Наталья Николаевна Табуренко
Использование интеллект-карт в образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка»
г. Новоульяновск
Методическая разработка
«Использование интеллект - карт в образовательной деятельности в ДОУ»
Разработали:
Воспитатель
Педагог -психолог
Табуренко Н. Н.
2019-2020 уч. г.
Время информационных технологий, в котором мы живем, вынуждает нас педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое, что является требованием ФГОС ДО. Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого. Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы.
Публикация «Использование интеллект-карт в образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Поиск форм такого обучения, привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным и наглядным и практическим, таким требованием и отвечает метод использования интеллектуальных карт.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, развивается творческое мышление. Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллект-карта, позволяет выделять, обобщать и систематизировать главное, развивает память, мышление, воображение, способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации, позволяет получать, обобщать и проверять знания.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.
Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Интеллект – карт используются для развития :
- Активности
- Любознательности
- Овладение средством общения
- Овладение способами взаимодействия
Интеллект – карты позволяют развивать сразу два полушария головного мозга. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для детей легкими и увлекательными. Техника карт помогает не только организовывать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить ее.
Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга. Своевременность. ИК помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
Творчество. ИК стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач.
Возможность пересмотра. Ик побуждает к новым мыслям, новым идеям, а использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом :
1 направление – Сбор материала
2 направление – Закрепление и обобщение материала
3 направление - Развитие связной речи. Составление рассказов
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Для создания карт используются схема с карманами разного цвета, карточки различных предметов.
• Схема интеллект – карт состоит из пяти карманов разного цвета.
• Главная идея содержится в центре схемы (карман в середине схемы). Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• В каждый ключевой момент (карманы, которые отходят от центра) раскладывают соответствующие картинки одной классификации.
• Каждая мысль может добавляться с использованием картинок, ассоциаций о каждом слове.
• В процессе моделирования составляются простые предложения, которые объединяются в устные рассказы.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
Обозначается тема (инструменты, домашние животные, транспорт и. т. п)
Дети раскладывают картинки в цветные карманы по существенным признакам (например, домашние животные можно разделить на дающих молоко, шерсть, парно - копытных и т. д.)
К каждому существительному подбираются слова-признаки и составляются простые предложения.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.
Мы начали составлять интеллект – карты в старшей группе. Вначале составляли небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В дальнейшем, ребята будут составлять более сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, и т. д.
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
Использование ик позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи:
- Повысить мотивацию, качество знаний,
- Развить коммуникативные и творческие способности;
- Скорректировать знания;
- Активизировать самостоятельную деятельность;
Применение интеллект-карт в речевом развитии по направлениям
1. Сбор материала о предмете или объекте
(создание ик в ходе обсуждения предмета или темы, выполняя данное задание, пополняется активный или пассивный словарь, развивается процесс мышления)
2. Закрепление и обобщение материала (т. е создание обобщений ик может быть итоговой работой по изучению темы). Выполняя данное задание, дети развивают умение выделять главную мысль, запоминают изученное или выявляют новый уровень знаний.
3. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по ик. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными в разговоре.
Алгоритм для создания интеллект-карт
Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Составлять их может как взрослый, так и ребенок. Например, нужно дать детям знания по теме «транспорт». Сначала спрашиваем, что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ. Составление интеллект – карты начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, Дальше задаем вопрос «Какие ассоциации у Вас вызывает слово транспорт?» От центрального образа раскладываем карточки в цветные карманы, которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем и составляем простые предложения, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. Такие рассказы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми -это поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект – карты.
Применение и составление ик проходило поэтапно.
Сначала детям был предложен образец составленной нами ик. По этой карте воспитатели сами составили рассказ. Затем предложили детям составить предложения по каждому цветному карману карты. Затем дети составили самостоятельно рассказ по всей карте. Составлять самостоятельно ик дети стали не большие по содержанию, которые отражают одну тему, имеющие только классификацию по каким либо направлениям. Постепенно ребята стали сооружать боле сложные и обобщенные ик.
Семья является основным источником воспитания и обучения ребенка, поэтому к знакомству с составлением, а также со способами применения ик мы будем приобщать родителей к созданию интеллект-карт. Это принесет свои результаты: родители с детьми вместе станут сооружать и потом презентовать интересные интеллект-карты.
Опыт проведения занятий с использованием ик показал, что они помогают развитию детей в достижении результатов соответствующих данному методу.
Результативность использования ик мы видим в следующем, что применение ик в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС использование ик позволяет осуществлять интеграцию областей : коммуникация, познание и социализация. Метод является очень эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя. В результате применения ик ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Использование метода ик позволило реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность.
На наш взгляд, метод применения ик является достаточно результативным и мы думаем, что эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.