Елена Клименко
Конспект интегрированного занятия для старшего возраста «Музыкальный карнавал года»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе
Цель занятия : Закрепить представления о годовом цикле как о непрерывной смене времён года. Активизировать у детей восприятие музыки, закрепить знания о композиторах, художниках.
Задачи:
1. Расширить представления о связи разных видов искусств, их взаимопроникновении.
Публикация «Конспект интегрированного занятия для старшего возраста „Музыкальный карнавал года“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать творческие способности в разных видах деятельности: в музыке, танцевальной импровизации, декламировании стихов.
3. Расширить словарный запас, воображение, эмоциональный опыт.
4. Обогатить навыки в художественно-ручном виде деятельности
Материал и оборудование:
Проектор. Экран. Видеоряд (слайды). Аудиозаписи: «Октябрь», «У камелька» П. И. Чайковского, Концерт «Осень» (1-я часть) А. Вивальди. Веточки с осенними листьями, султанчики блестящие (для танца).Четыре планшета с заготовками.
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал под таинственную музыку, их приветствует музыкальный руководитель. В это время на экране демонстрируется слайд № 1 «Разноцветная музыка».
Музыкальный руководитель :
Здравствуйте, ребята! Оглянитесь вокруг: вам не кажется, что сегодня нас ожидает чудо? ( Дети рассматривают оформление зала: каждая стена отображает одно из времён года.) Что же удивительного в нашем зале? (Ответы детей.) Да, вы правы – у нас в зале встретились все четыре времени года.
Совсем недавно мы отдыхали, купались, загорали на море, на реке…Что же это за время года было? (Музыкальный руководитель следит за тем, чтобы ответы детей были полными, обстоятельными, предлагаю им ряд эпитетов для описания лета: «звонкое лето», «лето красное», «радужное», «беззаботное» и т. д.) Вспомним шутливую летнюю распевку. (Дети поют.)
На меня ползёт козявка, будто я – какая травка.
И садится мотылёк, будто я - какой цветок!
И кузнечики на майке скачут, будто на лужайке
И шмели ко мне летят, будто мёд найти хотят!
А песню «Какого цвета лето?». Помните?
Дети вспоминают содержание песни, беседуют о её характере, используя знакомые эпитеты («весёлый», «задорный»).
Затем исполняют песню «Какого цвета лето?»
Музыкальный руководитель : Ребята, а кто помнит из вас стихи о лете?
Дети (декламируют по очереди под музыку).
- Лес просыпается утром, тают волшебные сны,
Слышатся дивные звуки после ночной тишины.
-Где-то кукует кукушка, дятла доносится стук
Птицы лесные заводят звонкие песни вокруг.
-Всюду берёзки-подружки тихо листвой шелестят,
Радуясь летнему солнцу, сосны и ели стоят.
-В ярких цветах все лужайки, пчёлы гудят там и тут,
Дарит нам утро лесное много чудесных минут.
Слайд № 2 (На экране проецируется картина «Золотая осень» И. Левитана. Фоном звучит «Осень» А. Вивальди)
Музыкальный руководитель : Вот и закончилось звонкое лето, в лесу полетели лёгкие паутинки, дохнули прохладные ветры; ночью случился небольшой морозец, и все деревья вдруг надели красивые наряды. Какое время года наступило? Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Я очень люблю осень, особенно ту пору, когда её называют «золотой осенью». Вы наверное тоже в это время гуляете в лесу, любуетесь разноцветным убранством деревьев, наблюдаете за тем, как звери готовятся к зиме. (С детьми ведётся беседа о приметах осени, её красках – дети вспоминают эпитет «багряный») А кто помнит стихи об осени? (Дети читают стихи об осени.)
1 ребё нок:
Осень в город невидимкой потихонечку пришла
И волшебную палитру нам с тобою принесла
Краской яркою рябину разукрасила в садах
Брызги алые калины разбросала на кустах
2 ребё нок:
Клён оранжевый стоит и как будто говорит
-Посмотрите же вокруг, всё преобразилось вдруг
Опустила осень кисти и глядит по сторонам
Яркий, добрый, разноцветный праздник подарила нам!
Музыкальный руководитель : Ребята, а как вы думаете, какой танец больше всего соответствует летящим осенним листьям? Смотрите, ветер сорвал их с ветки, закружил над головой, а потом постелил нам под ноги золотым ковром!
Дети отвечают, что этот танец - вальс. Музыкальный руководитель просит их объяснить, почему они так думают. Детям раздаются осенние листья и приглашают потанцевать. Под вальсовую музыку дети исполняют импровизированный танец.
Слайд №3 (На экране проецируются картины зимнего пейзажа, звучит музыка П. И. Чайковского «У камелька»)
Музыкальный руководитель :
На ладошку поймал я снежинку,
А она превратилась в слезинку.
Лишь подул на неё аккуратно,
Чтоб ей было тепло и приятно.
Музыкальный руководитель проводит беседу о следующем времени года – зиме. Дети вспоминают о её признаках, о том какие трудности будут у зверей и птиц в лесу, как им можно помочь, о зимних праздниках.
Ребё нок:
Есть снежинку у меня на ладони
Её не обидит никто и не тронет
Но снежинкам лишь вьюга подруга-
С ней летят в хороводе по кругу.
Со снежинкой дружить невозможно
Красота её так ненадёжна.
Я оставлю снежинку в покое,
Видно, сердце её – ледяное…
Музыкальный руководитель : Какое трогательное и нежное стихотворение! Какие чувства у вас вызвали эти строки? Дети отвечают, педагог добавляет, что строки стихотворения проникновенные, мечтательные, немного грустные. А сейчас давайте немного помечтаем и превратимся в белоснежных снежинок (Детям раздаются блестящие султанчики и предлагается потанцевать импровизированный танец).
Слайд № 4 (Портрет П. И. Чайковского. Фоном звучит музыка «Подснежник», из цикла «Времена года»).
Дети вспоминают имя композитора, рассказывают о характере произведения, выразительных средствах. В беседе используются эпитеты: музыка «прозрачная», «лиричная», «возвышенная». Дети выбирают соответствующие характеру музыки детские шумовые инструменты (ложки с колокольчиками, треугольник) и «озвучивают отрывок из музыкального произведения.
Музыкальный руководитель : А сейчас наши ребята покажут театральную сценку.
Звучит спокойная, таинственная музыка. Появление каждого персонажа сопровождается характерной музыкой.
Ведущий:
В лесу, где берёзки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил.
Подснежник:
Я вижу, погода тепла и ясна
Скажите, ведь правда, что это весна?
Ведущий:
Но кругом всё тихо
Соседей нет, он первый здесь
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть,
Потом, наверно, пожалела
Зайчиха:
Уж больно тонок ты, дружок!
Ведущий:
И вдруг пошёл пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок
Он падал, заносил дорожки
Опять зима, а не весна
И от цветка на длиной ножке
Лишь только шапочка видна
И он, от холода синея
Головку слабую клоня
Сказал
Подснежник:
Ну что ж, я не жалею
Ведь началась весна с меня
(З. Александрова)
Музыкальный руководитель : Музыка Петра Ильича Чайковского и стихи Зинаиды Николаевны Александровой помогли нам вспомнить ещё одно время года – весну. Это замечательная пора пробуждения природы. (Беседует с детьми о весне.)
Наше путешествие по временам года закончилось. Вы так искренне и пргикновенно читали стихи, исполняли песни, танцевали, рассказывали о разных временах года, что не осталось никакого сомнения о том, что вы любите каждое их них. Ведь такое счастье: почувствовать на ладони первую снежинку, подставить лицо первому весеннему дождику, увидеть летнюю радугу, поймать упавший с дерева осенний листочек. Каждое время года неповторимо и по-своему прекрасно. Чтобы сохранить красоту природы, нужно её беречь: не засорять реки и леса, помогать зверям и птицам, оберегать каждый цветочек, а не безжалостно его срывать.
А в память о нашем занятии предлагаю составить четыре картины – для этого вам необходимо разделиться на четыре группы.
Музыкальный руководитель достаёт планшеты и заготовки. Каждая группа детей подбирает заготовки, соответствующие выбранному времени года, и составляет композицию под звучание спокойной музыки. По окончании работы дети рассматривают картины и делятся впечатлениями.