Елена Попова
Цикл дидактических игр «Кошки-мышки» для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Цикл дидактических игр «Кошки - мышки»
Возраст детей и их возрастные характеристики (психологические особенности возраста): младший дошкольный возраст (3- 4 года). В этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.
Публикация «Цикл дидактических игр „Кошки-мышки“ для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кот и кошка. Игры, дидактические пособия
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Мышь, мышки. Игры, дидактические пособия
- Мышь. Все о мышках для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Развиваются память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Дидактическая игра «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»
Цель игры: Продолжать знакомить детей с основными цветами. Упражнять в подборе аналогичного цвета. Развивать быстроту реакции, зрительное восприятие, мышление. Воспитывать усидчивость, внимание.
Содержание игры: Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику». У каждого на тарелочках лежат квадраты разных цветов. Чтобы спрятать мышку надо закрыть дверцу – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит открытую дверцу, зайдёт и съест мышку. Педагог достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». Обратить внимание, что на тарелочках лежат квадратики разного цвета, а нужно выбрать тот, который такого же цвета, что и домик.
Обучение игровым действиям: Учить выбирать квадрат (дверцу) такой же по цвету.
Игровое содержаниеВыбрать квадратик (дверцу) нужного из четырех цветов (зеленый, желтый, красный, синий). Называть цвет квадратика и закрыть дверцу (спрятать мышку).
Находить квадратик того же цвета, что и домик.
Действия воспитателя:
Раздаётся писк.
- Кто это?
- Как вы догадались? Появляется маленькая игрушечная мышка.
- Да, правильно, это мышка.
Какая она? (Маленькая, пушистенькая, серенькая).
- Погладьте ее.
- А вы знаете, где живет мышка? (В норке).
- Она очень любит играть в прятки. От кого прячется мышка? (От кошки).
- Вот и мы поиграем в игру «Кошки - мышки». Воспитатель показывает свои карточки.
- Вот у меня домик мышки. Какого он цвета? (зелёного)
- А какого цвета квадрат надо подобрать к нему, чтобы спрятать мышку? (зелёного)
- А почему зелёный? (потому что домик зелёного цвета).
- Посмотрите, ребята, как я беру зелёный квадрат правой рукой и накладываю его точно,чтобы закрыть дверь, чтобы мышку не было видно.
Точно так же разбираются домики с другими цветами.
- Ну, а теперь, и вы спрячьте своих мышек. Будьте внимательны и аккуратны, не перепутайте цвет.
- Карточки берите правой рукой по одной и раскладывайте точно по открытым дверцам так, чтобы мышек не было видно.
Спрашиваю некоторых детей о цветах, закрепляю с теми, кто их ещё путает. Появляется игрушечный котёнок. Он «мяукает, бегает, ищет мышек».
- Вот какие молодцы! Правильно подобрали цвета, хорошо спрятали мышек. Их не было видно и котёнок не нашёл мышек.
- Давайте котёнка угостим молоком.
- Понравилась вам игра? А как она называлась?» Дети отвечают на вопросы воспитателя.
«ЗАКРОЙ ДВЕРЦУ ОТ КОШКИ - ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ И ФОРМЕ»
Цель игры: Продолжать знакомить детей с основными цветами. Упражнять в подборе аналогичного цвета. Развивать умение различать геометрические формы, соотносить вкладыши по форме. Продолжать развивать быстроту реакции, зрительное восприятие, мышление. Воспитывать усидчивость, внимание.
Содержание игры: Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику». У каждого на тарелочках лежат разные геометрические фигуры,разных цветов. Чтобы спрятать мышку надо закрыть дверцу – фигурой нужной формы и цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где открытая дверца, и съест мышку. Педагог достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». Обратить внимание, что на тарелочках лежат фигуры разного цвета и формы, а нужно выбрать тот, который такого же цвета, что и домик и формы - какая у дверцы.
Обучение игровым действиям: Учить выбирать ту геометрическую фигуру, которая подходит по форме и цвету для домика.
Дверцы в домиках разной формы (круглые, квадратные, треугольные). Крышки для дверей - фигуры той же формы, и цвета, что и домики. Таких домиков и дверей должно быть по одному набору для каждого ребенка.
Педагог предлагает детям помочь мышке спрятаться от кошки.
Действия воспитателя:
Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
Дверцы у всех разные: круглые, квадратные, треугольные.
- Двери мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть двери. Закройте дверцы так, чтобы форма двери совпала с формой геометрической фигуры, а также совпало с цветом домика. (Педагог помогает, если дети испытывают трудность)
Педагог спрашивает детей о выборе той или иной фигуры и цвета, причину выбора.
- Хорошо, теперь наступило утро, дверцы нужно открыть.
-Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!
- Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть дверцы домиков, пусть мышки поиграют. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть дверцы.
- Молодцы, ребята! Все были очень внимательными и ловкими. Все мышата в своих домиках, кошка никого не поймала! Дети слушают и следят за действием воспитателя.
Дети рассматривают и называют геометрические фигуры, повторяют и называют цвета.
Использование игрового материала в самостоятельной деятельности:
Игра размещается на видном месте в группе.
ИГРА «ПОДБЕРИ ДВЕРЦУ ПО ВЕЛИЧИНЕ»
Цель игры: Продолжать знакомить детей с основными цветами. Упражнять в подборе аналогичного цвета. Развивать умение различать геометрические формы, соотносить вкладыши по форме и размеру. Продолжать развивать быстроту реакции, зрительное восприятие, мышление. Воспитывать усидчивость, внимание.
Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т. д.) двух размеров - большие и маленькие.
Содержание игры: Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику». У каждого на тарелочках лежат геометрические фигуры (разного цвета, формы и размера (большие и маленькие).
Чтобы спрятать мышку надо закрыть дверцу – фигурой того же размера, что и дверца домика, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку. Педагог достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». Обратить внимание, что на тарелочках лежат геометрические фигуры разного размера, а нужно выбрать тот, который такого же размера, что и дверца домика.
Обучение игровым действиям: Учить выбирать геометрическую фигуру (дверцу) такой же величины.
Игровое содержание
Выбрать нужную геометрическую фигуру (дверцу) нужного из четырех цветов (зеленый, желтый, красный, синий) и нужного размера. Закрыть дверцу (спрятать мышку).
Действия воспитателя:
Раздаётся писк.
- Кто это?
- Как вы догадались? Появляется маленькая игрушечная мышка.
- Да, правильно, это мышка.
Какая она? (Маленькая, пушистенькая, серенькая).
- Погладьте ее.
- А вы знаете, где живет мышка? (В норке).
- Она очень любит играть в прятки. От кого прячется мышка? (От кошки).
- Вот и мы поиграем в игру «Кошки - мышки». Воспитатель показывает свои карточки.
- Вот у меня домик мышки. Какого он цвета? (зелёного)
- А какого цвета надо подобрать к нему дверцу, чтобы спрятать мышку? (зелёного)
- А какой формы дверца в ломике? (треугольная)
- А какого размера дверца в домике? (маленькая)
- Ну, а теперь вы спрячьте своих мышек. Будьте внимательны и аккуратны, не перепутайте цвет, форму и размер.
- Карточки берите правой рукой по одной и раскладывайте точно по открытым дверцам так, чтобы мышек не было видно.
Появляется игрушечный котёнок. Он «мяукает, бегает, ищет мышек».
- Вот какие молодцы! Правильно подобрали дверцы, хорошо спрятали мышек. Их не было видно и котёнок не нашёл мышек. - Давайте котёнка угостим молоком.
- Понравилась вам игра? А как она называлась?» Дети отвечают на вопросы воспитателя.