Дресвянкина Татьяна
Нетрадиционные формы и методы работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные формы и методы работы с родителями в ДОУ»
Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.
Единство целей и задач общественного и семейного воспитания подрастающего поколения, пропаганда педагогических знаний среди родителей, является составной частью работы дошкольной организации.
Публикация «Нетрадиционные формы и методы работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями.
Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно - аналитические, досуговые, наглядно-информационные.
В работе с родителями используются такие нетрадиционные формы работы как «Родительские пятницы». Любая семья может поделиться своими знаниями, творческими увлечениями с другими родителями. Педагоги помогают организовать интересную встречу, готовят сценарии проведения таких пятниц, приглашают родителей из других групп. На таких мероприятиях педагогам удается сплотить родителей в дружный коллектив, узнать о традициях каждой семьи, познакомить родителей с жизнью дошкольной организации.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие – либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
Сотрудничество воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее решения. Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают рекомендации, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Т. Доронова выдвигает две задачи сотрудничества педагога с семьей:
1. «Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга».
2. «Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях». Ее решение связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опята взаимоотношений с ребенком».
Помимо организации педагогического обучения, используется и такая форма работы, как «школа молодых родителей». В эту «школу» приглашаются родители, дети которых впервые пришли в детский сад.
Многие родители знают, какие условия для детей созданы в детском саду, по какому режиму они живут, однако не все понимают, что период «отрыва» ребенка от семьи очень сложный и для детей и родителей. Как этот период сделать менее болезненным – одна из задач «школы молодых родителей». Составляется план работы, с учетом пожеланий родителей; подбирается литература, в которой рассказывается об организации жизни детей в детском саду и дома в период адаптации, приглашаются мамы и папы в группу для непосредственного наблюдения педагогического процесса.
Постепенно родители перестают волноваться, так как видят, что в детском саду их ребенок чувствует себя хорошо. Они прислушиваются к советам педагогов, охотно включаются в совместную деятельность: помогают готовить необходимые игрушки и пособия; подготовка помещения к зиме (утепление окон и т. д.) помощь в проведении мероприятий и т. д.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действительности по отношению к каждой категории родителей.
Список литературы:
1. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. -М. :АРКТИ, 2005.-80с.
2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 1999.- 232с.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : Сфера, 2005.- 96с.