Лучший педагог года

Методическая разработка «Сказка, как метод в нравственно — патриотическом воспитании» (2 фото)

ЕКАТЕРИНА ГОСТЕВА
Методическая разработка «Сказка, как метод в нравственно — патриотическом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка, как метод в нравственно-патриотическом воспитании.

Нравственно- Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

• дружба помогает победить зло («Зимовье»);

Публикация «Методическая разработка „Сказка, как метод в нравственно — патриотическом воспитании“» размещена в разделах

• добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А. М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность. Работая над формированием нравственных качеств, МНОЮ была использована театрализованная деятельность, так как она является одной из форм активного восприятия сказки, позволяет сформировать опыт социальных навыков поведения. Этот вид деятельности позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа

Но тут встала новая проблема, дети не хотели играть роли отрицательных персонажей, т. к. положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких и бесчестных. Поэтому подолгу приходилось объяснять детям, что в театре все — артисты и они должны уметь играть и положительные и отрицательные роли, причем сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Во 2 младшей группе использую русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. На своем примере, хотела бы рассказать, например сказка РЕПКА. ЧЕМУ ОНА УЧИТ!

Вместе - лучше!

Во-первых, в «Репке» наглядно показано, как усилия и деда, и бабки не могут принести результата - отчаявшись, они зовут на помощь и внучку, и Жучку, и кошку, но так и не могут вытащить огромный корнеплод. Но вместо того, чтобы отчаиваться и расстраиваться, они принимают верное решение - позвать еще и мышку. И усилия самого маленького животного оказываются тем самым недостающим звеном в цепи - репка благополучно извлекается из земли!

Но здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый - как дед (глава семьи, так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим, и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем.

Во-вторых, вернее, уже в-третьих, интересно, что все герои не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Если представить, что бабка или внучка, занятые своими делами, или просто не желающие помочь деду, отказались бы прийти на зов, семья могла бы остаться голодной. В этом и заключается еще один смысл - на благо семьи с удовольствием работает каждый из членов, включая самых маленьких.

Активно привлекаем детей к участию театрализованной деятельности. Так, вашему вниманию предлагается инсценировка сказки «РЕПКА».

Таким образом, реализуя данную систему работы “Сказка в нравственно – патриотическом воспитании у детей» формирует :

- Нравственные качества;

- Социально – коммуникативные (общение, умение выбирать роль в театрализованной деятельности, обыгрывать сказку)

- Доброжелательное отношение друг к другу, развивает фантазию, формирует эмоциональные чувства;

- Развивает речь, учит правильно использовать в речи художественное слово. В своей работе по данному методу, я использую: театрализованные представления, работа с Лэпбуками, чтение художественной литературы, а так же тесное сотрудничество с родителями.

Методическая разработка «Сказка, как метод в нравственно — патриотическом воспитании»
Фото «Сказка, как метод в нравственно — патриотическом воспитании»
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей о нравственно патриотическом воспитании дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности совместно с родителями» Дата.

Консультация для родителей «Музыка в нравственно — патриотическом воспитании дошкольников» Консультация для родителей: «Музыка в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» Музыкальный руководитель: Зарубина Л. И. «Музыка.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Воспитатель: Кортенко Екатерина Александровна «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.» Родина, Отечество…В.

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (подборка музыкальных произведений для слушания в группе) «Патриотизм»(в переводе с греч.) - «отечество», это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку,.

Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Методическая разработка «Детский фольклор в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему: Детский фольклор в воспитании и обучении детей младшего.

Методическая разработка «Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Приокского.

Методическая разработка «Создание родительского клуба — эффективный метод взаимодействия ДОУ и семьи» Актуальность "От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании» Цель патриотического воспитания - сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией,направленной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Сказка, как метод в нравственно — патриотическом воспитании»
Опубликовано: 15 июля 2018 в 18:40
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Сказка, как метод в нравственно — патриотическом воспитании»» (включая файлы) размещена пользователем ЕКАТЕРИНА ГОСТЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД