Папки-передвижки

Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ «Мы разные, но мы равные!»

Елена
Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ «Мы разные, но мы равные!»

Мы разные, но мы равные!

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов

«Центр развития системы образования» г. Перми

Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ – «Мы разные, но мы равные

Выполнили:

Игошева Зифа Фильгатовна, воспитатель

Наугольных Елена Сергеевна, воспитатель

Публикация «Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ „Мы разные, но мы равные!“» размещена в разделах

МАДОУ «Детский сад № 312» г. Перми

Пермь 2020 – 2021 г.

Оглавление

1. Аннотация… 2

2. Актуальность… 2

3. Введение… 3

4. Основная часть.

Направления в работе …. 4

День открытых дверей…. 4

Формы работы …. 7

5. Заключение …. 9

6. Приложение … 10

Аннотация

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Актуальность

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности образовательных учреждений. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО для детей с ОВЗ) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации адаптированной основной образовательной программы образовательного учреждения является самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь как нельзя кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот эти два краеугольных камня, которые могут служить мостиком в создание сотрудничества детского сада и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.

Введение

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Если ребенок с ОВЗ посещает детский сад, семья взаимодействует с воспитателями, учителем-логопедом, психологом, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени. Однако, не смотря на обилие, казалось бы, условий общения, родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

- изолированность родителей от родительской общественности;

- страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;

- отсутствие объективной картины образовательного процесса;

- нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помощь семье в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, способствование социальной адаптации семьи, мобилизация её возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы педагога зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую образовательным учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Основные принципы организации работы педагога с родителями детей с ОВЗ :

1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в группе";

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;

4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т. д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, конференции и др.);

2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые занятия и внеклассные мероприятия и др.)

День открытых дверей является одним из направлений работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса.

Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.

В нашем саду День открытых дверей проводится один раз в год. В этом году был проведен с 20.01 по 24.01.2020 г.

Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

Информацию о проведении Дня открытых дверей мы заблаговременно сообщаем родителям через объявления на стенде в приёмной, рис. 1

Составлен план проведения мероприятия, оформлена наглядная информация для родителей. Оформлен стенд о правах и обязанностях родителей.

Проведение Дня открытых дверей в группе предоставило возможность взрослым «прожить» день в детском саду. В течение всего дня родители могли посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов, прогулок, с предметно-развивающей средой учреждения, художественно-творческой деятельностью воспитанников. Всё это позволило группе стать более открытой для родителей.

Фотоотчёт проведения дня открытых дверей в группе № 2:

1. Утро началось с зарядки

2. Завтрак

После завтрака родители посмотрели организованно-образовательную деятельность, где принимали активное участие.

3. Музыкальное занятие (Муз. руководитель Бушуева С. Б.)

4. Аппликация (Воспитатель Игошева З. Ф.)

Тема: «Моя семья»

Цель: систематизировать и расширять знания о семье; воспитывать чуткое отношение по отношению к взрослым, воспитывать чувство гордости за свою семь, учить создавать аппликации из геометрических фигур, оформлять работы по образцу; развивать художественно-эстетическое воображение.

Занятие по ФЭМП (учитель-дефектолог Никитина М. Н.)

Тема: «Цифра 7, состав числа 7)

Цель: научить детей считать до 7; познакомить с числом и цифрой 7.

5. Физкультурное занятие (Физ. инструктор Чудненко С. С.)

Круговая тренировка.

6. Занятие с учителем – логопедом (Касьянова Т. В.)

Индивидуальные занятие по автоматизации шипящих и сонорных звуков.

Формирование слоговой структуры слова.

7. Педагог – психолог (Щепалова О. В.)

Тема: диагностика 1.

Цель: диагностика зрительной памяти; диагностика мышления; диагностика внимания; диагностика и развитие коммуникативных навыков.

Дети были внимательны, заинтересованы на всех занятиях, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко шли на контакт. В разных видах деятельности они проявляли себя по-разному. Можно отметить, что все занятия прошли в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере, поставленные задачи были выполнены на необходимом уровне. Воспитанники группы порадовали родителей своими знаниями.

День открытых дверей подошел к концу, родители с удовольствием оставили свои отзывы и пожелания (в соц. сети, в вайбере, поблагодарив педагогический коллектив за предоставленную возможность ближе познакомиться с работой группы (Приложение 1)

Завершился день открытых дверей в пятницу 24.01 совместной постройкой зимних построек (горка, осьминог – для перепрыгивания, воротики для подлезания).

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа.

Индивидуальная:

1. Анкетирование – позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями.

2. Консультации, беседы – проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»

3. Переписка педагога с родителями - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через соц. сети, электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

4. Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс. Родители в ходе занятий знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

5. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в детском саду, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения.

6. Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

Групповые и коллективные:

1. Родительские лектории, практикумы.

Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. Темы могут быть разнообразными.

2. Обмен опытом родителей по семейному воспитанию и обучению детей с ОВЗ может быть проведен в форме круглого стола с приглашением родителей детей с ОВЗ.

3. Родительское собрание.

Одна из основных универсальных форм взаимодействия ОУ с семьями воспитанников для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

4. Совместные досуговые мероприятия.

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т. п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе с одноклассниками провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить литературно- музыкальный вечер. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

5. Тематические консультации, видеозанятия.

Проводятся как для родителей детей с ОВЗ, так и как общегрупповое занятие. Может проводиться в режиме он-лайн, используя Скайп.

6. Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах.

Социализация детей с ОВЗ происходит не только в процессе совместного обучения. Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах как дистанционных, так и очных, рис. 2,3

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

Педагог может организовать различные выставки, галереи творческих работ, проведение акции или конкурс детского рисунка.

Заключение

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между образовательными учреждениями и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ.

В заключение хочется напомнить восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Приложение 1

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Конспект занятия средней логопедической группы «Мы разные, но мы равные!»Конспект занятия средней логопедической группы «Мы разные, но мы равные!» Конспект занятия средней логопедической группы. Тема: «Мы разные, но мы равные!» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное,.

Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом"Комиссурики". Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

План взаимодействия с семьями воспитанников второй младшей группы План взаимодействия с семьями воспитанников 2 младшей группы Цель: вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый.

План взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группыПлан взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы СЕНТЯБРЬ1. Групповое родительское собрание «Готовимся вместе к школе». Цель:знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей.

Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права»Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 075/01-15 от 19.03.2021 г. «О проведении Недели инклюзивного.

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Стенгазета «Разные — равные» (младшая группа)Стенгазета «Разные — равные» (младшая группа) Инклюзивное образование исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям и создаёт все условия для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект комплексного взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ «Мы разные, но мы равные!»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 12:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД