Татьяна Савина
Духовно-нравственное воспитание как основа нравственности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
«Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием–
это творение будущего и взгляд в будущее»
В. А. Сухомлинский
Социально-экономические и политические изменения в нашей стране
повлекли за собой изменения и в сфере духовно-нравственных ценностей и
норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей
появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место
Публикация «Духовно-нравственное воспитание как основа нравственности дошкольника» размещена в разделах
занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда
отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные
ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей
искажены представления о гражданственности и патриотизме,
справедливости и доброте. В погоне за развитием интеллекта многие
родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души
своего ребенка, развитием нравственных и духовных качеств маленького
человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные
знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого –
эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться
недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и
правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и
конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются
духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и
развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций,
норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех
народов России.
Без сомнения, существование любого народа на земле основано на
приоритете духовно - нравственных и культурных ценностях, определяющие
будущее любой цивилизации.
Ключевая задача современной государственной политики Российской
Федерации - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания
личности и гражданина России.
Нормативно – правовая база по духовно-нравственному воспитанию и
образованию:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2) : «Образование – единый целенаправленный
процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом
и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных
установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и
сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов;
-Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности
гражданина России: «Важнейшей целью современного отечественного
образования и одной из приоритетных задач общества и государства является
воспитание, созидательно-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России»;
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г., утвержденная
Постановлением Правительства РФ от 25.05.2015 № 996-р: «Приоритетной
задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности… Стратегия опирается на систему духовнонравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития
России»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ № 1155 от 17.10.2013 г.) : объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование
общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» определяет главные базовые национальные духовнонравственные ценности :
-патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине,
служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость,
милосердие, честь, достоинство;
-гражданственность — служение Отечеству, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода
совести и вероисповедания;
-семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям,
забота о старших и младших;
-труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость;
-наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое
развитие;
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
-человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество.
Организация социально открытого пространства духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
нравственного уклада жизни осуществляется на основе следующих условий :
-нравственного примера педагога;
-социально-педагогического партнерства;
-индивидуально-личностного развития;
-интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
-социальной востребованности воспитания.
В методологическую основу разработки и реализации Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
также заложена «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания
личности гражданина России». Стандарт выдвигает одним из
основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей
к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе:
1. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества»;
2. «Формирование первичных представлений о малой Родине: воспитание
любви, привязанности к своей местности, к своей семье, воспитание
бережного отношения к природе и ко всему живому»;
3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей:
здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка…»
В детстве все оставляет след! Дети – это начало. Будущее непрерывно
связано с настоящим! У каждого педагога свои методы, свои приемы, свои
секреты.
В процессе духовно-нравственного воспитания личности каждый
использует то, что ему ближе. Опираясь на принцип концепции
«нравственный облик педагога», я могу сказать, что главной целью всей моей
педагогической деятельности является дети и будущее, которое я стараюсь
улучшить вместе с ними!
Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем
и переоцениваем. Проводимая ранее работа показала, что дети проявляют
живой интерес к историческому прошлому России, с удовольствием
рассказывают «Историю Отечества в картинках». Но среднему ребенку эта
информация трудна и не всегда понятна, «не близка для зоны его развития».
Поэтому, я пришла к выводу, что прививать необходимо в первую очередь
любовь к ближнему и понятному окружению – к малой Родине. Маленькими
шагами в большой мир! В данной методической разработке я опираюсь на
воспитание у дошкольников духовно - нравственных базовых ценностей,
близких и понятных детям: семья, детский сад, родной город.
Наш небольшой город прекрасен своей уникальностью. Наши местные
достопримечательности – это социокультурные ценности, богатство для
каждого жителя города, к тому же они в шаговой доступности, так близко,
что называется «рукой подать!». Я убеждена, что какой бы концепции не
придерживался педагог, какие бы формы и методы не использовал в
воспитании любви и гордости к нашему городу, он не может не ставить
перед собой цель – воспитать субъективное ценностное отношение к природе
нашего города. Ведь наша малая Родина создавалась природой и предками и
определена исторически сложившимися понятиями.
В целом – это близкая социокультурная среда, где созданы
оптимальные условия для накопления исторического и культурного
наследия, приобщения к миру природы. Живой лес в парковой зоне,
растущие деревья и кустарники, территориальную близость к культурному
окружению - это не заменить любыми художественными фотографиями, т. к.
эмоциональное воздействие близкого непосредственного окружения надолго
остаётся в памяти ребёнка. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается
ею, пусть в его сердце и памяти сохраняются образы, в которых воплощается
Родина» - писал В. А. Сухомлинский. Это и есть начало патриотизма,
который рождается в процессе познания, а формируется в процессе
целенаправленного воспитания!
Воспитание маленьких граждан и патриотов родной земли, ориентированное
на активное привлечение дошкольников в процесс ознакомления с природой,
историческим прошлым города, его современной культуры, посредством
реализации двух взаимодействующих и взаимозависимых направлений:
экологическое и краеведческое.
Социокультурная среда нашего города – это место общения, где
проводятся городские праздники, наши воспитанники и родители - частые
гости таких мероприятий. Кроме того, природное окружение – это место
общения человека с природой: река, парк и сквер.
Однако, как показывают данные диагностических исследований,
проводимых по программе «От рождения до школы» (под ред. Н. В.
Вераксы, Т. С М. Комаровой, М. А. Васильевой, в ходе эколого -
краеведческих проектов, бесед и походов с детьми, у дошкольников
сформированы абстрактные понятия и знания о социокультурном
окружении, слабо развиты социально-коммуникативными навыками, не
сформированы ценностные отношения к природному и культурному
окружению родного города. Родители не поддерживают живой интерес к
ценности и уникальности родного города, а значит, не воспитывают любовь и
гордость к своему родному городу.
Личность дошкольников – это важное звено в цепочке
преемственности поколений, так как именно в дошкольные годы
закладываются основы нравственной личности, появляется интерес к
явлениям общественной жизни. Упустить этот возраст – значит, многое
потерять в дальнейшем становлении личности гражданина своего
Отечества!
В современной методической литературе по патриотическому
воспитанию большое распространение приобретает взгляд на региональный
компонент, как наиважнейшую ценность, интегрирующую не только
социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно –
исторический и другие компоненты.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
дошкольного образования выдвигает необходимость создания условий для
практико - ориентированного подхода в развитии личности ребенка,
обеспечивая ему возможность самообразования, самоопределения и
самореализации в таких Образовательных областях как: как познавательная,
художественно – эстетическая, социально- коммуникативная, речевая,
физическая.
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим
количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем
значительнее и продуктивнее при других равных усилиях будет его
творческая деятельность» (Л. С. Выготский).
2. Актуальность тем.
«Как у маленького деревца, еле поднимающегося над землёй
заботливый садовник укрепляет корни,
от мощности, которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и взрослый должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви в Родине».
В. А. Сухомлинский
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения
всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение
добрым, честным, стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во
все прежние века и тысячелетия. Духовно-нравственное воспитание – это
формирование ценностного отношения к жизни, трудолюбивым
обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,
включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости,
ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам
и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает
кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает
потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий
для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала
дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического
процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных
ценностях родного края. В дошкольном возрасте закладываются основы
личности; именно дошкольное детство, для которого характерно
эмоционально-чувственное восприятие действительности, является
благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
искажены представления доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень
детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в
обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В
дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта,
и обращение к духовной жизни начинается - также в дошкольном возрасте - с
нравственного самоопределения и становления самосознания.
Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет
жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное
формирование личности. Взрослый человек в течение дальнейшей жизни
расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых
семи лет. Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и
характера человека. В наше время идет поиск путей духовного возрождения
России, поэтому стало очень актуальным обращение к опыту православной
педагогики. Общество и государство нуждаются в образовательных моделях,
обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании
воспитания и образования. Причем, важна связь воспитания и образования с
конкретной культурно-исторической традицией. А это вызывает
необходимость синтеза государственного, народного, национального
воспитания и образования, и тысячелетней православной традиции России.
Элементы православной культуры стали особенно популярным
направлением в современном образовании в силу своего огромного
воспитывающего и развивающего потенциала, высоких духовнонравственных и гражданских ориентиров, перспективных и созидательных
для развития отечественной культуры. Ребенок дошкольного возраста
восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному
развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и
воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Но
для педагогических работников важным вопросом является определение
цели и содержания духовно-нравственного воспитания современных
дошкольников. Характер современного национального воспитательного
идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и
молодежи; система базовых национальных ценностей; основные социальнопедагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся отражены в Концепции духовно-нравственного
воспитания. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать
гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян,
готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Анализ
литературы и практики позволил установить противоречие между
стремлением взрослых приобщать дошкольников к духовно-нравственной
культуре и недостаточной их компетентностью в данном вопросе.
Компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста приобретает особую значимость, прежде всего,
потому что этот возраст признан важным для духовно-нравственного
воспитания : для формирования нравственных чувств, нравственной позиции,
нравственного облика и поведения). Также очевидно противоречие между
стремлением педагогических работников к результативности процесса
духовно-нравственного воспитания дошкольников и традиционным
подходом к решению его задач, отсутствием системы в работе, не
использованием педагогического потенциала театрализованной
деятельности, максимально отвечающей возрастным возможностям и
потребностям дошкольников.
3. Цель и задачи.
Цель: основной целью духовно-нравственного воспитания является
воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению
им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на
традициях русского Православия в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и
общественными организациями.
Задачи:
1. Расширять представления о культуре, православных праздниках и
народных традициях своего народа
2. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой
Родине, родной стране, формировать гражданское самосознание.
3. Раскрыть духовную одаренность ребенка и его личностные дарования.
4. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья
детей.
5. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовнонравственному воспитанию детей.
6. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.
4. Ожидаемый результат.
В работе с детьми:
-воспитание гармоничной, духовно-богатой личности;
-воспитание интегративных качеств личности каждого ребенка:
эмоциональная отзывчивость на переживания окружающих людей (социум,
владение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое
хорошо и что такое плохо», соблюдение общепринятых норм и правил
поведения, развитие общей культуры, наличие первичных представлений о
себе, семье, обществе (представления о семейных традициях, об обществе и
его культурных ценностях и др.).
В работе с семьями воспитанников :
-увеличение числа родителей, удовлетворенных качеством образовательных
услуг в системе дошкольного образования;
-повышение педагогической компетенции родителей и уровня духовно--
нравственной культуры родителей;
-вовлечение родителей в образовательную деятельность через активное и
непосредственное участие в реализации педагогических проектов с
включением регионального компонента;
-повышение уровня заинтересованности и активности семей воспитанников
во взаимодействии с ДОУ по проблемам нравственного и гражданского
воспитания.