Викулина Надежда Александровна
Методическая разработка «Мой дом — моя крепость»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Я провела занятие "Мой дом - моя крепость". На это меня натолкнула мысль, что многие дети не знают как выглядят жилища разных народов мира. А узнала я это, прочитав сказку "Как царь дочку замуж выдавал" из сборника сказок о предметах и их свойствах. Ребят заинтересовала, почему принцесса не захотела жить в некоторых домах? Чем отличались эти дома? Из какого материала они были сделаны? Какой дом принцессе понравился больше всего и почему?
Публикация «Методическая разработка „Мой дом — моя крепость“» размещена в разделах
Ребят заинтересовало из каких материалов строят современные дома. Какие их качества положительные, а какие отрицательные? Я решила познакомить ребят с историей жилища человека, начиная с первобытно - общинного строя.
Предоставляю конспект своего занятия.
Занятие я начала с загадки.
- Дети, отгадайте, о чё м это загадка: «Как называется то место, из которого человек уходит, но всегда возвращается?». (Дом)
- Что означает для вас это слово? Что бы вы рассказали о своём доме?
(Ответы детей)
- Сколько этажей в вашем доме?
(Ответы детей)
- А сколько комнат в вашей квартире?
(Ответы детей)
- Мы с вами живём в поселке и наши дома у всех разные.
- Посмотрите на фото домов, которые есть в нашем посёлке.
(Слайды).
- Чем они отличаются друг от друга?
(Ответы детей)
-Правильно. Одни дома построены из бетона, другие из кирпича, у них разное количество этажей, наши дома разного цвета.
(Ответы детей)
- Дети, я хочу рассказать вам о деревенском доме.
(Слайд)
Деревенские дома отличаются от городских своей архитектурой. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. У дома было деревянное крыльцо со ступеньками.
И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево — из дерева. Чаще всего дома строили из елей. Стройку начинали летом, на Троицу, и примечали: «Без Троицы дом не строится».
(слайд)
Обогревались дома русской печкой, она давала тепло зимой, на ней готовили еду.
По вечерам старики, забравшись на печь погреться, рассказывали детям сказки.
(Слайд)
- Посмотрите на слайде внутреннее убранство избы.
- А кто из вас был в деревенском доме?
(Ответы детей)
- Деревенские дома бывают деревянными и глиняными.
(слайд)
- Камень, глина, кирпич, дерево полезны для здоровья человека, так как они считаются экологически чистым материалом. Вот какие разные деревенские и городские дома.
2. Проблемная ситуация.
- Ребята, а всегда ли были дома, как вы думаете?
(Ответы детей)
- Каким же был дом древнего человека?
(Ответы детей)
3. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.
(Слайд)
- Домом древнего человека служила пещера.
(Слайд)
Люди искали сухие пещеры, в которые не задувал ветер. На ночь вход в пещеру закладывали камнями или загораживали ветками. Как вы думаете, для чего?
(Ответы детей)
- Это делалось для того, чтобы защитить себя от диких животных. На землю они клали подстилку из сухих листьев и потом на них стелили шкуры животных. Стены пещер древние люди украшали рисунками.
(Слайд-типи)
-Во время охоты люди жили в палатках. Палатка древнего человека – это палки, скрепленные вверху и покрытые шкурами животных. У индейцев до сих пор есть такие палатки, их называют типи. Это древнее жилище человека, сохранившееся до наших дней. (слайд-вигвам)
- Деревянные стойки вбивались в землю по кругу, а вверху связывались кожаным ремнём. Снаружи всё покрывали сшитыми шкурами, чаще из бизона. Они были прочными, и через них не протекала вода.
- А вы знаете, как называется это жилище?
(Ответы детей)
- Это тоже жилище индейцев – вигвам. Чем оно отличается от типи?
(Ответы детей)
- У вигвама прямые стены и куполообразная крыша в отличие от типи. Сверху шкур снаружи вигвам обшивали корой берёзы, которую соединяли при помощи костяной иглы и тонких кожаных ремешков. А зимой внутри вигвама каркас из дерева и на него вешали чехол из пушистых звериных шкур.
(Слайд-иглу)
В нашей стране на Севере тоже сохранились древние дома. Может быть вы слышали о домах из снега?
(Ответы детей)
- Такие дома называются иглу. Их и сейчас строят зимой охотники. Вход в ледяную хижину делают очень низким, чтобы в неё не задувал ветер. Иглу – жилище эскимосов. Строят его из глыб снега, которые вырезают большими ножами и укладывают по спирали. Постройке придают вид купола, благодаря чему она сохраняет тепло. Внутри подвешивают полог из оленьих шкур.
(Слайд – чум)
Существует ещё один вид жилища – чум.
Чум - переносное жилище у народов Сибири. Каркас в виде конуса из жердей, покрытый зимой оленьими шкурами, и парусиной или берестой летом. Ещё вид – юрта.
(Слайд – юрта)
Юрта - переносное жилище из войлока у народов Азии. Круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша - из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч, обрамляющий свето-дымовое отверстие над очагом. Каркас юрты кроется войлоком.
(Слайд – сакля) А также:
Сакля – жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери.
(Слайд – хижина из бамбука)
В жарких сырых местах строят дома на сваях. Двух – или трехметровые сваи, на которые ставят дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон обычно не делают, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток.
(Слайд – замок)
В средние века люди воевали друг с другом. И деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки – крепости. Они строились из камней или кирпичей, у таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня, окошки у такого жилища были маленькие.
- Как вы думаете, почему сейчас не строят такие замки?
(Ответы детей)
4. Физкультминутка.
5. Проблемная ситуация.
(Слайд – необитаемый остров)
- Ребята, представьте, что вы оказались на необитаемом острове, где всегда тепло и растут пальмы и различные цветы. Но бывают сильные дожди. Из чего бы вы построили себе дом?
(Ответы детей)
6. Игра «Для того, чтобы…»
(Слайд – дом)
- Ребята, дома могут быть разной формы, сделаны из различных материалов.
- Но скажите, что должно быть у каждого дома?
(Ответы детей)
- Давайте с вами поиграем в игру «Для того, чтобы…». (Крыша дому нужна для того, чтобы). (Окно, печь, дверь, крыльцо).
- Молодцы, вы всё сказали правильно.
7. Рисование дома.
- Ребята, есть такое выражение «Мой дом – моя крепость». Как вы его понимаете? Да, для каждого человека дом – это его семья, место, где его любят и всегда ждут, заботятся о нём. дом нам нужен для того, чтобы жить в нём, чтобы найти в нём тепло, защиту, любовь. Родное жилище дает чувство уюта и тепла, защищает от непогоды и бед. Вот поэтому так и говорят «Мой дом – моя крепость».
- Когда вы вырастете, у вас будет свой дом. Какой он будет? Давайте об этом помечтаем и нарисуем на бумаге.
(Слайд – образцы домов)
(дети садятся за столы, рисуют)
Какие прекрасные дома у вас получились! И как, наверно, в них будет хорошо жить. Пусть у каждого из вас будет тёплый, светлый, уютный дом. А вы берегите и любите свой дом.
Используемая литература:
1. Скорая помощь для воспитателей: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям. Н. В. Елжова. - Ростов на Дону: Феникс, 2013г.
2. Сказки о предметах и их свойствах (Библиотека воспитателя).