Дементьева Ольга Ивановна
Игры и упражнения с предметами — матрешкой для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности.
Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств детской психики.
Публикация «Игры и упражнения с предметами — матрешкой для детей раннего возраста» размещена в разделах
В процессе деятельности у детей развивается мышление, сообразительность, воспитывается сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом.
Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития ребенка. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. В процессе действий с предметами у детей второго года жизни развиваются качества обучаемости: сосредоточенность взгляда на предмете, заторможенность движений, сохранение определенной позы, эмоциональная настроенность.
Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата – собрать башенку, сложить матрешку и т. п. Так, исподволь формируется целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора деталей.
Предметные действия развивают координацию и согласованность движений обеих рук ребенка, ведут к образованию связей в работе глаз (часто уха) и рук, обеспечивают овладение пространством.
Цель предложенных ниже игр и упражнений с дидактическими игрушками: развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Дидактическая игра «Матрешка» в младшей группе
Цель дидактической игры «Матрешка» — обучение навыку работы с трехмерным объектом, подбора и совмещения его составных частей. Эта игра, как и остальные, закрепляет представление о национальной сувенирной игрушке, воспитывает уважительное отношение к народному искусству.
Для занятия нужна разделяющаяся игрушка высотой около 10 см. Педагог демонстрирует ее, объясняет, как она открывается с извлечением следующей игрушки. Когда все матрешки будут извлечены, воспитатель показывает дошкольнику, как правильно составлять их в обратном порядке, как закрывать игрушку, чтобы ее верхняя и нижняя половины совпали по рисунку на фартуке.
Найди пары
Педагог раскладывает перед воспитанниками много разных по расцветке и размеру изображений матрешек. Игровая задача — отыскать среди игрушек одинаковые.
Домик для матрешки
Цель игры, предназначенной для младших дошкольников, — формирование навыка различения объектов по величине.
Для занятия нужны разные по высоте игрушки, а также изображения домиков разного размера. Задача игрока — расселить матрешек по домикам.
Подсчитай матрешек
Игра оптимальна для совершенствования математических знаний у дошкольников средней группы, закрепления навыка счета.
Педагог раскладывает матрешек разного размера в произвольном порядке. Задача ребенка — поставить игрушки в ряд соответственно размеру — сначала от большей к меньшей, затем в обратном порядке, подсчитать их количество.
Найди половинки
Для игры нужны изображения матрешек, разделенные поперечно пополам. Педагог раскладывает части картинок перед игроком, просит его собрать игрушки в единое целое. Важно, чтобы дошкольник пытался совместить половинки не только по размеру, но и цвету, узору на фартуке.
Для младших дошкольников достаточно взять 2–3 пары частей, для воспитанников средней возрастной группы можно увеличить количество картинок.
Спрячь матрешку
Это подвижная игра, развивающая концентрацию внимания, пространственную ориентацию.
Воспитатель прячет крупную трехмерную матрешку, а дети пытаются ее отыскать. Тот игрок, что отыщет игрушку, снова прячет ее, а остальные ребята продолжают поиск.
Дидактическая игра «Собери матрешку»
Игра, предназначенная для младших дошкольников, учит составлять изображения по принципу пазлов, выделять составные части. Для занятия требуются картонные изображения матрешек, разрезанные на несколько произвольных частей.
Игрок пытается собрать изображение из частей. Если детей несколько, игру можно сделать соревновательной: победителем становится игрок, первым собравший свою картинку.
Дидактическая игра «Наряди матрешку»
Игра учит видеть красоту, воспитывает любовь к творчеству. Цель — обучение навыку выкладывания узоров по шаблону.
Для занятия нужны крупные изображения матрешек без узоров на фартуке и платке, а также маленькие шаблонные изображения с разными вариантами декора. Отдельно необходимо вырезать разноцветные цветочные узоры и геометрические фигуры, которыми дети будут украшать фартуки и платки. Игровая задача для младшей группы — выложить узоры по представленным шаблонам. Детям постарше можно предложить не пользоваться шаблонами, а самим придумать красивый узор.
Магазин игрушек
Посредством игры, предназначенной для старшей группы, дошкольники узнают о матрешке как об объекте декоративно-прикладного творчества, учатся развернуто и грамотно описывать объекты по внешним признакам, выражать и объяснять мнение. Занятие способствует развитию речевых навыков и концентрации внимания, воспитывает уважительное отношение к ремесленной деятельности.
Для игры нужно подготовить изображения матрешек с разными видами росписи. Педагог раскладывает изображения на «магазинном прилавке». Один ребенок становится продавцом, остальные игроки — покупателями.
Игра состоит из 3-х этапов:
Каждый игрок по очереди берет понравившуюся картинку, подробно ее описывает. Повторяться с выбором игрушки нельзя.
Продавец описывает картинку. А покупатели должны догадаться, о чем идет речь.
Игрок подходит к продавцу, описывает игрушку, которую хочет купить, но не указывает на нее. Продавец должен догадаться, какую картинку у него хотят купить.
Матрешка
Игра, предназначенная для среднего дошкольного возраста, развивает математические и речевые навыки, улучшает тактильное восприятие. Ее цель — закрепление представлений о колерах, величинах, пространственном распределении, численности объектов, расширение тематического словаря, формирование навыка грамотно отвечать на вопросы. Занятие способствует развитию мелкой моторики и зрительного, в частности цветового, восприятия, формирует навык систематизации объектов, распределения по величине.
Для игры необходимо сделать 7 матрешек, соответствующих колерам радуги, с изображением определенной геометрической фигуры на фартуке. Для каждой игрушки предусмотрен определенный вид застежки : молния, кнопка, пуговица, шелковая лента, шнурок, лента-липучка, пряжка. Также нужны наградные фишки и мелкие предметы декора : бусины, колечки, пуговки, фигурки, значки.
Играя с красной куклой, дошкольник закрепляет представление о цифре 1 и фигуре квадрат, получает навык застегивания молний. Для оранжевой игрушки актуальны цифра 2, прямоугольник и кнопка. Для желтой — 3, круг, пуговица. Для зеленой — 4, треугольник, шелковая лента. Для голубой — 5, ромб, шнурок. Для синей — 6, овал, лента-липучка. Для фиолетовой — 7, многоугольник и пряжка.
Играть с представленным материалом можно разными способами, придумывать свои правила. Игра может быть индивидуальной и групповой. Вот несколько вариантов:
Составить ряд матрешек по размеру и цветам радуги.
Нарядить кукол, используя мелкий декор в количестве, соответствующем цифре на фартуке.
Игрушки стоят в правильном порядке. Игроки закрывают глаза. Педагог прячет матрешку. Воспитанники, открыв глаза, пытаются вспомнить, какая игрушка исчезла.
Игрушки расставлены в правильном порядке. Воспитанники закрывают глаза. Педагог меняет местоположение двух игрушек. Открыв глаза, игроки говорят, что изменилось.
Для дошкольников младшей группы желательно ставить в ряд не больше 5 кукол.
Побеждает игрок, у которого наберется наибольшее количество фишек за правильно выполненные задания. Если игра была индивидуальная, справившегося с заданиями игрока нужно поощрить.
Матрешка, покажись!
Цель игры — развитие скорости реакции, наблюдательности и навыка действовать в соответствии с командой.
Для занятия нужна разделяемая кукла небольшого размера, чтобы удобно было ее класть в детскую ладонь. Воспитанники садятся на стулья, формирующие круг. Заложив руки за спину и раскрыв ладони, дети следят за воспитателем. А тот ходит вдоль круга, наклоняется к каждому ребенку, двум игрокам незаметно вкладывает в ладонь по половинке матрешки.
Затем дает команду: «Матрешка, покажись!». Игроки, получившие игрушку в руку, должны вскочить с мест, выпрыгнуть на середину круга так, чтобы товарищи не успели их остановить. Задача остальных игроков — догадаться, у кого спрятаны части игрушки, поймать этих ребят.
Веселые матрешки
Для музыкальной игры нужны картонные изображения 5-ти матрешек разного размера и расцветки. Также необходимо раздать игрокам по паре деревянных музыкальных ложек.
Преподаватель музыки расставляет изображения в ряд перед детьми. Знакомит воспитанников с куклами: Дашкой, Сашкой, Глашкой, Иринкой, Маринкой. Объясняет, что гостьи любят танцевать. А детям нужно им подыграть на народном музыкальном инструменте. Затем выстукивает на ложках разный ритм для каждой матрешки. А дети повторяют. Преподавателю для демонстрации музыкального ритма необязательно использовать ложки. Можно играть на другом инструменте, а дети пусть подыгрывают ложками.
Побегушки у матрешки
Эта подвижная соревновательная игра способствует общему физическому развитию, учить ориентироваться в пространстве.
Дети рассаживаются на стулья в ряд. Педагог садится у противоположной стены, держит матрешку в руках. Дает команду: «Сюда, к матрешке!». Дети бегут. Проигрывает тот, кто добежит последним. Далее педагог командует: «А теперь бегите обратно!». Дети спешат на свои стулья. И так несколько раз, пока не определится победитель, который чаще других первым добегал до игрушки.
Матрешка путешествует.
Игра, предназначенная для старшей возрастной группы, закрепляет математические представления, учит счету, количественному сравнительному анализу, пространственной ориентации. Дети учатся сравнивать объекты по величине, делать словесные заключения, а также обозначать положение объектов с использованием предлогов.
Для игры нужно подготовить аппликацию: наклеить на картонный лист изображение речки, лодочки, моста, дерева, ягодного кустарника, цветов. Отдельно нужно вырезать изображение матрешки.
Матрешка отправляется в путь : дети ставят ее изображение возле реки. При этом подробно объясняют, что делают. Она собралась перебраться на другой берег: игроки перетаскивают картинку через мост. Матрешка захотела отдохнуть в тени: дети ставят картинку под деревом. А под деревом растет куст со спелыми ягодами. Кукла посмотрела на дерево, потом на куст, подумала, что выше: воспитанники делают сравнительный анализ. Потом посмотрела на дерево и на цветочки вокруг, подумала, чего же больше: опять сравнительный анализ. Она подсчитала, сколько цветов на поляне — много. Сколько кустов — один. Сколько ягод на нем созрело — много.