Оксана Радченко
Опыт работы с родителями по подготовке детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Родители и дети на пороге к школе.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Одна из основных задач, которые стоят перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» (в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением).
Публикация «Опыт работы с родителями по подготовке детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Специалисты и воспитатели ДОУ ежедневно привлекают родителей к участию в работе детского сада или группы. Но часто взаимопонимание превращается в хрупкую ниточку, которая часто обрывается. Препятствует этому взаимодействию чаще всего: нехватка времени, какие-то личные факторы, поэтому на плечи каждого воспитателя ложится роль психолога, чтобы понять как вести работу с отдельными семьями, находить индивидуальный подход к участию родителей. Для этого можно использовать разные способы вовлечения в работу семей воспитанников.
Существуют варианты участия родителей в работе :
- оказание разовой помощи
- привлечение талантливых родителей на занятиях
-постоянное добровольное участие родителей
-участие родительского комитета в выборе направлений работы в группе
-работа родительского комитета ДОУ в решении более глубоких вопросов.
Каждый вариант дает родителям возможность обмениваться своим опытом, учиться новому. В свою очередь, воспитатель должен быть готов оказать ненавязчивую помощь, что позволяет родителям чувствовать себя уверенно. А кому-то помощь даст возможность для дальнейшего развития и совершенствования.
Вовлекая в работу группы, я стараюсь учитывать индивидуальные особенности не только семей, но и каждого ее члена.
При планировании какого- либо проекта ставлю расчет на положительные качества родителей, которые помогут качественно завершить задуманное.
Одной из задач моей работы в этом году «повышение родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе». Анализируя работу прошлых лет это направление является более востребованным со стороны родителей, школы, государства. Я глубоко убеждена, что только взаимодействуя с родителями, можно добиться хороших результатов при подготовке детей к школе. При условии, что это взаимодействие будет нести партнерский характер, равное участие ДОУ и семьи.
В начале учебного года своим родителям было предложено несколько проектов, единогласно выбрали проект «Скоро в школу». Каждому человеку интересно делать и заниматься тем, в чем он заинтересован. Наших родителей интересовала подготовка детей к школе.
Проект «Скоро в школу!».
Автор: Радченко Оксана Николаевна.
Оказывали помощь специалисты ДОУ: музыкальный руководитель Безухова Наталья Викторовна, психолог Преснякова Ольга Станиславовна, логопед Домарева Оксана Николаевна.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2018 -май 2019 года)
Вид проекта: познавательно – творческий
Возраст детей : старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители, педагоги и учащиеся МОУ СОШ № 40.
Цели:
-формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с использованием педагогических технологий;
- создание условий для информационной подготовки родителей к переходу на новую социальную ступень.
Задачи:
1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
2. Формировать учебно - познавательные мотивы.
3. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
В работе с родителями выделили два основных направления:
– повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, практикумы, тренинги, пособия, памятки.
– привлечение родителей в организации досуговых мероприятий, занятий.
От проекта ожидали и получили следующие результаты:
-уточнить и пополнить знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, как помочь, а не навредить своему ребенку;
- своевременно консультироваться со специалистами;
-сформировать мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
-способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации; интеллектуальных качеств детей;
-развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения.
Во время реализации проекта с родителями были проведены тренинги:
- «Умеем ли мы общаться?»;
-«Как помочь родителям подготовить ребенка к обучению в школе, используя игры и игрушки»;
-«Идём в школу с радостью».
-Практикум совместно с детьми «Не хочу делать уроки!»
Выставки детского творчества; выставки творчества взрослых.
С детьми и родителями готовились к городскому конкурсу «Почемучки». Заняли 3 место в районном этапе.
Проводились консультации. Вместе с творческой группой родителей разрабатывали памятки и буклеты. Организовывали праздники и развлечения. Выпустили газету «Когда папа и мама были первоклашками».
С детьми посещали школу, библиотеку, участвовали в школьных праздниках «Посвящение первоклашек», «День Матери».
Разработали психологический портрет первоклассника, который помогает родителям в подготовке детей к школе.
Подобраны стихи, загадки о школе и учебных принадлежностях для чтения дома.
Результатами данной работы является то, что у 97% детей группы уровень развития познавательных процессов средний, выше среднего или высокий, у них достаточно развит кругозор, речь грамматически правильна. Все выпускники умеют общаться, адекватно вести себя, положительно относятся к учебной деятельности, к школе. Они имеют хорошо развитую руку, хорошее умение владеть карандашом, ножницами.
Родители усвоили :
- следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
- не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом разнообразной и своевременной обратной связи.
-очень важно быть предельно внимательным к деятельности ребенка и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью.
-очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывать в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
Таким образом, наш проект помог и детям, и родителям посмотреть друг на друга, с другой стороны. Увидеть недостатки в общении. Мы еще больше сплотились и подружились.