Сороко Анна
Коррекционно-развивающее занятие в форме творческой лаборатории «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Игра для детей - это не только основной вид деятельности, но и важное средство самовыражения и самореализации. Она способствует физическому и духовному здоровью, обеспечивает эмоциональное благополучие, является методом обучения и воспитания. Однако, в последнее время наблюдается тенденция к снижению уровня развития игровой деятельности у детей. Как следствие этого - у детей возникают затруднения в общении друг с другом, которые могут проявляться в разных формах агрессии.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие в форме творческой лаборатории „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
В работе по коррекции агрессивного поведения используются различные методы, среди которых наиболее эффективными, на наш взгляд, являются игротерапия и арт-терапия.
Игротерапия наиболее популярный метод социальной коррекции, используемый в работе с детьми, так как ближе всего отвечает задачам развития.
Арт-терапия позволяет расширить возможности ребенка для самовыражения и самопознания. Одним из направлений арт-терапии является лепка. Пластилинотерапия – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. С помощью этого метода можно снять эмоциональное напряжение и мышечные зажимы. Еще одним методом арт-терапии является сказкотерапия. Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Коллективное сочинение и разыгрывание сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками.
В сравнении с другими методами социальной коррекции арт-терапия имеет свои преимущества при тяжелых эмоциональных нарушениях, при низком уровне развития у ребенка игровой деятельности, несформированности коммуникативной компетентности.
В данном методическом пособии предлагается разработка комбинированного занятия по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, которое содержит элементы игротерапии и арт-терапии.
Тема: ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
Вид занятия: мастер-класс, игра-сказка
Цель занятия: снижение уровня агрессии детей старшей группы во время игровой деятельности
Задачи:
1. Помочь детям построить хорошие взаимоотношения в группе;
2. Формировать осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
3. Снять эмоциональное напряжение и мышечные зажимы;
4. Расширить поведенческие реакции в проблемной ситуации и снять деструктивные элементы в поведении.
Методы работы педагога:
1. Арт-терапия (сказкотерапия, пластилинотерапия)
2. Игротерапия
Оборудование: поделочный материал, образец, стеки, декорации к сказке.
Структура занятия:
-Организационный момент (5 минут)
-Первая практическая часть - мастер-класс (30 минут)
-Перерыв
-Вторая практическая часть - игра-сказка (20 минут)
-Подведение итогов занятия (5 минут)
Ход занятия:
1. Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте отгадаем, кто же к нам пришел. -Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (Ёжик)
-Не мышь, не птица, в лесу резвится,
На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)
- Маленький рост, длинный хвост.
Собирает крошки, прячется от кошки. (Мышка)
- Зелененький листочек
Скакал меж бурых кочек.
Поквакал в теплой луже
И муху съел на ужин! (Лягушка)
- Прыг – скок, трусишка, хвост коротышка,
Ушки вдоль спинки, глаза с косинкой;
Одежда в два цвета: на зиму и лето. (Заяц)
2. Первая практическая часть: Организует выполнение задания по микрогруппам. (Берутся пять открыток с изображениями животных большого формата. Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. В зависимости от количества детей в группе. Все части перемешиваются. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки).Проводит инструктаж по изготовлению фигурок животных. Демонстрирует образцы. Помогает детям в ходе работы.
3. Подведение итогов первой практической части: -Дети, чем мы сейчас занимались?
-А кого мы сегодня лепили?
-Верно. А из чего мы лепили наших зверюшек?
-Вам понравилось?
4. Вторая практическая часть: Предлагает детям поучаствовать в инсценировке сказки со своими животными. Исполняет роль автора сказки и ведущего.
5. Подведение итогов второй практической части: -Ребята, что мы сегодня с вами делали?
-Верно.
-А как называлась сказка, в которую мы играли?
-А какой смысл у сказки?
-Вы сказали все верно! Вам понравилась сказка?
Инструкция по лепке животных:
Сценарий игры-сказки «В тесноте, да не в обиде» (Пример)
(по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»)
Декорации: На полу или на столе раскладывается коврик, изображающий лесную полянку. В центре полянки устанавливается елочка.
Воспитатель рассаживает детей вокруг полянки на коврик или на стулья. У каждого ребенка в руках его пластилиновая фигурка животного.
Воспитатель: инструктирует детей, объясняя, что по очереди должны выходить дети с животными, которых называет воспитатель. Дети должны посадить на полянку свою игрушку и спросить, есть ли кто-то под елочкой, и можно ли им спрятаться от дождя.
Музыкальное оформление: воспитатель включает звуки птиц.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (Слушает ответы детей) Правильно, на полянке в лесу. Какая красивая у нас полянка! Вот цветут цветочки. Здесь растут деревья. А какая пушистая ёлочка посреди полянки! Хороший сегодня денек! Солнышко светит! (Воспитатель показывает солнышко)
Музыкальное оформление: воспитатель включает звук грозы и ливня (Показывает тучку).
Воспитатель: Что такое? Какой сильный ливень! Гром и молния! Нужно спрятаться, но где? (Слушает советы детей) Верно, под ёлочку. На полянку выбегают ежики. Вот прячутся ёжики под пушистую ёлочку. (Дети, которые лепили ёжиков выходят и сажают их под ёлочку и возвращаются на свои места)
Воспитатель: За ёжиками бегут белочки (Выходят дети с игрушками белочек)
Дети: Ёжики, пустите нас под ёлочку! (Дети сажают белочек под ёлочку)
Воспитатель: А кто же там бежит? Это же мышки! Мышки тоже хотят спрятаться от дождика. (Выходят дети с мышками)
Дети: Под елочкой есть место? А можно и нам под ёлочку? (Дети сажают мышек под ёлочку)
Воспитатель: Вот прискакали зайчики и тоже хотят укрыться под ёлочкой вместе с другими зверушками. (Выходят дети с зайчиками)
Дети: Пустите нас к себе под елочку, пожалуйста. (Сажают зайчиков под ёлочку)
Воспитатель: Кто там квакает? Это лягушки прыгают по полянке. (Выходят дети с лягушками)
Дети: Можно к вам под елочку? Не хотим под дождиком стоять! (Сажают лягушек под ёлочку)
Воспитатель: Под нашей ёлочкой собрались белочки, мышки, зайчики, лягушки и ёжики. Все они подружились. Всем нашлось место. Никто не промок. Не зря говорят: “ В тесноте, да не в обиде!”
Музыкальное оформление: голоса птиц
Воспитатель: Дождик закончился. Снова выглянуло солнышко
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ДЕКОРАЦИИ К СКАЗКЕ:
Таким образом, использование данного материала для проведения коррекционно-развивающего занятия в ДОУ поможет воспитателям в работе с проблемой коррекции агрессивного поведения в игровой деятельности, снятия эмоционального напряжения в группе и улучшения социализации детей.
Для успешной реализации мероприятия педагогу необходимо организовать качественное обсуждение результатов практической работы, сформулировать выводы и подвести итоги занятия.