Ольга Полянская
Готовность детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Готовность детей 6-7 лет к обучению в школе»
подготовила Педагог-психолог Полянская О. С.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы раскроем суть такой важной темы как Готовность ребенка к школьному обучению, поговорим о составляющих компонентах готовности к школе.
Надеюсь наша встреча будет интересной и познавательной.
Поступление ребенка в школу, очень важный и ответственный этап, как в жизни ребенка, так и его родителей.
Публикация «Готовность детей к обучению в школе» размещена в разделах
Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью чуть ли не программу первого класса. Однако нужно ли это делать или нет, мы попробуем сегодня разобраться.
Поступление в школу для ребенка, значит, сменить социальную позицию ребенка-дошкольника, и занять позицию ребенка школьника.
И для нас очень важно, чтобы дети оказались готовы к смене позиций.
Практическое задание №1
(Слайд) 2
Давайте сейчас вместе с вами подумаем и определим какими качествами должен обладать ребенок, чтобы быть готовым к школе?
(отводится 2 минуты). Когда все родители выскажут свое мнение, ведущий обобщает ответы родителей, составляя «портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника»
Да вы совершенно правы, назвав все эти качества, т. к. они, несомненно, необходимые для успешного обучения ребенка в школе.
Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности
(Слайд) 3
Готовность ребёнка к школе включает в себя три компонента:
• Физическая готовность
• Социальная или личностная
• Психологическая готовность
Давайте с вами остановимся на каждом из этих компонентов:
(Слайд4,5)
Как мы уже увидели, что готовность к обучению в школе определяется многообразием компонентов, и она не должна сводится лишь к тому, чтобы научить ребенка писать, читать, считать, как иногда ошибочно считают многие родители. И здесь хочется процетировать одного известного психолога – А. Л. Венгера
(Слайд….) 6
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Для нас очень важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое, поэтому, наиболее важным компонентом готовности к обучению в школе, я хотела бы выделить психологическую готовность к школе.
(Слайд) 7,8
Наша цель научить ребенка приобретать знания, усваивать их, а это возможно только в том случае, если у ребенка сформированы такие психические процессы как память, внимание, мышление, воображение, восприятие, а точнее произвольности этих процессов. Помимо этого ребенок должен обладать адекватной самооценкой, развитие мелкой моторики руки должно быть на высоком уровне, ребенок должен ориентироваться на способ действия.
(Слайд) 8 В свою очередь психологическая готовность имеет следующие составляющие:
(Слайд) 9 Интеллектуальная готовность Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :
–восприятие
– аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец) Но достигает он этих способностей только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем не специально обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”. В развитии интеллектуальной готовности вам поможет пункт 4 в памятке…
(Слайд) 10 Еще одним из самых главных параметров психологической готовности является мотивационная готовность.
Вопрос родителям: Как вы думаете «Желание пойти в школу» и «Желание учиться» - это одно и то же или разные понятия?»
Например:
(СЛАЙД) 11 Я провела 10 минутную диагностику - интервью для определения мотивации. Посмотрите пожалуйста на экран, здесь изложены высказывания детей на тему «Почему ты хочешь в школу» отвечали на этот вопрос Ваши дети : …
Обобщая высказывания детей, хочу подчеркнуть, что некоторых детей на данный момент все еще привлекают лишь внешние стороны обучения, главное, что у ребенка должно сформироваться к началу обучения в школе – это внутренняя позиция – желание учиться.
(Слайд) 12 Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Моя задача, а также задача воспитателей и других узких специалистов, помочь детям в освоении этих процессов.
(Слайд) 13
(Слайд) 14
В октябре будет осуществляться диагностика психологической готовности детей к школьному обучению. Диагностика состоит из 2-х этапов:
1-й этап начальная диагностика
2-й этап заключительная диагностика.
Цель диагностики – понять сформированы ли психические процессы, выявить уровень психического развития. По результатам диагностики станет ясно у кого из детей, какой уровень готовности к школьному обучению, какие процессы уже сформированы, а какие нужно подтянуть. Хочу сразу обратить ваше внимание на то, что на начальном этапе мало у кого из детей высокий уровень, т. к это начало.
Если по результатам диагностики окажется, что у ребенка низкий уровень, то будет разработана коррекционная программа в которой будут указаны конкретные упражнения, игры направленные на повышение уровня готовности к школе.
О результатах диагностики Вы сможете узнать лично. Также вы сможете узнать на каком уровне готовности находится ваш ребенок.
Итог семинара – Обратная связь (СЛАЙД)