения ребенка. В дошкольном возрасте ребёнок осваивает мир и обучается через игру. В это время хороши ролевые игры: для мальчиков - мужские дела, а для девочек – женские. Пусть у мальчика будут игрушечные инструменты, а у девочки кукольная посуда. Мальчика нужно учить быть самостоятельным, учить принимать решения, и поощрять моменты, когда он берё т на себя ответственность и говорит: я справлюсь, я сам. И даже если он дерётся, это воспитание умения защищаться в будущем. Для девочек акценты расставлены другим образом: нужно поощрять её стремление помогать по хозяйству, учить быть уступчивой, развивать её творческие способности, учить танцам, чтобы она лучше чувствовала своё тело и полнее раскрыла свою индивидуальность, поощрять проявление её сочувствия. Помните, что сила девочки - в её слабости. В формировании этих качеств большую роль играет отец.
В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по вопросам воспитания детей разного пола. Это связано с современными тенденциями в статусе семьи, осложняющими полоролевую социализацию детей (рост материального равенства мужа и жены, от чёткого разделения семейных ролей к взаимозаменяемости хозяйственно-педагогических функций родителей, уменьшение авторитета отца, неполная семья и т. д.) В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне
достижений;
- в проявлении агрессии и многом другом.
Работу с родителями необходимо вести систематически, активно приобщая их к педагогическому процессу. Вся работа должна строиться на добровольном сотрудничестве и позитивном общении. Работу можно построить следующим образом:
1. Сначала педагогами проводится наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями.
2. Далее проводятся плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка : «Роль родителей в половой идентификации ребенка», «Детские игры - дело серьёзное», «Особенности игр мальчиков и девочек», «Дети и средства массовой информации», «Осторожно, игрушка», и другие.
3. Просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, утренники).
4. Вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров. С этой целью проводятся вечера досуга: «Посиделки для девочек», «Игротеки для мальчиков». Также это могут быть такие мероприятия, как «Рыцарский турнир», КВН «А ну-ка, девочки», различные выставки: «Мир глазами девочек (мальчиков)» «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по-разному», «Мир движений мальчиков и девочек», «Как и во что, играют мальчики и девочки» и др. мероприятия, акцентирующие гендер. Организация совместных досугов и праздников способствует развитию свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных ценных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общественных норм и правил поведения. А такие мероприятия как, «Народные посиделки», «Интернациональный карнавал дружбы» «Петербургская ассамблея», «Знаем ли мы свой родной город?», способствуют формированию целостной картины мира и расширению кругозора в части представлений о себе, семье, социуме, государстве, мире. Спортивные игры-соревнования, посвященные Дню Защитника Отечества, в котором принимают участие не только сами дети, но и их отцы, дедушки, старшие братья, прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т. к. представители противоположного пола являются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек.
5. Участие в совместных проектах. Например, оформление фотоальбома «Я и моя семья», семейные проекты: «Клуб путешественников», «Папа, мама, я – дружная семья», «Географическая карта моей родословной».
6. Встречи с интересными людьми – «Гость группы», способствуют формированию представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
7. Привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее).
Выставки творческих работ детей и родителей, «Какие мы разные».
8. Проведение опросов, анкетирование с целью изучения ожиданий родителей от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей. Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное, но и закрепление полученных знаний на практике. Например, проводится консультация: «Игра – средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родители не на словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают способы игровой деятельности.
Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.