Шестакова Татьяна Владимировна
Конспект родительского собрания «Психологические особенности дошкольного возраста. Готовность ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это период овладения ребенком навыками взаимодействия с окружающим миром. Ребенок овладевает этими навыками через игру.
Ирга – ведущая деятельность (деятельность в которой происходит развитие) детей в дошкольном возрасте.
Ведущей в данном возрасте является сюжетно-ролевая игра. В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Игра в жизни ребенка:
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Жизнь в игре становится для ребенка его действительной жизнью.
Игра способствует становлению не только общению со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Помимо возрастных особенностей детей 6 лет я хочу обратить Ваше внимание на предстоящий детям кризис 7 лет, так как независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он в какой-то момент развития проходит через кризис, а также потому, что ваши дети меньше чем через год пойдут к школе. Это новый и сложный этап в их жизни, следовательно, к нему нужно начать готовиться заранее.
Проявления кризиса 7 лет:
Негативизм — это отказ от всего, о чем ребенка просит родитель.
Упрямство — когда ребенок требует что-либо от родителей. Это может быть игрушка, конфетка и любая другая вещь. Но ребенку она не нужна. Главное, чего хочет ребенок, это самоутверждения, а не обладания вещью.
Строптивость — ребенок всячески пытается нарушать дисциплину, распорядок дня, который ему пытаются навязать.
Своеволие — ребенок хочет быть независимым, поэтому пытается делать все самостоятельно, преодолевать трудности, не спрашивая разрешения или совета у родителей. Ему не важны желания и указания взрослых. На первом месте потребности самого ребенка.
Протест — когда малыш адаптируется к новому укладу жизни и условиям общества, у него накапливается внутреннее отрицание, протест, который он выплескивает практически на каждого человека. Ссоры в семье и в школе становятся обыденным делом. Это происходит от того, что ребенок испытывает внутренний конфликт по адаптации к социуму.
Обесценивание — у ребенка формируются новые идеалы. То, что он раньше считал интересным, теперь для него не имеет никакого значения.
Причины кризиса 7 лет возникают из-за резкой смены повседневного уклада жизни. Когда ребенок переходит из садика в школу, перед ним возникает множество проблем. Это и смена обстановки, общение со школьниками разного возраста и уровня умственного развития. Чаду хочется влиться в общество, и стать полноправным членом системы. Поэтому, чтобы быть готовым к школьному этапу, кризис 7 лет — первое, что ему придется пережить. Именно в этом возрасте дитя направлено на поиск авторитетной личности. Поэтому в период кризиса у ребенка могут появиться друзья, старше его по возрасту, считающиеся школьными хулиганами и забияками. Чадо может ябедничать на своих сверстников и заискивать перед старшими. Малыш начинает смотреть на себя со стороны: все время сравнивать с кем-то, появляется склонность недооценивать свою личность.
Что делать?
В ближайшее время родителям необходимо откорректировать свое поведение так, чтобы не задевать чувства ребенка. Поскольку бездействие и игнорирование проявлений, как активное, так и пассивное, скажется на поведении ребенка в будущем.
Готовность ребенка к школьному обучению
Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
интеллектуальная готовность (или шире – готовность познавательной сферы);
личностная (в том числе, мотивационная);
социально-психологическая готовность;
готовность эмоционально-волевой сферы.
Главное – это психологическая готовность ребёнка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребёнку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.
Функциональная готовность ребёнка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки.
Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребёнком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.
Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка родителей. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Интеллектуальная готовность имеет и другой аспект – формирование у ребёнка определенных умений. К ним, прежде всего, относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
К 6 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить: цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие для преодоления препятствия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока ребёнку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у детей умения преодолевать трудности, в высказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.
Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
Волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.
Мотивационная готовность к школе – это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.
Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте – познавательная потребность.
Социально-психологическая готовность к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке.