Руфа Хайрова
Конспект занятия «Мой любимый город Балаково»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи: расширять и углублять знания об истории возникновения города Балаково, его прошлом и настоящем, символике, о достопримечательностях, о людях;
- способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, любви к своей малой родине;
- развивать у детей речь, внимание, мышление, память, желание у детей больше узнать о своем городе.
- воспитывать у детей патриотические чувства, формировать уважительное отношение к участникам ВОВ.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия „Мой любимый город Балаково“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
- рассматривание фотографий старого и нового Балаково;
- беседы об архитектуре города, реке Волге, о гербе города Балаково, его значении;
- дидактическая игра «Путешествие по городу»;
- рассматривание карты Мира и Саратовской области;
- беседы об истории города.
Словарная работа:
- обелиск, промышленность, Балаковка, герб, памятники архитектуры;
- прослушивание стихотворений и песни о Балаково.
Оборудование и материал:
- письмо, картинки с видом старого и нового города, герб, виды города, памятники, альбомные листы, цветные карандаши.
-Ребята, сегодня я получила очень необычное письмо. Давайте посмотрим, кому оно адресовано. ( Воспитатель читает надпись на конверте: Саратовская область, город Балаково, улица Проспект Героев, дом 46 Б, детский сад №65, ребятам старшей группы №9 от детей из г. Венеции который находится в Италии.
- Давайте прочитаем, что в нём написано.
(Воспитатель читает письмо).
- Дорогие ребята, у нас в городе очень много туристов из России и они говорят, что в вашей стране тоже есть Волжская Венеция, мы бы хотели, чтобы вы рассказали нам о ней по видео письму. Будем с нетерпением ждать вашего ответа.
- Ну, что ребята! Проведем экскурсию нашим новым друзьям?
-А для начала встанем в круг. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям.
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Друг на друга поглядим,
И подарим улыбку!
-Сегодня у нас необычный день! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по нашему городу.
И в первую очередь давайте рассмотрим наш город на карте Мира. Мы живём с вами в России. Она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. (Показать). Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен. Но примерное его место положения я могу показать. Ориентиром будет город Саратов. (Показать и обозначить флажком).
- Сейчас подойдём к карте Саратовской области. Кто знает, где находится город Балаково на этой карте? Покажите. Город расположен в северной части области на левом берегу реки Волга. В прошлом через Балаково протекал левый приток Волги река Балаковка, которая в после создания плотины ГЭС и затопления Саратовского водохранилища в 1960-х годах превратилась в небольшое озеро на севере старой части города, известное под тем же названием.
- Город наш называют Волжской Венецией. И не зря. Здесь протекает великая русская река Волга. А маленьких речек и озер не перечесть.
14 декабря 1762 года Екатерина II проезжала мимо села Балаково, который ей очень понравился, и она издала указ, чтобы люди заселялись в эту местность из других населенных пунктов и поселений.
К 1913 году границы села значительно расширились, его промышленность выросла в несколько раз, и село Балаково было преобразовано в город. Слава о хлебной пристани Балаково гремела по всей России. Балаково занимало второе место в хлебной торговле после Самары. В годы комсомольских строек город разросся и стал индустриально мощным. Промышленность Балаково насчитывает более двух десятков предприятий химической отрасли, машиностроения, энергетики, промышленного и жилищного строительства.
- Ребята, предлагаю рассказать нашим друзьям о символике нашего города. Перед вами герб города Балаково. Рассмотрите его внимательно.
(Далее воспитатель по порядку показывает изображения герба, просит детей их назвать, сам поясняет что изображено и объясняет значение того или иного изображения).
- В Гербе изображена плывущая ладья с золотым снопом, символизирующим историческое значение города как большой хлебной пристани на Волге. Восходящее солнце отражает реалии нынешнего дня – наличие Саратовской ГЭС и Балаковской АЭС, дающих городу статус крупнейшего энергетического центра на Волге. В левой вольной части - герб Саратовской области (три положенные в вилообразный крест, сообращенные серебряные стерляди в лазуревом поле).
- Герб - это не только маленькая информация о городе и районе, это то, чем город гордится. И так, чем жители нашего города гордятся? (Гордятся своей историей, рекой Волгой и ее богатствами, предприятиями, чистотой и красотой города).
- А вы знаете, почему наш город назвали Балаково?
Происхождение названия Балаково исследователи связывают со словом «балакать» : мол, любили местные жители «побалакать», т. е. поговорить
- Ребята, я знаю, что вы любите гулять со своими родителями по городу и, наверняка, помните названия улиц города. Назовите их.
Физминутка:
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
-Ребята, кто знает какие музеи и памятники архитектуры есть в нашем городе? Назовите их. (Дом – музей В. И. Чапаева, музей истории города, музей имени Н. Радищева, усадьба Мальцева).
- Скажите, для чего нужен городу свой музей? (ответы детей)
- Правильно для того, чтобы люди узнавали историю города, быт людей, живущих в нем, предметы быта, которыми пользовались эти люди.
- Ребята, а кто из вас был в театре? (ответы детей)
- Именем какого артиста назван Драматический театр юного зрителя? (Евгения Лебедева)
- Сколько кинотеатров в нашем городе (ответы детей)
- В нашем городе есть место, куда каждый год приходят все жители города почтить память павшим в Великой Отечественной Войне.
- Знаете ли вы это место? (это обелиск, памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны). Надпись на стеле гласит: «Вечная слава защитникам нашей Родины, отдавшим жизнь за свободу и независимость Отчизны в Великой Отечественной войне».
Каждый год в День Победы тысячи горожан приходят на это место, чтобы своим участием в параде ветеранов отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа, и возложить к обелиску живые цветы как символ бессмертия их подвига.
Ребенок:
У обелиска
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас.
- Промышленность Балаково насчитывает более двух десятков предприятий химической отрасли, машиностроения, энергетики, промышленного и жилищного строительства.
Какие предприятия есть в нашем городе? (ГЭС, АЭС, ТЭЦ, Волжский дизель им. Маминых, судоремонтный завод, БРТ, хлебозавод, пивкомбинат и т. д.).
-В нашем городе много молодежи и для привлечения их к спорту построили спортивные комплексы «Дельфин», «Альбатрос», «Ледовый дворец», «Форум».
- В начале 20 века был построен храм Святой Троицы. Проект этого храма был выполнен известным российским архитектором Шехтелем. Необычность архитектурного облика храма и оригинальность его конструкции широко отмечались в прессе того времени. Также в нашем городе есть небольшая мечеть.
- В нашем городе есть большие современные магазины «Оранж» и «Грин Хаус». В них находятся детские развлекательные центры, продают разные товары.
- Посмотрите на фото- как вы думаете, что это?
Правильно это стадион «Труд». Тут находится один из самых известных треков в России, на котором проходят соревнования по спидвею.
-Недавно в нашем городе завершилось строительство второго моста через судоходный канал.
- Кто знает как он называется? (Ответы детей).
- А это большой железнодорожный вокзал, совмещенный с автовокзалом. Это место, откуда совершаются рейсы по всей Саратовской области на автобусах, и по всей России на поездах.
– Ребята, какой стал наш город? (Показываю картину). (Красивый, большой, много широких улиц, красивых зданий).
-Сейчас, ребята, я вам предлагаю нарисовать вам ваше любимое место в нашем городе, и рисунки мы отправим нашим друзьям из Венеции на память.
- Ребята, предлагаю вам поиграть «Передай сердечко и скажи словечко».
Дети говорят, за что они любят свой город и передают игрушку-сердечко.
• Я люблю свой город…потому что он красивый.
• Я люблю свой город… потому что он зелёный.
• Я люблю свой город… потому что уютный и т. д.
- Да, если мы будем любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше, то сможем сказать, что он самый прекрасный город России.
- Наша экскурсия подошла к концу. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Думаю наша экскурсия понравится нашим новым друзьям и они захотят приехать в гости.