Арина Головина
Использование дизайн-занятий для сенсорного развития детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Целью данной методической разработки является – сенсорное развитие детей дошкольного возраста средствами дизайн-технологий.
Термин «сенсорное развитие», описывает сложный процесс, включающий в себя, во-первых, обогащение чувственного познания, а именно: ощущения, восприятия и представления, во-вторых, формирование сенсорных эталонов зрительных, слуховых и тактильных, в-третьих, формирование перцептивных действий, таких, как действия рассматривания и ощупывания.
Публикация «Использование дизайн-занятий для сенсорного развития детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Восприятие человека происходит через сенсорные каналы: визуальный, кинестетический и аудиальный. Но у каждого человека существует ведущий канал восприятия, который также называется ведущей модальностью. Для формирования целостного образа восприятия необходимо использование всех трех анализаторов, также это называют полимодальностью восприятия.
Особое значение для сенсорного развития имеют продуктивные виды деятельности – аппликация, рисование, конструирование. Осязательный канал развивается в процессе тактильного обследования, игр с различными материалами, а также во время лепки, рисования, ручного труда. Слуховое развитие происходит в процессе речевого общения, прослушивании разнообразных звуков, а так же в прослушивания музыкальных произведений.
Таким образом, дизайн-деятельность играет большую роль для сенсорного развития ребенка, особенно для ребенка с нарушенным зрением, так как в процессе дизайн-деятельности у ребенка развиваются основные каналы восприятия. Продуктивные виды деятельности положительно воздействуют на зрительный канал, так как дети закрепляют представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины. Значение для осязательного канала так же велико. Во время работы с разными материалами, дети знакомятся со свойствами этих материалов. Работая с клеем, красками, карандашами, происходит развитие графико-моторной координации. Занимаясь дизайн-деятельностью, дети развивают мелкую моторику. Чтобы ребенку понять, как выполнить задание, ему необходимо прослушать инструкцию, таким образом, это способствует развитию аудиального канала.
Но, поскольку, у детей с нарушением зрения больше всего страдает формирование предметных представлений, то дизайн-деятельность решает эту задачу. Детям, чтобы изобразить, вылепить или сконструировать предмет, необходимо исследовать его. Во время исследования включаются все сенсорные каналы, и происходит развитие межанализаторных связей. Так как ребенок рассматривает его глазами, выделяя основные признаки предмета на основе сенсорных эталонов. Ощупывая предмет, ребенок знакомится с тактильными ощущениями, в этот момент у него развивается связь «глаз-рука».
Данная методическая разработка направлена на развитие трех каналов восприятия: зрения – так как этот канал нарушен, аудиального и кинестетического каналов – так как эти каналы несут на себе компенсаторную функцию. Методическая разработка включает в себя 12 занятий. Два из них осенью, восемь зимой и два весной. Во время занятий дети закрепляют признаки времен года.
Методическая разработка решает следующий ряд задач:
Задачи направленные на развитие визуального канала:
• Формирование предметных представлений.
• Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, как о признаках предмета.
• Развитие умения различать и подбирать цвет, соответствующий изображенным объектам.
• Обучение, составлению узора, соблюдая ритмическую последовательность в цвете.
• Формирование зрительно-поисковой деятельности на предметы окружающего мира.
• Обучение конструированию из двух и более геометрических форм различных предметов и построек (от простых форм к сложным).
Задачи направленные на развитие аудиального канала:
• Развитие восприятия устной речи.
• Развитие умения понимать простые команды.
• Обогащение активного словаря ребенка (гладкий, глухой звук, фрукты).
• Развитие умения воспринимать на слух обращенную речь.
• Ознакомление детей с разной музыкой.
• Обогащение словаря детей.
• Улучшение коммуникативных способностей детей.
• Совершенствование чувства ритма, музыкальности.
Задачи направленные на развитие тактильного канала:
• Формирование правильного обследования предмета.
• Ознакомление с различными материалами.
• Развитие умения выделять тактильные характеристики предмета.
• Учить детей определять предмет по тактильным ощущениям.
• Обучение обозначению тактильной характеристики предмета точным словом.
• Развитие мелкой моторики.
• Обучение обследованию предметов на полисенсорной основе.
Рекомендации по использованию методической разработки:
Но сенсорное развитие дошкольников при нарушенном зрении во время дизайн-деятельности, будет успешным при соблюдении рекомендаций, связанных с учетом особенностей зрительной патологии детей, особенностей сенсорного развития детей, а также важно учитывать ведущую модальность каждого ребенка. Во-первых, при организации дизайн-деятельности дошкольников с нарушениями зрения необходимо соблюдать офтальмо-гигиенические требования.
На занятии при рассадке детей учитывать окклюзию, со сходящимся косоглазием ребенка сажать в сторону заклеенного глаза, а с расходящимся косоглазием в сторону, противоположную заклеенному глазу.
Кабинет, в котором занимаются дети, должен быть правильно освещенным, так чтобы свет падал с левой стороны. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
Клеенки или подкладки, которые кладут на стол, для продуктивной деятельности детей необходимо подбирать контрастного цвета.
Объект, который ребенок декорирует, должен быть доступен с учетом его зрительных возможностей.
Детям со сходящимся косоглазием давать выполнять задания вертикально, на подставке, а с расходящимся - горизонтально.
Во-вторых, поскольку дети с нарушенным зрением устают быстрее, необходимо чередовать работу зрительных и других анализаторов, соблюдая статико-динамический режим.
В детского саду для детей с нарушением зрения продолжительность занятий для младшей и средней групп – не более 15 минут, в старшей не более 25 минут, а в подготовительной – не более 30. Перерывы между занятиями – 10 минут. Во время занятий глаза у детей быстро устают, и поэтому нужно с ними проводить расслабляющие упражнения для глаз. Важно снимать напряжение не только с глаз, но и мышц шеи и спины. Для этого можно использовать зрительные гимнастики или физкультминутки.
Для снятия зрительного напряжения подходят зрительные гимнастики, минутки релаксации и пальминг.
Гимнастика для глаз является обязательной частью занятия для детей с нарушением зрения. Для младших дошкольников ее следует проводить на 7 — 10 минуте активной зрительной работы, для детей среднего и старшего дошкольного возраста на 13 — 18 минуте.
Поскольку, зрительные гимнастики бывают со стихами, то во время занятий дизайн-деятельностью можно использовать их для подержания интереса детей к декорируемому предмету.
Во время минуток релаксации дети могут закрыть глаза и прослушивать аудиозапись со звуками природы или с классической музыкой. При таком варианте отдыха у детей не только отдохнут глаза, но и будет происходить развитие аудиального канала восприятия.
При правильно подобранной динамической паузе развивается аудиальный и кинестетический каналы восприятия. В-третьих, перед проведением дизайн-деятельности, детям с нарушением зрения необходима предварительная работа, направленная на формирование предметных представлений.
Для того, чтобы у ребенка сформировался точный и полный образ предмета, необходимо использовать все анализаторы. При рассматривании предмета важно, чтобы педагог комментировал свои действия, а также задавал детям наводящие вопросы. Поскольку, осязательный канал восприятия выполняет у детей с нарушенным зрением компенсаторную функцию, необходимо давать детям тактильно исследовать объект. Во время полисенсорного обследования объекта, кроме развития анализаторов, происходит и развития межанализаторных связей, особенно актуальна для детей с нарушенным зрением связь «рука-глаз». Педагогу необходимо давать детям достаточно времени для рассматривания объекта, так как у детей из-за нарушенного зрения страдает скорость зрительного восприятия.
При демонстрации образца педагог должен находиться лицом к детям. Образец, который рассматривают дети, должен быть: крупный, точный по цвету, форме, приближенный к реальности или реальный предмет. Детям при изучении объектов можно использовать специальные приборы, такие, как лупы. Важно учитывать зрительный диагноз детей, ребят с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
Предмет необходимо рассматривать по алгоритму:
- сначала рассмотреть предмет целиком;
- затем выявить характерные для него признаки, к примеру, у зайца длинные уши;
- далее выделяются свойства и качества предмета на основе уже пройденных детьми сенсорных эталонов – анализ цвета, формы, величины, поверхности и т. д.
- и в конце рассматривается объект целиком, изучается соотношение частей предмета и их расположения.
При показе педагогом последовательности выполнения действий, ему необходимо подробно комментировать свои действия. Если педагог показывает, как нарисовать что-то, он должен использовать толстую кисть или толстый фломастер.
Таким образом, для сенсорного развития дошкольников, дизайн-деятельность является одним из эффективных средств, так как она развивает не только зрительный канал восприятия, но и кинестетический и аудиальный. А также, во время дизайн-деятельности, у детей развиваются межанализаторные связи. Но для целенаправленного развития сенсорных анализаторов и перецептивных действий необходимо выполнять офтальмо-гигиенические, статико-динамические рекомендации, а также проводить предварительную работу.
Пример использования дизайн-занятий для сенсорного развития детей с нарушением зрения
«Снегири»
1. Сюрпризный момент
Ребята, когда я шла в садик, я увидела птицу, она замерзла, и поэтому я решила ее взять с собой. Хотите узнать, что это за птица? Для этого вам нужно отгадать загадку:
Птички на деревья сели,
Посчитай-ка: раз, два, три.
На зимовку прилетели
С красной грудкой. (Снегири)
2. Рассматривание снегиря по алгоритму
Давайте с вами сядем за стол и рассмотрим снегиря.
Смотрите, у снегиря есть голова и туловище - Покажите, где у снегиря голова? - а какого цвета голова? (серого) - а что расположено на голове у снегиря (глаза, клюв)
- а где туловище у снегиря? – Смотрите, вот грудка, какого она цвета? (красного) - а есть у снегиря крылья? покажите мне их, какого они цвета?
- а что сзади расположено? (хвост) - какого он цвета? Какой красивый снегирь. Снегирь согрелся и хочет лететь на улицу. Но снегири не живут одни, они живут стаями. - Вы знаете, что такое стая? Стаи это как большие семьи птиц. Давайте с вами пойдем на улицу и поможем снегирю найти своих друзей.
3. Музыкально-ритмическое упражнение
Ребята, скажите, а какое сейчас время года (зима)
- а как нужно одеваться зимой? (тепло) - что обязательно нужно одевать? (сапоги, варежки, шубки) выходите, давайте будем одеваться и танцевать
1. Снег, снег, снег-снежок
Белые дорожки!
Мы наденем валенки,
Чтоб не замерзли ножки
2. Снег, снег, снег-снежок
Снег летит из тучки
Мы наденем варежки,
Чтоб не замерзли ручки
3. Снег, снег, снег-снежок
Белые метели
Чтобы не замерзнуть нам,
Шубки мы надели!
4. Снег, снег, снег-снежок
Раскраснелись лица
Мы попрыгаем немножко,
Будем веселиться.
(автор Юлия Селиверстова)
4. Дидактическая игра «Снежинки»
Вот мы с вами и на улице. Ребята, а какая у нас погода зимой? (холодно, идет снег) - А из чего состоит снег? (Из снежинок)
- смотрите и здесь у нас пошел снег, но не простой, а волшебный. Смотрите, какие большие снежинки, собирайте скорее снежинки. Когда вы нашли снежинки, положите их на полянку. Посмотрите, а у нас на полянке одинаковые снежинки или разные? - какого они цвета? (синего и голубого) - Правильно, тут разные снежинки, смотрите здесь есть более светлые и более темные снежинки. Я сейчас вам раздам снежинки, а вам нужно будет найти точно такие же на полянке.
5. Релаксация под аудиозапись «пение птиц»
Ребята, слышите, что это за звук? Это же птицы, давайте с вами послушаем, как птицы поют, ложитесь на полянку, и закройте глазки. Так поют снегири, вам понравилось?
6. Дизайн-деятельность «Снегирь»
Смотрите ребята, а вот и стая снегирей. Но пока наши птицы летели, они потеряли красные перышки с грудки, а я пока шла к вам их нашла. Но кроме красных перышек снегирей, я нашла еще другие перья. Какого цвета перышки мы возьмем для грудки снегиря? (красные) Вам нужно найти перья только красного цвета и украсить ими грудку.
7. Дидактическая игра «Посади птиц по инструкции»
Снегири обрадовались, и полетели на дерево. Слушайте внимательно, я вам расскажу на какую ветку сели ваши снегири.
- …. Сел на самую верхнюю ветку.
- … сел на самую нижнюю ветку
-. сел на свободную ветку справа
- … сел на свободную ветку слева
Ребята, а вы знаете, что зимой птицам не всегда есть, что кушать, поэтому для них нужно делать кормушки и кормить их. Вот смотрите, я сделала кормушку для птиц, и давайте туда посадим нашего снегиря.
8. Итог занятия
Ребята, смотрите, мы сегодня с вами нашли друзей снегирю, нашли одинаковые снежинки и украсили грудки снегирям. Вам понравилась наша прогулка? Но, нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся со снегирями, и пойдем в группу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безруких, M.M. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / M. М. Безруких. М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. - 193 с.
2. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей / Р. Буянова // Социальная работа. -2006. -№ 12-С. 31 -39.
3. Венгер, T.A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ JI.A. Венгер. М. : Просвещение, 1978. -140с.
4. Венгер. Л. А., Пилюгина, Э. Г., Венгер, Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. — М. : Просвещение, 1988. — 144 с.
5. Венгер. Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. 143с.
6.. Гладких, Л. П. Коррекционная работа на занятиях по рисованию с натуры в детских садах для детей с нарушениями зрения/ Л. П. Гладких, Л. И. Плак-сина // Дефектология -1988. - №2 - С. 66-69.
7. Голицына, Н. С., Скоролупова О. А., Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. - М., 2009. – 110 с.
8. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Уч. пособие / Г. Г. Григорьева. - М. : Академия, 1998. - 270 с.
9. Григорьева, JI. П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения / JI. П. Григорьева // Дефектология. 2000. - №2. - С. 92-96.
10. Григорян, Л. А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. Л. Григорян. – М. 1978.
11. Григорян, Л. А. Офтальмо-гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения / Л. А. Григорян // Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. - М. : 1995. - 81 с.
12. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ / Т. Н. Доронова. М. : 2006. - 192 с.
13. Дружинина, Л. А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. / Дружинина Л. А, Алекина Т. А., Шестакова И. А., Шержукова Н. Е. ; Челябинск: АЛИМ, Изд-во Марины Волковой, 2007. – 176с.
14.. Запорожец, А. В. Формирование восприятия у дошкольника / под ред. A.B. Запорожца, Л. А. Венгера. М. : 1989. – 279 с.
15. Зиченко, В. П., Рузская А. Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста: Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте. — М., 1966
16. Климова Е. П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / Сост. Е. П. - Волгоград: Учитель, 2005. – 78 с.
17. Корчинова, О. В. Декоративно-прикладное искусство в ДОУ / О. В. Корчинова. М. : 2002. – 323 с.
18. Никулина, Г. В., Фомичева, Л. В, Замашнюк, Е. В. Развитие зрительного восприятия: Учебное пособие / Под ред. Никулиной Г. В. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003 – 188 с.