МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание как основа нравственности дошкольника

Татьяна Савина
Духовно-нравственное воспитание как основа нравственности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

1. Введение.

«Каждое мгновение той работы,

которая называется воспитанием–

это творение будущего и взгляд в будущее»

В. А. Сухомлинский

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране

повлекли за собой изменения и в сфере духовно-нравственных ценностей и

норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей

появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место

Публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа нравственности дошкольника» размещена в разделах

занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда

отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные

ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей

искажены представления о гражданственности и патриотизме,

справедливости и доброте. В погоне за развитием интеллекта многие

родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души

своего ребенка, развитием нравственных и духовных качеств маленького

человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные

знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого –

эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться

недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и

правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и

конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются

духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и

развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций,

норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех

народов России.

Без сомнения, существование любого народа на земле основано на

приоритете духовно - нравственных и культурных ценностях, определяющие

будущее любой цивилизации.

Ключевая задача современной государственной политики Российской

Федерации - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания

личности и гражданина России.

Нормативно – правовая база по духовно-нравственному воспитанию и

образованию:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (ст. 2) : «Образование – единый целенаправленный

процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом

и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а

также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных

установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и

сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,

физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения

его образовательных потребностей и интересов;

-Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности

гражданина России: «Важнейшей целью современного отечественного

образования и одной из приоритетных задач общества и государства является

воспитание, созидательно-педагогическая поддержка становления и развития

высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,

компетентного гражданина России»;

-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г., утвержденная

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2015 № 996-р: «Приоритетной

задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие

высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные

духовные ценности… Стратегия опирается на систему духовнонравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития

России»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (приказ № 1155 от 17.10.2013 г.) : объединение обучения и

воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил

и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование

общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа

жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,

интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности

и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной

деятельности.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России» определяет главные базовые национальные духовнонравственные ценности :

-патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине,

служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к

людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,

милосердие, честь, достоинство;

-гражданственность — служение Отечеству, правовое государство,

гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода

совести и вероисповедания;

-семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям,

забота о старших и младших;

-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,

целеустремлённость и настойчивость;

-наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

-искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека,

нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое

развитие;

-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание;

-человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов,

прогресс человечества, международное сотрудничество.

Организация социально открытого пространства духовно

нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

нравственного уклада жизни осуществляется на основе следующих условий :

-нравственного примера педагога;

-социально-педагогического партнерства;

-индивидуально-личностного развития;

-интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

-социальной востребованности воспитания.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования

также заложена «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания

личности гражданина России». Стандарт выдвигает одним из

основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей

к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе:

1. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и

принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества»;

2. «Формирование первичных представлений о малой Родине: воспитание

любви, привязанности к своей местности, к своей семье, воспитание

бережного отношения к природе и ко всему живому»;

3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей:

здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

самостоятельности и ответственности ребенка…»

В детстве все оставляет след! Дети – это начало. Будущее непрерывно

связано с настоящим! У каждого педагога свои методы, свои приемы, свои

секреты.

В процессе духовно-нравственного воспитания личности каждый

использует то, что ему ближе. Опираясь на принцип концепции

«нравственный облик педагога», я могу сказать, что главной целью всей моей

педагогической деятельности является дети и будущее, которое я стараюсь

улучшить вместе с ними!

Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем

и переоцениваем. Проводимая ранее работа показала, что дети проявляют

живой интерес к историческому прошлому России, с удовольствием

рассказывают «Историю Отечества в картинках». Но среднему ребенку эта

информация трудна и не всегда понятна, «не близка для зоны его развития».

Поэтому, я пришла к выводу, что прививать необходимо в первую очередь

любовь к ближнему и понятному окружению – к малой Родине. Маленькими

шагами в большой мир! В данной методической разработке я опираюсь на

воспитание у дошкольников духовно - нравственных базовых ценностей,

близких и понятных детям: семья, детский сад, родной город.

Наш небольшой город прекрасен своей уникальностью. Наши местные

достопримечательности – это социокультурные ценности, богатство для

каждого жителя города, к тому же они в шаговой доступности, так близко,

что называется «рукой подать!». Я убеждена, что какой бы концепции не

придерживался педагог, какие бы формы и методы не использовал в

воспитании любви и гордости к нашему городу, он не может не ставить

перед собой цель – воспитать субъективное ценностное отношение к природе

нашего города. Ведь наша малая Родина создавалась природой и предками и

определена исторически сложившимися понятиями.

В целом – это близкая социокультурная среда, где созданы

оптимальные условия для накопления исторического и культурного

наследия, приобщения к миру природы. Живой лес в парковой зоне,

растущие деревья и кустарники, территориальную близость к культурному

окружению - это не заменить любыми художественными фотографиями, т. к.

эмоциональное воздействие близкого непосредственного окружения надолго

остаётся в памяти ребёнка. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается

ею, пусть в его сердце и памяти сохраняются образы, в которых воплощается

Родина» - писал В. А. Сухомлинский. Это и есть начало патриотизма,

который рождается в процессе познания, а формируется в процессе

целенаправленного воспитания!

Воспитание маленьких граждан и патриотов родной земли, ориентированное

на активное привлечение дошкольников в процесс ознакомления с природой,

историческим прошлым города, его современной культуры, посредством

реализации двух взаимодействующих и взаимозависимых направлений:

экологическое и краеведческое.

Социокультурная среда нашего города – это место общения, где

проводятся городские праздники, наши воспитанники и родители - частые

гости таких мероприятий. Кроме того, природное окружение – это место

общения человека с природой: река, парк и сквер.

Однако, как показывают данные диагностических исследований,

проводимых по программе «От рождения до школы» (под ред. Н. В.

Вераксы, Т. С М. Комаровой, М. А. Васильевой, в ходе эколого -

краеведческих проектов, бесед и походов с детьми, у дошкольников

сформированы абстрактные понятия и знания о социокультурном

окружении, слабо развиты социально-коммуникативными навыками, не

сформированы ценностные отношения к природному и культурному

окружению родного города. Родители не поддерживают живой интерес к

ценности и уникальности родного города, а значит, не воспитывают любовь и

гордость к своему родному городу.

Личность дошкольников – это важное звено в цепочке

преемственности поколений, так как именно в дошкольные годы

закладываются основы нравственной личности, появляется интерес к

явлениям общественной жизни. Упустить этот возраст – значит, многое

потерять в дальнейшем становлении личности гражданина своего

Отечества!

В современной методической литературе по патриотическому

воспитанию большое распространение приобретает взгляд на региональный

компонент, как наиважнейшую ценность, интегрирующую не только

социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно –

исторический и другие компоненты.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

дошкольного образования выдвигает необходимость создания условий для

практико - ориентированного подхода в развитии личности ребенка,

обеспечивая ему возможность самообразования, самоопределения и

самореализации в таких Образовательных областях как: как познавательная,

художественно – эстетическая, социально- коммуникативная, речевая,

физическая.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим

количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем

значительнее и продуктивнее при других равных усилиях будет его

творческая деятельность» (Л. С. Выготский).

2. Актуальность тем.

«Как у маленького деревца, еле поднимающегося над землёй

заботливый садовник укрепляет корни,

от мощности, которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так и взрослый должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви в Родине».

В. А. Сухомлинский

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения

всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение

добрым, честным, стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во

все прежние века и тысячелетия. Духовно-нравственное воспитание – это

формирование ценностного отношения к жизни, трудолюбивым

обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,

включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,

ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам

и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает

кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает

потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий

для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала

дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического

процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных

ценностях родного края. В дошкольном возрасте закладываются основы

личности; именно дошкольное детство, для которого характерно

эмоционально-чувственное восприятие действительности, является

благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне

материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей

искажены представления доброте, милосердии, великодушии,

справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень

детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в

обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В

дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта,

и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с

нравственного самоопределения и становления самосознания.

Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет

жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное

формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни

расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых

семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и

характера человека. В наше время идет поиск путей духовного возрождения

России, поэтому стало очень актуальным обращение к опыту православной

педагогики. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях,

обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании

воспитания и образования. Причем, важна связь воспитания и образования с

конкретной культурно-исторической традицией. А это вызывает

необходимость синтеза государственного, народного, национального

воспитания и образования, и тысячелетней православной традиции России.

Элементы православной культуры стали особенно популярным

направлением в современном образовании в силу своего огромного

воспитывающего и развивающего потенциала, высоких духовнонравственных и гражданских ориентиров, перспективных и созидательных

для развития отечественной культуры. Ребенок дошкольного возраста

восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному

развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и

воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Но

для педагогических работников важным вопросом является определение

цели и содержания духовно-нравственного воспитания современных

дошкольников. Характер современного национального воспитательного

идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и

молодежи; система базовых национальных ценностей; основные социальнопедагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся отражены в Концепции духовно-нравственного

воспитания. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать

гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян,

готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Анализ

литературы и практики позволил установить противоречие между

стремлением взрослых приобщать дошкольников к духовно-нравственной

культуре и недостаточной их компетентностью в данном вопросе.

Компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания

детей дошкольного возраста приобретает особую значимость, прежде всего,

потому что этот возраст признан важным для духовно-нравственного

воспитания : для формирования нравственных чувств, нравственной позиции,

нравственного облика и поведения). Также очевидно противоречие между

стремлением педагогических работников к результативности процесса

духовно-нравственного воспитания дошкольников и традиционным

подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе, не

использованием педагогического потенциала театрализованной

деятельности, максимально отвечающей возрастным возможностям и

потребностям дошкольников.

3. Цель и задачи.

Цель: основной целью духовно-нравственного воспитания является

воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению

им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на

традициях русского Православия в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и

общественными организациями.

Задачи:

1. Расширять представления о культуре, православных праздниках и

народных традициях своего народа

2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой

Родине, родной стране, формировать гражданское самосознание.

3. Раскрыть духовную одаренность ребенка и его личностные дарования.

4. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья

детей.

5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовнонравственному воспитанию детей.

6. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.

4. Ожидаемый результат.

В работе с детьми:

-воспитание гармоничной, духовно-богатой личности;

-воспитание интегративных качеств личности каждого ребенка:

эмоциональная отзывчивость на переживания окружающих людей (социум,

владение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и

сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои

действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое

хорошо и что такое плохо», соблюдение общепринятых норм и правил

поведения, развитие общей культуры, наличие первичных представлений о

себе, семье, обществе (представления о семейных традициях, об обществе и

его культурных ценностях и др.).

В работе с семьями воспитанников :

-увеличение числа родителей, удовлетворенных качеством образовательных

услуг в системе дошкольного образования;

-повышение педагогической компетенции родителей и уровня духовно--

нравственной культуры родителей;

-вовлечение родителей в образовательную деятельность через активное и

непосредственное участие в реализации педагогических проектов с

включением регионального компонента;

-повышение уровня заинтересованности и активности семей воспитанников

во взаимодействии с ДОУ по проблемам нравственного и гражданского

воспитания.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание как основа нравственности дошкольника
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 15:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа нравственности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Савина (УИ 308705) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД