Оксана Мернова
Конспект занятия с элементами квест-игры по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста очень актуальна.
Публикация «Конспект занятия с элементами квест-игры по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – важный этап в развитии ребёнка. Именно в этот промежуток времени ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Действительно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир.
Только в дошкольном возрасте образовывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его различии. У ребенка возникают основы отношения к себе, к близким людям и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания усиливаются и расширяются понятия о родных людях в семье, развиваются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
В конечном итоге ребенок начинает поступать не потому, что хочет заслужить похвалу со стороны взрослого, а потому, что считает важным применения нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Передо мной возник вопрос: «Как привить современным дошкольникам духовно-нравственные ценности?».
Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест-игра. Ее основу составляют задания, для выполнения которых необходимо что-то разыскать, кому-то помочь (предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше.
В ходе наблюдений за детьми, я заметила что у дошкольников большой восторг и радость вызывают квест- игры, после участии в которых, дети активно обсуждают игру, задания. Готовность участвовать, играть со своими сверстниками, подтолкнуло меня на мысль — привлечь детей к квест-игре «Уроки доброты». Во первых- игра как известно всегда доставляет детям большое удовольствие и вызывает положительные эмоции на долгое время.
Во – вторых – это не простая игра, а «игра с секретом», поэтому она притягивает и собирает вокруг себя детвору.
Основные задания квест-игры – это головоломки и задачи, требующие от детей сообразительности и скорости принятия решения. Квест-игра состоит из трех важных этапов: получение задания, его выполнение, награждение. В основу данной разработки легла идея о том, что наполнение квест-игры духовно-нравственным содержанием. Целью этого квеста стало обобщение представлений ребят о доброте, как о ценном качестве человека, развитие взаимопомощи. Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания ребёнка является театрализованная игра, которая представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Так же в квесте я использую и театрализованные игры. Которые пользуются у детей особой любовью. Дети с удовольствием включаются в игру, отвечая на вопросы кукол, выполняя их просьбы, давая советы перевоплощаться в какой-либо образ.
Хочется не просто рассказать и обучить детей моральным нормам и духовно-нравственным представлениям, хочется, чтобы дети сами хотели понять, что такое хорошо, а что такое плохо, с желанием помогали своим сверстникам и близким.
Основная часть
Конспект занятия в форме квест- игры в старшей группе с детьми с ТНР «Уроки Доброты»
Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через квест технологию.
Задачи: Образовательные: закреплять представления детей о доброте и её значении, добрых поступках, о дружбе между людьми; способствовать использованию в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни.
Развивающие: развивать чуткое и внимательное отношение друг к другу, учить замечать отношение другого человека, уметь слушать своих товарищей; развивать творческое мышление, дать возможность каждому ребенку свободно выражать свою точку зрения и уметь объяснить её.
Воспитательные : совершенствовать межличностные аспекты взаимоотношений между детьми.
Коррекционные: Формировать умение отвечать полным ответом, соблюдая правила последовательности в предложениях.
Оборудование: Презентация, стебель, коробка, лепестки с буквами, шкатулка, картинки героев сказок, веселая рожица, бумажные детали, цветик-семицветик, медали солнышко.
Ход занятия:
Потребностно-мотивационный этап:
Методы и приё мы: словестные (беседа, решение проблемной ситуации); наглядные (дидактическая игра); игровые
Дети входят в зал под музыку. Становятся в круг.
Логопед:
Ребята, давайте закроем глаза и вспомним, кого мы сегодня обидели, сказали грубое слово и мысленно попросим прощения. Откроем глазки, улыбнемся.
Мы сегодня в зале не одни, у нас хорошие настроение, радостное, давайте и нашим гостям подарим лучик радости и добра и улыбнемся им.
Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?
Ответы детей: Да! Конечно!
Логопед: Ну, тогда смотрите! (открывает коробку и показывает стебель без лепестков) как же так! Где же все лепестки? (На телефон приходит сообщение)
Логопед: Вот это да! Сюрпризы не закончились! (Читает сообщение детям)
"Дорогие, ребята! Я фея из сказок Я знаю, что вы очень любите сказки. Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки волшебного цветика – семицветика и мои жители теперь не могут найти дорогу домой. Помогите нам найти лепестки. Чтобы жители вернулись домой. Если вы согласны помочь, то подсказки в виде ключей будут на волшебной карте с картинками.
Расставьте подсказки в той последовательности как в сказке. Они помогут
найти вам 7лепестков. Если вы все сделаете правильно, то соберете все 7
лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик –семицветик.
С благодарностью Фея Королевства Сказок"
Логопед: Поможем Фее Сказок?
Дети: Да
Практический этап
Методы и приё мы: словестные (состовление предложений)
Логопед: Тогда давайте посмотрим на карту Как вы думаете, куда мы отправимся сначала?
Дети: В Булочную!
Логопед: Верно! К первому ключику. Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы закончите, хором дружно
отвечайте.
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
• Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
• Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
• Если друг попал в беду (помоги ему)
• Решай споры словами, (а не кулаками)
Логопед: Давайте с вами никогда не будем забывать добрые, вежливые слова.
Будем всегда говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко.
Улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
(Под стулом приклеен лепесток с буквой "Д")
Логопед: Посмотрите на карту. Куда мы отправимся теперь?
Дети: Домой к девочке Жене. (Дети идут к столу с шкатулкой)
Логопед: Сейчас нам нужно выбрать хорошие поступки. (Воспитатель с детьми обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ).
Дети:Создают «Дерева Добра». (Под шкатулкой находится лепесток с буквой "О"). Дети его находят букву и ставят на мольберт
Логопед: К какому ключу мы держим путь?
Дети: На Северный полюс.
Игра: «Назови ласково». Да, ласковое, доброе слово всегда душу согревает. Сыграем в игру "Ласковое слово". Логопед называет слова, например: "Солнце",а дети ласково "Солнышко" -Птица, гриб, сказка, нога, ребенок, ручей, кольцо
Логопед: Молодцы, вам понравились ласковые слова?
Дети: Да
А где спрятан лепесток? (Находят лепесток с буквой "Б" и ставят на мольберт
Логопед: Я думаю нам к белому медведю.
Дети: Да.
Логопед: Посмотрим, какое задание нас здесь ждет. "Угадай, что нарисовано на картинке" Дети обводят картинки, рассказывая какое животное. Дети прикрепляют
букву «Р» на мольберт. Куда нам теперь?
Дети: К игрушкам! Смотрите сколько игрушек, а среди них сундучок. Посмотрим, что в нем. (Отгадывание загадок).
(Дети находят лепесток с буквой "О" под игрушками и прикрепляют букву на мольберт) Отгадки загадок герои сказки «Под Грибом».
Логопед: Дети, а из какой сказки все эти герои. А давайте поиграем в сказку?
Театрализованная деятельность сказки «Под Грибом». (лепесток с буквой «Т»)
Результативный этап.
Логопед: Отправляемся дальше. Посмотрите ребята, здесь какие-то бумажные детали. Попробуем их собрать?
(Дети складывают веселую рожицу)
Как вы думаете, почему вы справились с заданием?
Д: Потому что все мы были вместе.
В: Да, и человечек вам улыбается.
(Дети находят лепесток с буквой "А" и крепят на мольберт). Составляют слово
"Доброта" Мы правильно справились с заданиями: собрали все лепестки и составили
слово "Доброта"
Рефлексия.
Методы и приё мы: словестные (отвечают на вопрос).
Ребята, по какой сказки мы путешествовали? Какие поступки мы совершали? -Что такое добро? Вы были молодцы, давайте оставаться всегда такими добрыми, совершать только хорошие поступки.
И чтобы зло не пробралась в наши сердца. Королева Фей
Сказок приготовила вам сюрприз. (раздаются медальки солнышко).
Заключение:
У детей в процессе квест-игры появилось желание совершать добрые поступки. Это способствовало созданию дружеской и доброжелательной атмосферы в группе и семье, использованию в речи вежливых слов. В конечном итоге ребенок начинает поступать не потому, что хочет заслужить похвалу со стороны взрослого, а потому, что считает важным применения нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
Таким образом, детские "квесты" помогают формировать главные составляющие качества личности ребенка: быть добрым, искреннем, открытым, милосердным, ответственным, порядочным, уважительным по отношению к себе, своей семье и окружающему миру.
Список Литературы:
1. Аксенова, А. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе
театральной деятельности / А. И. Аксенова, С. И. Семенака // Начальная школа
плюс до и после. 2020 № 5 С. 41-45.
2. Антипина, Е. «Крылатый, Мохнатая да Масленый» : сценарий по одноимен-
ной русской народной сказке / Е. Антипина // Дошкольное воспитание. 2019
№ 8 С. 65-68 : ил.
3. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 2022. - № 3.
4. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб. : КАРО, 2020. - 78 с.
5. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2020. - №2.
6. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М., 2020. - 235 с.
7. Ерофеева Т. И., Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 2019.
8. Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2020. - 177 с.
9. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 2020.
10. Заворыгина Е. К. Особенности воображения детей в игре // Дошкольное воспитание. - 2020. -№12.
11. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л. Д. Короткова. – М. : Перспектива, 2019. – 136 c.
12. Князева, Л. П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Учебное пособие для спецкурса/Л. П. Князева. -М. :Инфра,2019.-111с.
13. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений/М. Д. Маханева. – М