Тамила Каримова
Консультация для логопедов «Причины нарушения речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Причины речевых нарушений.
Свою работу я начала с определения понятий.
РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком. Речь выполняет ряд функций:
* обозначения (каждое слово, предложение имеют определенное содержание);
* сообщения (передача сведений, знаний, опыта); выражения (обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений);
* воздействия (побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов)
Публикация «Консультация для логопедов „Причины нарушения речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.
Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида.
Существуют признаки нарушения речи :
1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;
4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;
5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба, не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа?");
7 -го мес. не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных звукосочетаний и слогов;
10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прощания;
12-го мес. не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
15-го мес. не может адекватно употреблять слова "мама" и "папа";
20-го мес. не может произнести 6 осмысленных слов;
20-го мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
29-го мес. не понимает разницу между словами "большой" и "маленький";
36-го мес. не может показать, какая линия из 3 самая длинная;
37-го мес. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
Л. Парамонова выделяет следующие причины речевых нарушений :
"1. Патогенные факторы раннего периода развития.
Что касается предшествующих наступлению беременности обстоятельств жизни будущих родителей, то особую опасность здесь представляют следующие:
• вредные профессиональные условия, действующие очень массированно или в течение продолжительного времени (наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенных вибрационных нагрузок и т. п.);
• наркомания;
• алкоголизм и курение;
• искусственное прерывание предшествующих беременностей;
• другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно-психическому истощению будущих родителей.
• токсикозы первой или второй половины беременности;
• острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность, эндокринные расстройства и т. п.);
• резус-конфликт;
• падения и ушибы (особенно в области живота) матери во время беременности;
• вредные профессиональные условия, продолжающие действовать и во время уже наступившей беременности (помимо факторов, отмеченных выше, для будущей матери в этот период недопустимы также тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену);
• курение матери во время беременности и употребление ею алкогольных напитков;
• стрессовые ситуации, связанные, например, с распадом семьи, смертью близких родственников и т. п. ;
• не доведенные до конца попытки прерывания данной беременности, неизбежно нарушающие весь дальнейший ход нормального внутриутробного развития плода.
В период раннего развития ребенка на формировании его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства:
• травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга;
• воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит);
• недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха;
• применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия;
• приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания ребенком пальца и т. п.);
• дефекты речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.
Часть из названных здесь неблагоприятных факторов может приводить к органическому повреждению речевого аппарата ребенка в его центральном или периферическом отделах, а часть – лишь к нарушению его нормального функционирования. С учетом этого обстоятельства и проводится классификация причин речевой патологии, о которой кратко сказано ниже.
2. Органические и функциональные причины
Все причины речевых нарушений принято делить на две большие группы – органические и функциональные.
К органическим относятся те причины, действие которых может приводить к нарушению анатомического строения речевого аппарата в его периферическом или центральном отделах. В частности, к органическим повреждениям речевых отделов головного мозга может приводить нарушение нормальных условий внутриутробного развития плода, некоторые виды механической помощи при родах, состояние длительной асфиксии новорожденного и т. п. Аномалии в строении периферического отдела речевого аппарата могут быть обусловлены наследственно или явиться результатом неблагоприятного протекания беременности (лицевой скелет закладывается на втором– третьем ее месяце, а также могут быть приобретены уже после рождения ребенка.
К функциональным причинам принято относить такие, действие которых не приводит к изменению самого строения речевого аппарата, а лишь нарушает его нормальную работу (функцию). В роли таких причин могут выступать разного рода стрессовые ситуации, частые и длительные заболевания ребенка в раннем возрасте, истощающим образом действующие на его нервную систему и организм в целом, неправильные приемы перевоспитания левшей (сама целесообразность такого перевоспитания теперь большинством специалистов отрицается, неблагоприятное в речевом отношении социальное окружение и т. п.
Очень важно одно обстоятельство,которое заставляет ни в коем случае не медлить с оказанием ребенку своевременной коррекционной помощи. Дело в том, что наличие органических нарушений в одном отделе речевого аппарата с неизбежностью влечет за собой возникновение вторичных функциональных нарушений в других его отделах. Например, органические нарушения в строении артикуляторного аппарата непосредственно обусловливают лишь появление у ребенка дефектов звукопроизношения. Однако постоянное восприятие им на слух неправильно им же самим произносимых звуков приводит к вторичному функциональному нарушению в работе речеслухового анализатора – ребенок начинает воспринимать дефектное звучание звуков как нормальное (как бы прислушивается к этому звучанию). А если ребенок при этом полностью заменяет один звук речи на другой (говорит, например, «сарф» вместо «шарф», то с началом обучения его грамоте почти неизбежно появится еще и «третичное» нарушение – однотипные буквенные замены на письме. В результате этого вместо одного речевого расстройства придется преодолевать уже целых три.
3. Социальные причины как разновидность функциональных
Обидно, когда ребенок приобретает речевые дефекты исключительно по вине окружающих его взрослых людей.
Родителям очень важно учитывать, что речь усваивается ребенком благодаря подражанию, поэтому в лучшем случае он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит от окружающих его людей. Это значит, что ему необходимо обеспечить правильный образец для подражания, на который он мог бы с самого начала равняться. Откуда ребенку знать, как нужно говорить? Он смотрит на взрослых, вслушивается и «всматривается» в их речь и пытается в меру своих возрастных и других возможностей ей подражать, постепенно все более и более приближаясь к предлагаемому образцу.
Неблагоприятное влияние на развивающуюся речь детей оказывает и такой нередко встречающийся в нашей жизни социальный фактор, как «двуязычие». В этих случаях ребенок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя. Вряд ли нужно объяснять, что это существенно затрудняет для него овладение полноценной речью на «основном» языке.
Особенно неразумным представляются нам сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей. Это тоже один из видов неблагоприятного социального воздействия, оказываемого на ребенка по доброй воле родителей, но с нисколько не меньшими от этого отрицательными последствиями. Здесь ребенок лишается даже необходимого стимула для совершенствования своей речи, поскольку взрослые и без того выражают полнейший восторг в отношении ее качества.
Обидно, когда в силу рассмотренных здесь неблагоприятных социальных воздействий дефекты речи появляются даже у детей с нормально устроенным речевым аппаратом, но совершенно катастрофическими последствиями оборачивается это для ребенка, имеющего неполноценный в том или ином отношении речевой аппарат, что должны хорошо понимать и учитывать родители.
Существует классификация речевых нарушений :
- клинико-педагогическая
(нарушение устной и нарушение письменной речи)
- психолого-педагогическая
(нарушение средств общения и нарушение в применении средств общения)
нарушения уст. р: нарушения письм. р:
- дисфония (афония) - дислексия (алексия)
- тахилалия - дисграфия (аграфия)
-брадилалия
-заикание
-дислалия
-ринолалия
-дизартрия (анартрия)
-алалия
- афазия.
Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Вообще, речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.
Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии, что необходимо принимать во внимание родителям.