ТАТЬЯНА ФЕДЮШИНА
Методическая разработка «Люби и знай свой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦВЕТЫ, КАК ЛЮДИ, НА ДОБРО ЩЕДРЫ, И, ЛЮДЯМ НЕЖНОСТЬ ОТДАВАЯ, ОНИ ЦВЕТУТ, СЕРДЦА ОТОГРЕВАЯ, КАК МАЛЕНЬКИЕ ТЕПЛЫЕ КОСТРЫ!
К. ЖАНЕ.
С ростом благосостояния постоянно растут и культурные, в том числе и эстетические, запросы советских людей. Большую незаменимую роль в том, что все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса, призваны сыграть цветы. С каждым днем в нашей стране растут новые жилые массивы. Цветы стали необходимым элементом в оформлении как территорий жилых кварталов, улиц, зон отдыха, так и интерьеров дошкольных учреждений. Они прочно вошли в быт человека: в садах, скверах, парках, улицах - всюду цветы, везде они радуют глаз, улучшают условия для работы, повышают настроение. Цветы - символ оптимизма жизни.
Публикация «Методическая разработка „Люби и знай свой край родной“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В рамках этой программы широко используется зеленая зона вокруг детского образовательного учреждения.
В каждой группе дошкольного образовательного учреждения есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени, особенно в теплое время года. Участок - это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года.
Наличие на участке деревьев, кустарников, огорода, цветника имеет большое образовательное и воспитательное значение. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления об их росте и развитии. В процессе ухода за растениями у ребят вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе.
Красиво оформленный участок, правильно подобранные декоративные растения имеют большое значение для эстетического воспитания дошкольников.
Педагоги вместе с детьми ежегодно ухаживают и выращивают растения, для полноценного развития дошкольника. Вести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней — важнейшая задача детского сада.
Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.
В этой теме я пыталась раскрыть содержание работы по ознакомлению детей с растительным миром на участке и в группе. Непременным условием успешного усвоения дошкольниками знаний является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями, умениями различать, наблюдать, узнавать наиболее распространенные из них по характерным признакам. Рассматривается вопрос ознакомления детей с природой в повседневной жизни - труд и наблюдение в уголке природы, труд и наблюдение на участке, целевые прогулки, занятия.
Примерное планирование работы в ДОУ
Систематически и целенаправленно решать задачи по озеленению территории и группы, добиться эффективности педагогического процесса помогает планирование работы. План составлен с учетом особенностей расположения дошкольного учреждения, его окружения.
Теоретический этап
1. Консультация на темы: «Защита растений от вредителей и болезней», «Растения в уголке природы».
2. Теоретические семинары по темам: «Комнатные растения - спутники нашей жизни», «Какие комнатные растения можно сажать в дошкольном учреждении»,«Экологическая азбука».
Методический этап
1. Книжная лавка (обзор методической и детской литературы).
2. Педагогический калейдоскоп (конкурс на лучший природный уголок во всех возрастных группах).
3. Смотр зон экологического воспитания во всех возрастных группах.
4. Педагогический ринг среди воспитателей «Колесо растений»
5. Круглый стол для воспитателей «Учим детей любить и беречь природу».
6. Целевые экскурсии за территорию детского сада «Весна, весна на улице», «Мир растений».
7. КВН для родителей «Путешествие в стану цветов».
8. Педагогический совет на тему «Экологическое воспитание у
дошкольников».
9. Анкетирование родителей и воспитателей.
Практический этап
1. Изучение опыта работ по экологическому воспитанию.
2. Контроль и анализ занятий по экологическому воспитанию.
3. Выставка детских рисунков на тему: Сохраним природу».
4. Физкультурные и музыкальные праздники и развлечения «В гости к лету», «Весна - красна».
5. Тематические проверки экологического воспитания в старших группах.
6. Тематические поверки по ознакомлению с окружающим в младших
группах.
7. Проведение мероприятий с родителями (День открытых дверей.)
8. Конкурс для родителей. Поделки из бросового материала «Мой самый
любимый цветок».
Аналитический этап
1. Педсовет по теме: «Итоги учебного года».
2. Составление методических рекомендаций к программе «Люби и знай свой край родной».
3. Аналитическая справка по итогам работы.
Практическая работа.
Для организации практических работ по экологии в дошкольном учреждении удобным материалом являются цветочно-декоративные растения, наблюдения и опыты с которыми можно проводить в течение всего учебного года. Цветочно-декоративные растения можно иметь в цветущем состоянии в любое время года и в соответствии с дошкольной программой использовать их как демонстрационный материал на занятиях и прогулках.
В рамках реализации программы проводим акции «Мы чистим мир»
Сентябрь, апрель- убираем мелкий мусор: бумажки, веточки опавшие с деревьев. Октябрь – собираем опавшую листву в компостную яму. В природе проводим занятие по теме: «Опавшие листья мусор или нет?». Выясняем значение опавших листьев в природе.
В октябре и ноябре проводим занятие по ознакомлению с зимующими птицами. Изготавливаем с помощью родителей, старших братьев и сестер кормушки, вывешиваем их на прогулочных площадках, подкармливаем птиц и наблюдаем за ними. В марте месяце готовимся к встрече перелетных птиц, изготавливаем домики для птиц, с помощью взрослых. Работы вывешиваем на участках детского сада, возле жилых домов. Весной и летом наблюдаем за заселением домиков.
Дети подготовительной группы участвуют в конкурсе «самая лучшая кормушка для птиц»
Проводим занятия по ознакомлению дошкольников с строением растения.
Рисуем и выполняем методом оригами растение (тюльпан)
Знакомим родителей о пользе растений через информационные листовки и собираем подписи в защиту животного. В этой акции принимают участие воспитатели, родители детей и их знакомые)
Весной на участках детского сада воспитателями вместе с детьми высаживаем и поливаем семена в открытый грунт.
В конце апреле этого года были приобретены на «Областной станции юных натуралистов» кустарники. Под руководством педагога дополнительного образования по экологии, были выбраны места для лучшего роста растений. На занятии по экологии произвели посадку кустарников.
Знакомим детей за уходом цветущих растений на прогулочных участках детского сада, во время прогулок и на занятиях.
В рамках Дней защиты от экологической опасности проводились занятие и обще-садовские мероприятия. «Земля - наш Дом»; «Мир растений»; «Птица года» предлагаемые Российским Союзом охраны птиц.
Перспективы. На следующий учебный год провести одно большое общее мероприятие: «Птица года» или «День птиц» (начало апреля) или «День Воды» или «День Земли». Подготовить и провести индивидуальные консультации для воспитателей работающих по экологической тематике.