Татьяна Анатольевна Виткова
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия «Про Арчика и его злость»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Про Арчика и его злость»
(Занятие разработала и провела Виткова Т. А., педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ №11 города Тихорецка Краснодарского края, победитель муниципального тура конкурса «Педагог-психолог Кубани-2013г.», лауреат краевого конкурса психолого-педагогических программ 2015г.).
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)
Публикация «Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия „Про Арчика и его злость“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная (рисование, музыкальная, двигательная.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель: формирование основ эмоциональной саморегуляции.
Задачи:
-способствовать развитию саморегуляции собственных действий;
- способствовать развитию спонтанности детей;
-создавать условия для формирования предпосылок волевого поведения, осознания своих чувств;
-развивать способность выстраивать причинно-следственные связи;
-актуализировать (при необходимости формировать) знания детей о нормах поведения в обществе.
-создать условия для формирования способности к принятию собственных, осознанных решений на основе первичных представлений об объектах и явлениях окружающего мира;
-развивать рефлексию эмоциональных состояний.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Педагог-психолог:
Ребята, здравствуйте, рада вас сегодня здесь видеть!
Здравствуйте, Татьяна Анатольевна. Мы тоже рады!
А с каким настроением вы сегодня пришли ко мне?
А как еще можно сообщить о своем настроении?
Да, цветом тоже можно показать настроение!
Выберите цвет своего настроения!
Когда я веселая, то у меня цвет такой (показываю зеленый цвет). А у вас?
А когда я сердитая, то такой (показываю коричневый или черный цвет). А у вас?
У каждого цвета свой язык.
А можно о своём настроении сообщить руками?
Как?
А сегодня мы все можем поиграть руками и показать своё настроение. Можно представить, что ваши руки стали, как люди и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Посмотрите на мои руки! (изображаю, что я радуюсь, а теперь? Что означают мои движения? Угадайте!
А теперь попробуйте сами!
Психогимнастика. Игра
«Покажи чувства руками»
С хорошим…
Если дети затрудняются, можно сказать «Посмотрите по сторонам»
Дети оглядываются и видят на стене два смайлика (грустный и весёлый)
Можно показать своё настроение смайликом.
Можно показать своё настроение цветом!
Предлагаются круги из бумаги разного цвета.
Цветодиагностика настроения.
Дети выбирают свой цвет настроения.
Можно. Когда у меня плохое настроение я могу ударить.
Когда у меня хорошее настроение, я могу поласкать кошку или погладить маму…
Вы радуетесь? Вы грустите?
Вы боитесь, дрожите?
Дети спонтанно играют и показывают, как их руки прыгают по столу (радуются, толкают, кусают друг друга (злятся, сжимаются в комочки и дрожат (боятся).
Предлагаю теперь подвигаться и поиграть! Кто за?
Игра «Встань и пересядь, если…»
Встань и пересядь, если ты сегодня со шнурками!
Встань и пересядь, если ты летом ездил на море!
Встань и пересядь, если ты занимаешься спортом!
Встань и пересядь, если ты родился летом или весной!
Друзья, предлагайте свои варианты: кто сейчас будет меняться?
Как много у нас общего!
В заключении педагог-психолог:
Встань и пересядь, если ты любишь чай с малиновым или клубничным вареньем!
Вот, как нас много любителей чаепития!
Вопрос!
А без чего мы не сможем сделать себе чай?
Мы за!
Дети предлагают свои варианты
Без чашки? Без чайника?
Без воды? Без заварки?
Да, всё так и есть. Чтобы сделать чай нужен и чайник, и вода, и заварка, и чашки. А как вы думаете, я случайно спросила у вас про чай?
Педагог-психолог. Да, ребята. Недавно я услышала необычную сказку и сегодня хочу предложить её вам. Как вы на это смотрите?
Тогда внимательно слушайте, потому что после чтения я задам вам вопросы… Договорились? Согласны?
Зачитывается терапевтическая сказка про Чайника Арника и его злость
(для профилактики и коррекции агрессии у детей).
Жил себе, не тужил чайник Арчик в магазине. Такой хорошенький с ручкой и носиком, весь беленький, пузатенький. И вот однажды его купили. Принесли в дом, помыли, наполнили свежей водой и поставили на огонь. Арчику очень все это понравилось. Ему понравились люди, ему понравились сковородки и кастрюли, которые стояли рядом. Он сразу полюбил это место — кухню. Чайнику еще в магазине рассказывали о том, что в нем будут кипятить воду и заваривать ароматный чай. Что люди не могут без чайника, что все хотят с ним дружить.
Тут внутри Арчика стало что-то происходить — все колотилось и булькало, он стал очень горячим. Крышка стала подпрыгивать, а из носика стал идти оглушающий свист. Наш чайник испугался и стал разбрызгивать воду во все стороны. Он разозлился на все на свете, что делают с ним такое непонятное и страшное. Арчик плевался, ругался на своих новых друзей. Он был в ярости. Люди подбежали к нему, но из-за горячих брызг не могли помочь. Все стали волноваться и хвататься за головы. Кричали: «Нельзя же так! Успокойся!» Но Арчика это все только больше злило, и он больше выбрасывал горячий пар и плевался кипящей водой.
Вдруг наш чайник почувствовал, что плеваться ему уже нечем и оглушающий свист стал тише. Люди быстро подбежали и выключили под ним огонь. Арчику сразу стало легче. Он уже не злился и не плевался. Но, к сожалению, воды в нем не осталось и теперь не из чего было сделать ароматный чай.
Чайник отставили в сторонку и больше к нему никто не подходил. Арчику стало очень грустно, ведь он так мечтал о семье, друзьях. А из-за его поведения с ним не хотят общаться.
Как раз этой ночью мимо его окна пролетала добрая фея. Она покрутилась возле чайника и присела возле него. Фея спросила: «Что случилось, чайник Арчик? Почему ты такой грустный?». Арчик ответил : «Со мной никто не хочет общаться, потому что я ругаюсь, пыхчу, разбрызгиваю воду и становлюсь очень горячим».
«Я могу тебе помочь, но и ты должен постараться» — ответила фея. «Я сделаю все, что в моих силах, добрая фея» - сказал чайник. «Так вот, когда ты будешь снова закипать, начни петь веселую песенку. При этом держи крышку плотно закрытой, чтобы вода не разбрызгивалась. Тогда люди подойдут к тебе и выключат под тобой огонь. И ты сможешь подарить им ароматный чай» — сказала фея и исчезла.
На следующее утро к чайнику подошла женщина. Она долго рассматривала его со всех сторон, но все же решила налить воду и поставить на огонь. Через некоторое время Арчик опять почувствовал жар и бульканье, но теперь он знал, что с этим делать. Чайник пропел веселую песенку своим свистком. Милая женщина подошла и спокойно выключила огонь. Арчик понял в чем его предназначение. Он был этому рад. Арчик заблестел всеми своими пузатыми боками. К нему потянулись знакомиться кастрюли, сковородки, чашки и ложки. Все хотели пообщаться с новым другом.
Не знаем.
Может, вы хотите что-то рассказать о чае?
Хотим услышать тоже.
Согласны.
Дети слушают сказку.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
Про что сказка, которую вы услышали?
Кто в сказке главный герой?
А можно ли назвать главной героиней Фею?
А кто главнее?
Какие изменения произошли с Арчиком?
А что было бы, если бы Арчик не послушал совет Феи?
Хочешь ли ты рассказать маме и папе эту сказочную историю?
Да, иногда и у нас в группе мы видим такое гневное поведение, замечали? Как это выглядит у людей?
Что вы чувствуете, когда видите человека, который кипятится, как чайник Арчик?
Да, гнев – это сильное чувство. С ним трудно бороться.
А как совет Феи можно использовать для людей?
Про Арчика, который научился не брызгаться горячей водой.
Арчик, чайник.
Можно. Она дала Арчику мудрый совет.
И Арчик главный. И Фея. Ведь если бы Арчик не послушал Фею, то и волшебства бы не случилось.
Арчик понял, что не нужно кипятиться и пугать других, и поэтому у него появились на кухне друзья.
Арчик бы так и остался стоять на полке один. И ему было бы грустно без друзей.
Да, хочу. И я хочу.
А я хочу рассказать братику, он иногда плюётся, как Арчик
Люди злятся, плачут от злости, краснеют, кричат, ругаются. Даже плюются и кусаются иногда!
Хочется успокоить.
Я ухожу от таких мальчиков и девочек…
Хочется тоже в ответ ударить злюку.
Тоже не кипятиться, как чайник. Не обижать и не пугать других людей! Быть спокойным, дружелюбным, мирным… Дружить со всеми.
А давайте сейчас сделаем упражнение, которое поможет нам представить, как себя чувствовал нагретый до кипения чайник
Дыхательное упражнение и псигимнастика.
Чайник пыхтит от нагревания. И громко издает звуки - УУУУФФФФ…АААХХХХХ… ФУУУУУУ….Чайник громко свистит!
А теперь медленно уменьшаем под ним огонь и звуки становятся всё тише – уууууффффф….ааааххххх…. фуууууу…. и совсем стихли! Как чувствует себя чайник? Он совсем затих и успокоился!
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
Посмотрите, у нас на полочке целая коллекция нарисованных чайников. Картинки пока черно-белые. Что бы мы могли сделать, чтобы чайник стал ярче, веселее?
У вас есть выбор – кто-то может взять раскраску, а кто-то может сам нарисовать сказочного героя Арчика!
Кто будет раскрашивать?
А кто сам будет рисовать?
Что для этого вам нужно еще?
Если мы нарисуем сегодня Арчика, то тогда точно сможем не только рассказать о нём своим ближним, но и показать!
Раскрасить!
Дети приступают к выбору картинок-раскрасок или по желанию берут чистые листы для самостоятельного рисования. Всё необходимое для рисования приготовлено на полочках.
Краски. Кисточки. Восковые мелки. Карандаши. Бумага.
Дети рисуют.
Включается тихая фоновая музыка.
Если ты закончил, покажи мне и гостям свой рисунок и отнеси на соседний столик, а сам посмотри на эти листы. И если захочешь, выполни еще одно задание. Дети, которые справились с работой раньше других по желанию могут выполнить
индивидуальные задания:
1. Заштриховать чайник и чашку. Провести дорожку от черепахи к дереву.
2. Найти группы предметов, обвести посуду красным цветом.
Если ребёнок устал, то может не выполнять задания, а отдохнуть.
-Что ты чувствовал во время рисования?
-Вспоминал ли ты историю про Арчика? Что запомнилось больше всего? Что понравилось?
-Кому ты хочешь показать свой рисунок?
-Кому расскажешь сказку про Арчика?
-Когда вы рисовали, звучала музыка, как она действовала на тебя?
-Какое настроение у твоего рисунка?
-Нравится ли тебе твой рисунок? После завершения всех рисунков дети отвечают на вопросы:
Интерес, (усталость)
Понравилось, что он перестал сердиться и злиться. Фея понравилась…
Хочу показать маме и папе, брату…
Расскажу сказку воспитателю и маме…
Музыка успокаивала, музыка мне нравилась.
Настроение весёлое, бодрое…
Да, мне нравится мой рисунок.
Мне тоже понравились ваши рисунки, спасибо! А вам какой рисунок еще понравился?
Задаю уточняющие вопросы: чем понравился? (цветом, настроением)
Отдельно отмечаю (для себя тот факт, что кто-то из детей выбрал раскраску, а кто-то сам нарисовал чайник. Выясняю причину – это неуверенность в рисовании или какая-то другая причина)
Дети отвечают, чей рисунок понравился и чем.
А еще настроение можно изменить, слушая музыку.
Музыка бывает быстрой. Ритмичной, энергичной. И тогда настроение тоже становится весёлым и жизнерадостным.
А еще музыка бывает тихой и спокойной, и тогда настроение становится тоже тихим и спокойным.
Какую мелодию вы хотели бы послушать сейчас?
Использование элементов цветотерапии.
Если дети выбирают динамичную музыку, то ставлю видеоролик с быстрой мелодией (2-3-минутное видео из цветотерапии)
Если дети выбирают спокойную музыку, то ставлю видеоролик со спокойной релаксационной мелодией (2-3-минутное видео из цветотерапии)
Если у детей мнения разделились, то по очереди ставлю сначала быструю, потом медленную музыку.
Под быструю музыку предлагаю подвигаться, как они захотят. Под медленную покружиться, посидеть или, по желанию, полежать на коврике.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/ примечание
Дети, наша с вами встреча подходит к концу. Время заканчивается. Как у вас настроение? Дети отвечают.
Хорошее, радостное….
грустное, потому что мы расстаемся.
Мы сегодня говорили о том, как по- разному можно выразить свое настроение, как по-разному о нем рассказать. Что вы запомнили? Можно выразить настроение цветом.
Можно выразить настроение рисунком.
Можно выразить настроение руками.
Как хотели бы показать свое настроение в конце нашей встречи?
Цветом. Я выбираю красный цвет.
Я задаю уточняющий вопрос, почему этот цвет. Красный – потому что мне хорошо и весело. Или желтый – потому что занятие заканчивается, и я поэтому грущу… и т. д.
А еще как хотели бы показать свое настроение в конце нашей встречи?
Руками.
Дети показывают руками своё настроение.
А давайте все вместе похлопаем, как на концерте или на выступлении известного человека. И так выразим друг другу поддержку и скажем спасибо. Не взять с собой забудьте свои замечательные рисунки!
И я с вами апплодирую.
И говорю вам спасибо! Дети хлопают в ладоши.
Дети прощаются и говорят:
«До свидания»
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку образовательной деятельности по теме:
«Про Арчика и его злость» педагога-психолога Витковой Т. А.
Занятие методически построено правильно, чётко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализуются на протяжении всего занятия.
Начало занятия предполагает организацию детей, снятие психологических зажимов и барьеров, вызывает интерес к предстоящей деятельности. Содержание занятия оптимально по времени, плотно, познавательно и доступно. Поэтапная смена видов деятельности позволяет на протяжении всего занятия сохранять познавательную, физическую и эмоциональную активность детей. Интеграция различных методов обучения, коррекции психологических состояний повышать интерес и работоспособность детей. В процессе были задействованы все органы чувств: зрение, слух, тактильные анализаторы. Для детей использовалась красивая музыка, видеоряд, метафоры, сравнения, в результате чего у детей развиваются способности к образному мышлению.
Под умелым руководством педагога-психолога дети с легкостью справляются с поставленными задачами, учатся общаться, рассуждать.
Речь педагога-психолога грамотная, эмоциональная. Стиль общения с детьми доброжелательный, учитывает особенности каждого ребенка в зависимости от его психолого-физиологического и индивидуального развития. Татьяна Анатольевна уместно использует приемы поощрения, ободрение.
Занятие способствует развитию таких качеств личности детей, как коммуникативность, креативность, самостоятельность, умение анализировать, рефлексировать, справляться со своими эмоциональными переживаниями.
Анализ представленной разработки занятия показал, что материал разработан с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и может быть использован для организации подгрупповых занятий.
Заведующий
МБДОУ №11 «Родничок» г. Тихорецка О. А. Савосько