Елена
Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ «Мы разные, но мы равные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы разные, но мы равные!
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов
«Центр развития системы образования» г. Перми
Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ – «Мы разные, но мы равные!»
Выполнили:
Игошева Зифа Фильгатовна, воспитатель
Наугольных Елена Сергеевна, воспитатель
Публикация «Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ „Мы разные, но мы равные!“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
МАДОУ «Детский сад № 312» г. Перми
Пермь 2020 – 2021 г.
Оглавление
1. Аннотация… 2
2. Актуальность… 2
3. Введение… 3
4. Основная часть.
Направления в работе …. 4
День открытых дверей…. 4
Формы работы …. 7
5. Заключение …. 9
6. Приложение … 10
Аннотация
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Актуальность
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности образовательных учреждений. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО для детей с ОВЗ) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации адаптированной основной образовательной программы образовательного учреждения является самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь как нельзя кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот эти два краеугольных камня, которые могут служить мостиком в создание сотрудничества детского сада и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.
Введение
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.
Если ребенок с ОВЗ посещает детский сад, семья взаимодействует с воспитателями, учителем-логопедом, психологом, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, не смотря на обилие, казалось бы, условий общения, родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:
- изолированность родителей от родительской общественности;
- страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
- отсутствие объективной картины образовательного процесса;
- нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помощь семье в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, способствование социальной адаптации семьи, мобилизация её возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы педагога зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую образовательным учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Основные принципы организации работы педагога с родителями детей с ОВЗ :
1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в группе";
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т. д.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, конференции и др.);
2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые занятия и внеклассные мероприятия и др.)
День открытых дверей является одним из направлений работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса.
Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.
В нашем саду День открытых дверей проводится один раз в год. В этом году был проведен с 20.01 по 24.01.2020 г.
Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.
Информацию о проведении Дня открытых дверей мы заблаговременно сообщаем родителям через объявления на стенде в приёмной, рис. 1
Составлен план проведения мероприятия, оформлена наглядная информация для родителей. Оформлен стенд о правах и обязанностях родителей.
Проведение Дня открытых дверей в группе предоставило возможность взрослым «прожить» день в детском саду. В течение всего дня родители могли посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов, прогулок, с предметно-развивающей средой учреждения, художественно-творческой деятельностью воспитанников. Всё это позволило группе стать более открытой для родителей.
Фотоотчёт проведения дня открытых дверей в группе № 2:
1. Утро началось с зарядки
2. Завтрак
После завтрака родители посмотрели организованно-образовательную деятельность, где принимали активное участие.
3. Музыкальное занятие (Муз. руководитель Бушуева С. Б.)
4. Аппликация (Воспитатель Игошева З. Ф.)
Тема: «Моя семья»
Цель: систематизировать и расширять знания о семье; воспитывать чуткое отношение по отношению к взрослым, воспитывать чувство гордости за свою семь, учить создавать аппликации из геометрических фигур, оформлять работы по образцу; развивать художественно-эстетическое воображение.
Занятие по ФЭМП (учитель-дефектолог Никитина М. Н.)
Тема: «Цифра 7, состав числа 7)
Цель: научить детей считать до 7; познакомить с числом и цифрой 7.
5. Физкультурное занятие (Физ. инструктор Чудненко С. С.)
Круговая тренировка.
6. Занятие с учителем – логопедом (Касьянова Т. В.)
Индивидуальные занятие по автоматизации шипящих и сонорных звуков.
Формирование слоговой структуры слова.
7. Педагог – психолог (Щепалова О. В.)
Тема: диагностика 1.
Цель: диагностика зрительной памяти; диагностика мышления; диагностика внимания; диагностика и развитие коммуникативных навыков.
Дети были внимательны, заинтересованы на всех занятиях, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко шли на контакт. В разных видах деятельности они проявляли себя по-разному. Можно отметить, что все занятия прошли в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были выполнены на необходимом уровне. Воспитанники группы порадовали родителей своими знаниями.
День открытых дверей подошел к концу, родители с удовольствием оставили свои отзывы и пожелания (в соц. сети, в вайбере, поблагодарив педагогический коллектив за предоставленную возможность ближе познакомиться с работой группы (Приложение 1)
Завершился день открытых дверей в пятницу 24.01 совместной постройкой зимних построек (горка, осьминог – для перепрыгивания, воротики для подлезания).
Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Индивидуальная:
1. Анкетирование – позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями.
2. Консультации, беседы – проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
3. Переписка педагога с родителями - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через соц. сети, электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
4. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.
5. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в детском саду, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.
6. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.
Групповые и коллективные:
1. Родительские лектории, практикумы.
Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. Темы могут быть разнообразными.
2. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ.
3. Родительское собрание.
Одна из основных универсальных форм взаимодействия ОУ с семьями воспитанников для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
4. Совместные досуговые мероприятия.
Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т. п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
5. Тематические консультации, видеозанятия.
Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общегрупповое занятие. Может проводиться в режиме он-лайн, используя Скайп.
6. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.
Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных, рис. 2,3
Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.
Педагог может организовать различные выставки, галереи творческих работ, проведение акции или конкурс детского рисунка.
Заключение
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между образовательными учреждениями и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ.
В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Приложение 1