ирина дерябина
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Осенние деревья»
▼ Скачать
Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе.
Осенние деревья.
Программные задачи:
Обучающие:
1. Продолжать учить детей изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли, располагая их ближе и дальше.
2. Учить использовать разнообразные краски при изображении осенней листвы.
3. продолжать формировать навыки рисования концом кисти тонких линий (веток)
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе „Осенние деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
4. Учить детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени в ясный день : яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад;
5. Учить детей оценивать работы сверстников, выделяя в них наиболее интересные изобразительные решения; высказывать эстетические оценки и суждения.
Развивающие:
1. Формировать навыки использования рациональных приёмов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветки деревьев, потом листву на всех деревьях, навыки технических приёмов (рисование всей кистью, концом, вертикальными мазками и др.);
2. Закреплять умения и навыки работы с гуашью и кисточкой;
3. Развивать художественно- эстетические чувства и творческие способности.
Воспитательные:
1. Прививать у детей любовь к природе и умение видеть, переживать всю её красоту;
2. Приучать к аккуратности при выполнении работы и умению следить за порядком на своём рабочем месте.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за изменениями в природе;
2. Беседа на тему: «Осень»; «деревья в лесу»
3. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»;
4. Чтение стихотворений об осени.
З. Федоровской «Осень на опушке ; краски разводила…»;
7. Рисование на тему : «Осеннее дерево».
8. Подготовка фона на альбомных листах детей к занятию.
Словарная работа:
1. Закрепить понятия и пополнить словарный запас детей словами: погода, осень, «Золотая осень», «Осенний (красивый) ковёр», яркая листва, листопад;
2. Закрепить прилагательные, обозначающие признаки предметов, образование качественных прилагательных: красный, жёлтый, тёмно-жёлтый, оранжевый, голубое, ясный, осенний, солнечная, ветреная, дождливая, сырая, «голые», высокие, короткие, низкие, золотая.
3. Упражнять в образовании мн. числа глаголов, существительных и прилагательных: наступили осенние дни; на деревьях жёлтые листья, стоят голые деревья, улетают птичьи стаи.
4. Упражнять в поиске соответствующих понятий, выраженные глаголом и закреплять их в речи детей: желтеют, краснеют, опадают, вянут, летят, устилают, кружатся, сыплются.
Демонстрационный материал:
Письмо от детей Антарктиды, изображения деревьев, нарисованных далеко и близко, фрагменты деревьев для Д/И. Магнитофон с записями звуков природы, лирической музыки.
Практический материал:
У каждого ребёнка альбомный лист с заранее закрашенным голубым цветом листа (небо) и нарисованной широкой полосой земли, (дети накануне занятия закрасили акварелью, краски акварель, баночки с чистой водой, мягкие кисточки, салфетки.
Ход анятия.
Воспитатель – Ребята, в нашу группу пришло письмо с Далекого Северного полюса.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети из детского сада «Льдинка». Мы живем в Антарктиде. У нас очень холодно, круглый год наша земля покрыта снегами, поэтому у нас нет ни каких растений. Мы слышали, что у вас очень красивые леса, в которых растут деревья, а осенью они покрываются золотой листвой. Расскажите нам о деревьях, мы ведь никогда их не видели и о вашей осени. Будем ждать ответа!»
Ну что, ребята, расскажем о нашей осени?
Чем осень отличается от других времен года?
Покажем красоту деревьев?
Воспитатель: Я сейчас вам покажу рисунок дерев и немного о нем расскажу, как дети с далекой Антарктиды представляют его себе. В рассказе будут ошибки. Кто заметит ошибку должен говорить «нет».
Рассказ: «На поляне выросли летние деревя. (нет) А какие? Почему? Его стволы толще веток. Вверху ветки длиннее, чем внизу? (Нет) А какие ветки вверху и какие внизу? От веток отходят тонкие сучки, они очень длинные. (Нет) А какие они? Листья на деревьях желтые, оранжевые, красные и синие листья. (Нет) А какие они? Вдалеке нарисовано высокое дерево, а в близи низкое, (нет)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы заметили все ошибки в рассказе. Вижу вы хорошо знаете строение дерева. А сейчас я вам предлагаю немного поиграть.
«Д/и «Расположи деревья на мольберте»
Воспитатель: У меня на столе разложены части дерева. Я попрошу вас разместить на мольберте, будьте внимательны, свой выбор расскажите. Здесь детали не от одного дерева. (Предлагается выложить большое дерево, близко расположенное и маленькое – далеко)
С какого мы начнем с вами дерева? Я предлагая разместить вам сначала большое. Где оно будет расположено? (близко) Почему? (оно высокое и расположено в близки). С чего мы начнем выкладывать дерево (ствол, а том (ветки) и в самом конце – сучки. (Дети берут части дерева и выкладывают его на мольберте). Затем дети выкладывают низкое дерево, которое расположено далеко. (предложить детям рассказать почему они так расположили деревья)
Воспитатель: Молодцы вы все правильно рассказали. А теперь я предлагаю вам пройти к своим рабочим местам и нарисовать самим осенние деревья, расположенные в разных местах на земле, ближе и дальше.
Перед началом работы предлагаю вам немного размяться.
Физминутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Инструктаж:
Сядьте ровно, придвиньте стулья к столу, спина плотно прижата к спинке стула, ноги стоят на полу, спина прямая. Придвиньте к себе листы бумаги. На листах у вас уже есть голубое небо и широкая полоса земли. На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – одни ближе, другие дальше. Если дерево близко, покажите, где вы его нарисуете? (Дети показывают). Какие будут деревья?
Дети: Высокие, крупные, большие, длинные.
Воспитатель: А если дальше? Как они будут выглядеть?
Дети: Маленькие, низкие, короткие.
Воспитатель: Как мы будем рисовать ствол? Какая кисточка нам понадобиться? (ответы детей)
Воспитатель: Да ребята правильно. Чтобы нарисовать ствол нам понадобиться толстая кисть, набираем краску на кисть счищаем излишки краски о баночку, тем самым заостряя кончик кисти. Ствол мы рисуем сверху вниз, острым концом кисти мы рисуем тоненький ствол постепенно нажимая на нее, чтоб ствол стал широким к низу.
Воспитатель: А какая кисточка нам понадобиться, чтобы нарисовать ветки. (Тоненька) Веточки на дереве рисуем тонкой кистью, они тянуться к солнцу.
Воспитатель: какую краску берём чтобы нарисовать дерево?
Дети: коричневую.
Входе работы воспитатель предлагает нарисовать стволы толстой кистью, расположив одно дерево близко, а другое далеко. Затем тонкой кистью нарисовать ветки и сучку у деревьев. Только потом, промыв кисть и вытереть ее о салфетку, приступать к рисованию листьев. Это избавит от лишнего промывания кисти.
Воспитатель: когда будем рисовать листья, кисть прикладываем всем ворсом. Какую краску берём, чтобы нарисовать листья?
Дети: жёлтые, оранжевые, красные.
Воспитатель: Постарайтесь нарисовать так, чтобы всем ребятам хотелось увидеть, то что увидели вы.
Перед работой мы разомнем наши глазки.
Гимнастика для глаз. «Осенний лес».
Вот стоит осенний лес! (круговые движения глазами).
В нем много сказок и чудес! (движения глазами влево – вправо.)
Слева – сосны, справа – дуб, (движения глазами вверх– вниз.)
Дятел сверху, тук да тук. (движения глазами по тексту).
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
Включаем спокойную лирическую музыку. Дети приступают к рисованию. В процессе работы воспитатель побуждает детей к использованию разных красок для изображения осенней листвы. Напоминает о рациональных приёмах при изображении деревьев. Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве. Тем, кто раньше справиться с заданием, можно посоветовать нарисовать дорожки в парке, скамейки и др.
В конце занятия воспитатель помещает рисунки детей на стол и спрашивает:
- Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что это осень?
Дети: На рисунках много жёлтого, красного и оранжевого цвета. Они не только на деревьях, но и на земле.
Воспитатель: Какой осенний день нарисован – ясный или пасмурный? Как об этом можно узнать по вашим рисункам?
Дети: Ясный день, потому что голубое небо, яркая листва, светит солнце.
Воспитатель: Как можно назвать осень в ярких, жёлтых тонах?
Дети: Золотая осень!
Воспитатель подтверждает высказывания детей, что в их рисунках больше всего жёлтых, оранжевых красок, которые напоминают цвет золота.
Воспитатель: Ребята а давайте мы наши работы, с изображением деревьев, отправим ребятам в детский сад «Льдинка» пусть они посмотрят как выглядят наши деревья осень? (благодарит всех за хорошую работу)