Ирина Баукова
Методическая разработка занятия «Мой любимый город Балаково»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств, гордость за город, в котором они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
1)уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
2)расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
3)закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
4) совершенствовать грамматический строй речи: согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
5)закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
6)закреплять умение наращивать предложение;
Публикация «Методическая разработка занятия „Мой любимый город Балаково“» размещена в разделах
7) развивать у детей: внимание, память, мышление.
Предварительная работа педагога:
посещение Краеведческого музея города;
рассматривание иллюстраций в книге - фотоальбоме города Балаково под
редакцией И. Д. Тарана;
беседы об архитектуре города, дидактическая игра «Путешествие по городу»,
беседы об истории города;
прослушивание аудиозаписи песен и стихов о родном городе;
Оборудование и материалы:
фотографии с видом старого и нового города, карточки-символы: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, карточка-символ предложения, модель автобуса из картона, сердечки для игры «пожелания городу»,
доска, стульчики, мяч.
Ход НОД.
Мотивация.
1. Организационный момент.
Логопед обращается к детям.
- Дети, сегодня мы с вами на этом автобусе (показывает на модель автобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся на экскурсию по нашему городу по старой его части. Чтобы попасть в автобус нужно ответить на следующие вопросы:1)дети, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия); 2)как называется наша область, в которой мы живём (Саратовская область3)чем является для всех нас Россия? (Родиной);4) как называется город, в котором мы живём? (Балаково); 5)ребята, на какой великой русской реке стоит наш город? (на Волге).
Балаково-город, в котором мы с вами родились и живём. Место, где человек родился и живет, и называется нашей малой родиной, как в стихотворение Зои Александровой о родине
Родина.
Если скажут слово «Родина».
Или степь, от мака красная.
Сразу в памяти встаёт. Золотая целина.
Старый дом, в саду смородина. Родина бывает разная.
Толстый тополь у ворот. Но у всех она одна.
(после ответа на вопросы дети проходят на стульчики в автобус)
-Ребята, так как же называется наша малая родина? (Балаково)
Балаково - это слово-предмет (логопед вывешивает карточку-символ слова-предмета на доску).
- Все разместились? Сядьте поудобнее. Поехали!
2. На экскурсию мы едем
– Город свой узнать хотим.
Вдоль по улице проедем
И в окошко поглядим.
2. Во время движения по городу логопед предлагает детям поиграть в следующе игры.
а) «Придумай родственное слово» к слову родина;
-предполагаемые ответы детей: родной, родители, родня, родство, родинка.
б) - Игра: «Подбери слово-признак»
- Какие слова-признаки мы подберём к слову родина.
-предполагаемые ответы детей: любимая, родная, моя, славная….
Стоп! Смотрите прямо –
Что же перед вами?
Во время остановки логопед вывешивает на доску карточку-символ слова-признака.
1. Первая остановка: дом музей В. И. Чапаева Заходим в музей (рассматривание фотографий) - приложение №2 .Герой гражданской войны В. И. Чапаев родился в нашем городе в бедной крестьянской семье. Отец его был плотником, зарабатывал на жизнь, строя деревянные дома.
Внутри деревянного мы видим крестьянский быт того времени: большая русская печь, деревянная кровать, лавки, гармонь, самовар и керосиновая лампа. С самого рождения Василий жил в этом доме вместе с родителями, пока его не призвали служить в царскую армию.
2. Вторая остановка: бывший магазин купца Шмидта, (рассматривание фотографий) приложение№3. Магазин построен в стиле русского модерна. Фасад здания украшен
скульптурами греческих богов: бог плодородия, бог торговли, бог охоты.
3. Едим дальше, во время движения рассматриваем старинные особняки города с элементами
украшения фасадов (приложение №.4).Балаковские купцы украшали свои здания изящной каменной резьбой. Крыльцо каждого особняка отделано фигурными металлическими украшениями.
Крышу каждого купеческого здания украшает изящный флюгер - (приспособление для определения направления ветра).
4. Следующая остановка: усадьба Мальцева (рассматривание фотографий) приложение №5.
Богатейший купец нашего города Паисий Мальцев построил красивейший особняк в стиле итальянских дворцов, которые называются палацио. Внутренние интерьеры украшены изящной лепниной, зеркалами, медальонами. Полы в усадьбе сделаны из драгоценных пород
деревьев.
5. Далее остановка - храм Св
ятой Троицы (рассматривание фотографий) приложение№ 6.
Он был построен на средства того же купца Паисия Мальцева в 1906 году из белого камня – известняка в старорусском стиле (один шатёр).
На фасадах храма (наружная часть любого здания) мы видим икону-мозаику Христа-Спасителя, икону - мозаику Пресвятой Богородицы.
6. Последняя остановка: Краеведческий музей (рассматривание фотографий) приложение № 7.
Краеведческий музей-одно из красивейших зданий города. Материалы музея отражают историю Балаково от удельного села, основанного старообрядцами в XVIII веке, и "пшеничной столицы Поволжья" XIX века - до современного города. Музей занимает бывший особняк банкира-хлебопромышленника В. В. Голованова, построенный в начале ХХ века. Кирпичное здание музея с мезонином (полуэтаж, расположенный на чердаке) и мансардой (утеплённый чердак) в стиле неоготики является памятником архитектуры местного значения.
7. В Балаково на каждом шагу старое соседствует с новым (приложение №8) С шестидесятых годов двадцатого века в городе началось бурное строительство жилых домов, школ, детских садов, а также пяти всесоюзных строек.
Наша экскурсия подошла к концу.
Возвращаемся в детский сад. Выходим из автобуса, и проходим на ковёр для проведения подвижной игры с мячом.
3. Игра: «Скажи со словом «городской»
транспорт -? квартира -? дом -? парк -? улица -? театр -? почта -? школа -? площадь-?
храм -? аптека -? рынок -? вокзал-?
Затем дети проходят к столику, где лежат сердечки с пожеланиями и играют в игру.
4. Игра: «Пожелания городу».
- Дети у нашего города было день рождения. Балаково исполнилось 257 лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на доску).
- Я начну, а вы продолжите: - Пусть наш город (растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (логопед вывешивает на доску карточку-символ слова-действия).
- Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках! Теперь отдохнём и поиграем!
5. Физминутка.
Дети проходят на ковёр и выполняют пальчиковую гимнастику, сидя на ковре.
Пальчиковая гимнастика: «Зимний пирог».
- Затем начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.
6. Составление предложения и его удлинение.