Мария Анисимова
Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ. Элементы работы над песней
▼ Скачать + Заказать документы
В музыкальном воспитании дошкольников пение играет не малую роль.
О пользе пения и положительном его влиянии на детский организм писали физиологи В. М. Бехтерев и И. П. Павлов. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоции, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Пение укрепляет дыхание, развивает внимание, память, мышление и воображение. В процессе пения происходит общее развитие ребенка, развиваются социально-личностные, коммуникативные качества и, конечно, речь.
Такое положительное влияние вокала на развитие ребенка несомненно подтверждает актуальность данной темы.
Публикация «Методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ, Элементы работы над песней» размещена в разделах
Цель методической разработки, в том, чтобы описать наиболее эффективные методы и приемы вокально-хоровой работы с дошкольниками в современных условиях.
Один из самых главных вопросов музыкального руководителя: «что нужно делать и как построить работу над разучиванием песни, чтобы на протяжении нескольких занятий у дошкольников не пропал интерес к музыкальному произведению?». Для дошколят важно первое впечатление, поэтому исполнение должно быть высокопрофессиональным, сопровождаться беседой с видео показом и поэтическими строками. Сила эмоционального воздействия исполняемой песни рассматривается в современной педагогике как одно из условий работы педагога в данном направлении.
Каждый педагог должен учитывать возрастные особенности детей и подбирать соответствующий им музыкальный материал.
Песня должна служить средством развития дошкольника, помогать решать воспитательные задачи, расширять кругозор ребенка и приобщать его к культурным ценностям своего народа.
Педагог должен предварительно ознакомиться с песней : прочитать текст, обратить внимание на вокальные трудности произведения – это поможет понять содержание и продумать последовательность разучивания вокального произведения.
Для повышения уровня певческих способностей ребенок должен увлечься процессом. Только увлеченный и творческий педагог может помочь ему в этом, поэтому, используя различные формы работы, методы и приемы, можно добиться высоких результатов, вызвать желание детей петь и радовать своим исполнением близких и своих друзей.
Известно, что дыхание играет главную роль при пении.
Педагог должен обучать дошкольников правильному пению, а значит и правильному дыханию – нижнереберному-диафрагмальному. В этом ему помогут различные дыхательные упражнения, которые также очень нравятся детям и преподносятся в виде игры. Наиболее известна дыхательная гимнастика Стрельниковой, такие упражнения как: ладошки», «кошка», «насос», «обними плечи»,«поворот головы», и другие.
Эти упражнения можно делать в начале музыкального занятия, перед пением или в перерыве между двигательной активностью в качестве физкульт-минутки.
Важную роль в вокально-хоровой работе играют распевки.
Распевки очень важны при охране голоса ребенка. Они помогают подготовить голосовой аппарат к пению, плавно переводят его в певческий режим. Важен как подбор распевок (понимание педагогом пользы каждой распевки для пения, так и правильное их разучивание с педагогом (педагог должен идеально показывать голосом распевку).
Помогают правильно «поставить» дыхание такие распевки как: «закрытый рот на одной или 2х нотах», «ми-и-и»(3 ноты наверх, «ма-а-а»(по 3 ноты наверх) и др.
Для активизации интереса детей используются распевки с текстом. При их разучивании используются иллюстрации или игрушки соответствующие тексту распевки.
Примеры распевок:
-«Вот иду я вверх, вот иду я вниз»(показ игрушечной лестницы)
-«Киса подходила,
Молочка просила.
Мя-у, мя-у, мя-у», (показ игрушки кошки)
-«Утром солнышко встает,
выше, выше, выше. (дети встают из положения «на корточках»)
К ночи солнышко зайдет:
ниже, ниже, ниже».(дети снова садятся «на корточки»)
Пение можно совмещать с пальчиковой гимнастикой. В таких распевках как: «Хлопаю ладошкой, хлопаю немножко…да!» итд.», «Твоя ладошка словно пруд по ней кораблики плывут итд.»,
«Мы капуску рубим рубим итд.»
Практика показала, что включение в занятие элементов логоритмики способствует формированию положительных эмоций, развитию музыкальности и речи.
Чтобы занятие не превратилось в скучный процесс, обязательно используем музыкально-дидактические игры, ведь дошкольный возраст- это игра. Музыкально-дидактические игры обогощают детей новыми впечатлениями и вызывают инициативу, способность к восприятию, самостоятельности. Можно выделить такие дидактические игры как:
- «три цветка» (определение характера музыки);
- «музыкальные узоры» (развивает музыкальное воображение);
- «встаньте дети, встаньте в круг» (ориентация в пространстве);
- «какой инструмент играет?» (развитие тембрового слуха);
- «веселый ритм» (развитие чувства ритма).
Для закрепления текста, можно предложить спеть «цепочкой» по рядам мальчики-девочки.
Чтобы увлечь и активизировать детей, можно использовать при пении музыкальные инструменты, такие как треугольник, металлофон, маракасы, ложки.
Все эти методы и приемы вокально-хоровой работы в ДОУ способствуют не только качественному исполнению, но и живому интересу и отзывчивости детей. Если педагог продумал и правильно построил работу над разучиванием вокального произведения, если учтены все особенности детского голоса, психологии дошкольника, то дети свободно будут держаться перед аудиторией слушателей, ведь у них выработаны исполнительские качества и уверенность.