Мария Ломакина
Методическая разработка «Формирование грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования грамматических обобщений у дошкольников с общим недоразвитием речи на примере словоизменительной модели имен существительных мужского рода множественного числа.
Мы полагаем, что если формировать модель словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи с учетом языковых факторов и зон актуального и ближайшего развития, то значительно повысится эффективность логопедической работы. К языковым факторам были отнесены следующие:
1) ударность окончания;
Публикация «Методическая разработка „Формирование грамматических обобщений имен существительных у дошкольников с ОНР“» размещена в разделах
2) фонемное окружение (звуки, входящие в состав слова);
3) длина слова;
4) сложность слоговой структуры слова.
При формировании грамматических обобщений у дошкольников с общим недоразвитием речи следует учитывать выявленную в исследовании Г. И. Жаренковой последовательность в понимании ими грамматических форм (по степени легкости для понимания) [2].
Для того, чтобы подобрать лингвистический материал для нашей методики нами были проанализированы словари С. И. Ожегова [3]., Т. С. Ефремовой [1]. Было проанализировано более 68 тысяч слов, из которых мы выбирали существительные мужского рода. Данные слова ставились в форму множественного числа и склонялись по падежам. В лингвистический материал вошли имена существительные множественного числа различной слоговой структуры с ударным окончанием. Так же нами учитывалось лексическое значение каждого существительного : его доступность, частотность. В итоге нами было подобрано 568 форм слов. окончания у всех слов находятся в сильной позиции. Данный лингвистический материал представлен в виде таблиц. В первом столбце приведены наиболее короткие слова простой слоговой структуры, состоящие преимущественно из звуков раннего и среднего онтогенеза.
Данный лингвистический материал может использоваться как в рамках лексических тем, например, «Животные», так и грамматических : «Имена существительные множественного числа предложного падежа».
Итак, лингвистический материал – достаточно эффективное средство формирования грамматических обобщений.
Библиография:
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. – М. : Рус. яз. 2000. – в 2 т. – 1209 с.
2. Жаренкова. Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (ОНР) // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. науч. работ. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 111 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010. – 944 с.
Составила: Учитель-логопед ГБОУ СОШ №8,
структурное подразделение детский сад «Тополек»,
п. г. т. Алексеевка, г. Кинель
Ломакина Мария Владимировна