Лучший педагог года

Методическая разработка «Формирование грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР»

Мария Ломакина
Методическая разработка «Формирование грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования грамматических обобщений у дошкольников с общим недоразвитием речи на примере словоизменительной модели имен существительных мужского рода множественного числа.

Мы полагаем, что если формировать модель словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи с учетом языковых факторов и зон актуального и ближайшего развития, то значительно повысится эффективность логопедической работы. К языковым факторам были отнесены следующие:

1) ударность окончания;

Публикация «Методическая разработка „Формирование грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах

2) фонемное окружение (звуки, входящие в состав слова);

3) длина слова;

4) сложность слоговой структуры слова.

При формировании грамматических обобщений у дошкольников с общим недоразвитием речи следует учитывать выявленную в исследовании Г. И. Жаренковой последовательность в понимании ими грамматических форм (по степени легкости для понимания) [2].

Для того, чтобы подобрать лингвистический материал для нашей методики нами были проанализированы словари С. И. Ожегова [3]., Т. С. Ефремовой [1]. Было проанализировано более 68 тысяч слов, из которых мы выбирали существительные мужского рода. Данные слова ставились в форму множественного числа и склонялись по падежам. В лингвистический материал вошли имена существительные множественного числа различной слоговой структуры с ударным окончанием. Так же нами учитывалось лексическое значение каждого существительного : его доступность, частотность. В итоге нами было подобрано 568 форм слов. окончания у всех слов находятся в сильной позиции. Данный лингвистический материал представлен в виде таблиц. В первом столбце приведены наиболее короткие слова простой слоговой структуры, состоящие преимущественно из звуков раннего и среднего онтогенеза.

Данный лингвистический материал может использоваться как в рамках лексических тем, например, «Животные», так и грамматических : «Имена существительные множественного числа предложного падежа».

Итак, лингвистический материал – достаточно эффективное средство формирования грамматических обобщений.

Библиография:

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. – М. : Рус. яз. 2000. – в 2 т. – 1209 с.

2. Жаренкова. Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. науч. работ. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 111 с.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010. – 944 с.

Составила: Учитель-логопед ГБОУ СОШ №8,

структурное подразделение детский сад «Тополек»,

п. г. т. Алексеевка, г. Кинель

Ломакина Мария Владимировна

Публикации по теме:

Использование в речи имен существительных в косвенных падежах на материале лексической темы «Посуда» Цель Совершенствование навыка использования в речи имен существительных в косвенных падежах. Задачи 1. Уточнять и расширять словарь по теме.

«Изменение имен существительных по числам». Конспект урока русского языка в 3 классе Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 39 Тема урока: Изменение имен существительных по числам Цель урока:.

Конспект урока в 5 классе 8 вида «Изменение имен существительных по падежам. Понятие о склонении. Название падежей» Цели: Закрепить представление о склонении имен существительных, названия падежей и падежных вопросов; Развивать умение определять падеж.

Методическая разработка «Формирование гражданской позиции» Методическая разработка. В настоящее время можно говорить о недостаточной сформированности у педагогов представлений о содержании современных.

Методическая разработка «Формирование самостоятельности детей на музыкальных занятиях» Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ «Академия детства», г. Нижний Тагил Свердловской области. Развитие навыков самостоятельности.

Методическая разработка «Формирование у детей 4–5 лет бережного отношения к игрушке» Формирование у детей 4-5 лет бережного отношения к игрушке. В дошкольной педагогике доказано, что для воспитания у ребенка желания принимать.

Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников. Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР формированию лексико-грамматических категорий имён существительных Словарный запас детей с ОНР в значительной мере состоит из имен существительных. Уточнение значений слов и расширение словаря является важной.

Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих» Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 44 Тема урока: Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число имен существительных» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка «Формирование грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР»
Опубликовано: 10 марта 2017 в 00:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Формирование грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ломакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД