кубышкина Любовь Петровна
Методика работы над сказками А. С. Пушкина в процессе разнообразных форм работы со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст - существенный этап становления нравственного облика ребенка, когда совершается его вступление в мир общественных связей, усвоение простых нравственных потребностей, приучению к их выполнению. На этой ступени формируются товарищеские отношения между детьми, почтение к взрослым, начатки трудолюбия, любви к Отчизне.
Темочки:
В сказках перед интеллектуальным взором ребенка завязываются образы родного естества, люди с характерами и моральными чертами; в сказках дети получают готовые образцы нравственности. Образы сказок – и позитивные и отрицательные – крепко входят в существование детей, раскрывают перед ними в общедоступной форме понятия добра и зла, вырабатывают добрые чувства.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возраст начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам) : А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и др. Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять, скрыты мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубоко идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы. 46789094.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста мы учим детей слушать, воспринимать и осмысливать сказку. При использовании сказки мы опираемся на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности.
Руководствуясь сказками, педагог знакомит детей с лучшими сказками и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Сказка привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно вырабатывать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
Самым целесообразными методами в плане формирования нравственных качеств у детей будут являться те, которые позволяют наряду со знакомством с содержанием сказки, вовлекать детей в деятельность. Можно и нужно инсценировать сказку, привлекая детей к участию в игровой деятельности, имитирующей взаимоотношения между сказочными героями, последние помогают ребенку войти в мир человеческого общения. При инсценировке сказку можно объединить с песенками. Целесообразно предложить детям отдать предпочтение из разученных прежде песен те, каковые могут петь герои сказки.
Работа со сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм.
Формы организации занятий с использованием сказки могут быть разными, например:
• игровые занятия;
• комплексные занятия;
• самостоятельная игровая деятельность детей;
• самостоятельная продуктивная деятельность детей;
• экскурсии;
встречи с интересными людьми;
• праздники.
Также к основным методам и формам работы со сказкой, как воспитательного процесса нравственных качеств, относятся: групповые и подгрупповые занятия, вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг - самоделок.
В работе используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок); игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой - чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент.
Следующий прием - беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
Необходимым условием в беседе по сказке является «нравственный урок», он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании.
Инсценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Это, так называемый, традиционные подходы нравственного воспитания с использованием сказки.
Нетрадиционный подход как раз и дает ребенку возможность правильно мотивировать, уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры "Отгадай мою сказку", "Один начинает - другой продолжает", "Откуда я?" (описание героев) и другие. Литературные викторины проводятся как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.
Рассматривая приемы формирования восприятия сказки, можно отметить что, сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Использование различных приемов способствуют лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом. Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.
При этом роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдается принцип «От простого - к сложному»; создается в группе комфортная предметно-пространственная развивающая среда.
Таким образом, одной из задач работы со сказкой, как процесса нравственного воспитания личности, является выбор метода, который может быть направлен на любой вид деятельности (творческий, музыкальный, инсценировочный и т. д.). При этом важна нетрадиционная направленность работы со сказкой, которая зависит от грамотности педагога, его заинтересованности в воспитательном процессе.